Консультация для родителей «Народные традиции в воспитании ребенка»
консультация (средняя группа)
Цель: забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей «Народные традиции в воспитании ребенка» | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43»
Консультация для родителей
«Народные традиции в воспитании ребенка»
Воспитателя: Фёдорова В. Л. Группа: средняя группа | |
г. Усолье – Сибирское 2024
Красота родного края, открывающаяся
благодаря сказке, фантазии, творчеству-
это источник любви к Родине...
В. Сухомлинский.
Цель: забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Задачи:
- систематическое и целенаправленное приобщение родителей к истокам народной культуры.
Традиции — это основа уклада семьи, семьи - дружной крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое — это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.
Использование различных жанров детского фольклора способствует поддержанию эмоционального настроя, стимулирует познавательную и творческую активность в самостоятельной деятельности. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся. Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические, нравственные чувства, развивать духовность. Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Сила народных традиций, прежде всего, заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности ребёнка, и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой, прошлым нашего народа. Как жили русские люди? Как они работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Необходимо донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать их в национальных традициях. Воспитание детей народной культуре, нужно строить на основных принципах:
- Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. д.).
В устном народном творчестве, как нигде, отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представления о доброте, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
- Знакомство с русскими народными играми, считалками. Русские народные игры - один из жанров русского народного творчества. в них заключена информация, дающая представления о повседневной жизни наших предков, их быте, труде. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. Игра представляет обильную пищу для работы ума и воображения.
-Знакомство с традициями, народными приметами и обрядами, обрядовыми праздниками.
- Театрализованная деятельность детей. Дети учатся обыгрывать знакомые песенки, потешки, небылицы, сказки. В процессе театрализованной деятельности, дети глубже чувствуют атмосферу прошлого, знакомят с предметами быта.
-Знакомство с музыкальным фольклором. Дети учатся слушать и петь русские народные песни, водить хороводы, выполнять движения русских народных танцев.
-Знакомство с декоративно - прикладным искусством. Дети узнают историю зарождения народных промыслов.
Одной из самых эффективных форм воздействия на личность были и есть народная сказка. В большинстве русских народных сказок главный герой – богатырь, заботясь о своих близких, своём народе, сражается с различными чудовищами и уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.
В сказках часто даётся образец отзывчивого отношения к окружающему: к животным, к растениям, воде, предметам обихода.
Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребёнок знал свою родню, чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной, укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.
Кратко и лаконично выражаются идеи гуманистического воспитания в народных пословицах, поговорках, колыбельных песен, закличках.
Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощённой уходом за ребёнком. Ребёнка утомившего криком и беспокойством, в раздражении обещают поколотить, пугают старичком, хворостиной, волком, таинственной букой, живущем под сараем, но чаще уговаривают обещанием пряника, калачей, обновы. Такие нехитрые приёмы имеют целью овладеть вниманием ребёнка, успокоить его.
Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности в полной мере развёрнуто в необозримо разнообразных играх. Игра формирует интеллектуальные и физические особенности, с которыми ребёнок будет жить долгие годы. И прав был А. В. Луначарский, сказавший: « Игра, в значительной степени является основой всей человеческой культуры». Игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности и вниманию.
В играх используются « считалки» – одна из древнейших традиций. С их помощью определяют кто « водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение.
Обыкновение пересчитываться идёт из быта взрослых. Традиция пересчитывания в считалках преображена: детям доставляет удовольствие сама возможность играть словами, возникают забавные в своей нелепости сочетание слогов и слов.
В скороговорках предлагались стихи с нарочитым скоплением труднопроизносимых слогов. При повторении этих стихов возникает уподобляющее воздействие одних слогов на другие, и в результате происходят ошибки, смещение звукового ряда, искажение смысла.
Но не только сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, заклички положительно влияют на развитие и воспитание ребёнка, но и многочисленные обычаи и традиции в народных праздниках.
Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей. Обряды отображают нравственные устои русского народа, закрепляют чувство верности к друзьям, развивают эстетические чувства. Это ярко представлено в таких праздниках как Троица, масленица, Крещение, Святочные вечера.
Основные атрибуты празднования Святок – ряжение и колядование. Само слово «коляда» – одни авторы этимологически связывают с итальянским «календа», что означает первый день месяца, другие высказывают предположение, что древнее «колада» означало «круговая еда». Действительно, собранное в «мех» – специальный мешочек – угощение, колядовщики ели совместно по кругу.
Смысл всех святочных действий – попытка заглянуть в будущее, определить, что принесет наступающий год. Люди обращались к природе с молениями о хорошем урожае, здоровья для членов семьи, а девушки еще о замужестве. Как сбудется судьба, пытались узнать через гадание.
В крещенский сочельник пожилые люди не ели до первой звезды или до святой воды. Вернувшись с молебствия со свечами, ставили кресты, либо копотью от свечи, либо мелом «чтобы черт не пролез». В этот день шли (и сейчас ходим) за святой водой. Считается, что эта вода спасение от всех недуг.
Приобщение детей к народным традициям в основном происходит в детских садах и происходит это в форме игр и детских праздников. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.
Уважаемые родители!
Мы вас призываем побольше, рассказывать своим детям о культуре нашего народа, традициях, праздниках, посещать краеведческие музеи, выставки художественно-прикладного искусства, читать сказки, небылицы, басни т.д.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Народные традиции и обычаи в воспитании детей"
Воспитание ребенка – тонкое ремесло, способное прививать качества, присущие национальному характеру государства и народов, проживающих в ней, со своими индивидуальными традициями и жи...
Консультация для родителей "Народные традиции в воспитании детей
Наше прошлое- это фундамент стабильной, полной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа...
консультация для родителей Народные традиции в воспитании детей
Народные традиции в воспитании детей...
Консультация для родителей "Народные традиции воспитании детей"
Народные традиции - это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение.Трудовые традиции духовно...
Консультация для родителей "Народные традиции в воспитании детей дошкольного возраста"
Консультация предназначена родителям детей дошкольного возраста для приобщения к Нравственно-патриотическому воспитанию....
Консультация для родителей "Народные игры в воспитании ребенка"
Русские народные игры для детей – это своеобразная школа жизни. Активная жажда действий удовлетворяется, ребенок учится переживать победы и поражения, свои и своей команды, постоять за себя и за...
Консультация для родителей "Семейные традиции в воспитании ребенка"
В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Нужно ли быть другом своему ребенку? Некоторые родители считают, что дружба — это отношения равных, а взрослые, воспитывая своих детей,...