"Особенности речевого развития дошкольника с ОВЗ"
статья

Новопашина Татьяна Павловна

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osobennosti_rechevogo_razvitiya_doshkolnika_s_ovz.docx16.03 КБ

Предварительный просмотр:

                          Особенности речевого развития дошкольника с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. 

Проблема речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день особенно актуальна. Дошкольники испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют небольшой словарный запас, не умеют строить связные высказывания. Главная проблема ребёнка с ОВЗ заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, недостаточность контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей.

Причины недостаточного уровня развития связной речи ребенка:

  1. Проблемы соматического здоровья дошкольника.
  2. Синдром дефицита внимания.
  3. Подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера, телевизора.
  4. Недостаток общения родителей с ребенком.
  5. Игнорирование родителями речевых трудностей детей.

Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают на этапе завершения дошкольного образования: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Для решения проблемы речевого развития детей с ОВЗ были определены следующие задачи:

1. Развивать речь детей через разнообразные игровые технологии, используя их на всех этапах педагогического процесса.

2. Развивать и совершенствовать все стороны устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь).

3. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

4. Вовлекать родителей в образовательный процесс.

Для полноценного развития речи детей необходимо создавать условия:

  1. Создание и обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
  2. Целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности.
  3. Изучение состояния устной речи детей.
  4. Создание в детском коллективе атмосферы свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей.
  5. Участие родителей в речевом воспитании детей. 

Педагогическое воздействие при развитии речи детей с ОВЗ – очень сложное дело. Нужно научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. А учитывая, что дети с ОВЗ имеют свои особенности необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, развивающим, занимательным.

В работе с детьми ОВЗ необходимо применять следующие подходы:

  1. Индивидуальный подход.
  2. Предупреждение наступления утомляемости.
  3. Активация познавательной деятельности.
  4. Проведение подготовительных мероприятий.
  5. Расширение знаний об окружающем мире.
  6. Коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия и речи

Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:

  • рисование пальчиками;
  • рисование ватными палочками;
  • рисование ладошками;
  • рисование печатками и различными предметами;
  • рисование восковыми мелками и свечой;
  • печать по трафарету;
  • набрызг;
  • рисование мятой бумагой;
  • аппликация из бумажных шариков;
  • кляксография с трубочкой.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Особенности речевого развития дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО"

Данный материал раскрывает тему речевого развития у дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО. Он поможет педагогам  подойти к проблеме речи. Со стороны речевых игр и разных методов решений той ил...

ПЕДСОВЕТ «Особенности речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»

Совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста. ...

Консультация для родителей «Особенности речевого развития дошкольников 3-4 лет»

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и...

Консультация для родителей "Возрастные особенности речевого развития дошкольника"

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушен...

Консультация для родителей "Возрастные особенности речевого развития дошкольника"

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушен...

Возрастные особенности речевого развития дошкольников. Подсказки для родителей по развитию речи детей в домашних условиях.

В данном материале родители и педагоги смогут познакомиться с возрастными особенностями речевого развития дошкольников, рекомендациями по развитию речи ребенка в семье, применить предложенные игры и у...

Консультация для воспитателей "Возрастные особенности речевого развития дошкольников в условиях ДОУ".

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушен...