Семинар – практикум «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
опыты и эксперименты
Ребёнок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum.docx | 498.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум
«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
Цель: пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в образовательной организации; дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка.
Задачи:
- показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;
- обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника;
- познакомить родителей с играми по развитию мелкой моторики рук в группе, через просмотр презентации;
- научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.
Ход семинара.
I. Организационная часть.
Добрый вечер, уважаемые родители! Рада видеть Вас на нашем мероприятии. Отгадайте загадку:
Пять да пять – родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют,
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять» да «пять»,
Угадайте, как их звать? (Пальцы)
Тема нашего семинара – практикума посвящена пальцам и звучит она так: «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».
Предлагаю посмотреть выставку работ продуктивной деятельности детей нашей группы.
II. Основная часть.
- Выступление воспитателя.
Ребёнок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки! Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки). Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.
- Уважаемые родители, вспомните и назовите крылатые выражения о руках. (Родители записывают выражения на один лист бумаги и озвучивают их):
«Мастер на все руки»
«Золотые руки»
«Руки опускаются»
«Чужими руками жар загребать»
«Своя рука - владыка»
«Руки не оттуда растут»
«Как рукой сняло»
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом. Известно, что за последние время, уровень речевого развития детей заметно снизился.
- Как вы думаете, уважаемые родители, с чем это связано? (Обмен мнениями)
- Это можно объяснить несколькими причинами:
. взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома;
. дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео);
. дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.).
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Развитие навыков мелкой моторики является источником ускоренного совершенствования речи, мышления и психического развития. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.
И мы в нашей группе в свободной деятельности детей большое внимание уделяем развитию мелкой моторики рук. В группе есть много различных развивающих пособий, все вы их можете видеть в нашем уголке дидактических игр, дети могут взять их в любое время и заниматься - это различного вида вкладыши, пирамидки, мозаики, кубики, пазлы и т.д., в свободном доступе есть всегда карандаши, листы для рисования, трафареты, штампы, разнообразные раскраски, пластилин.
Уважаемые родители, предлагаю посмотреть презентацию игр и упражнений на развитие мелкой моторики, в которые мы играем в группе, их так же можно использовать дома.
(слайд 1)Шнуровки. Игры с пуговицами. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками.
(слайд 2)Игры с конструктором и мозаикой, пазлы.
(слайд 3)Игры с крупами. Прячем ручки. Пересыпаем крупу. Покормим птичек. Разложи по тарелочкам. Вкусная кашка. Найди игрушку. Игра «Золушка».
(слайд 4)Игры с пластилином: мнём и отщипываем; надавливаем и размазываем; скатываем шарики, раскатываем колбаски; режем на кусочки; лепим картинки; готовим обед.
(слайд 5)Инсценировки с помощью пальчикового театра, театра теней.
(слайд 6)Игры с прищепками.
(слайд 7)Игры с бусинами, макаронами. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.
(слайд 8)Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают так называемые «пальчиковые игры». Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Эти игры очень эмоциональны и увлекательны, способствуют развитию творческой деятельности. «Пальчиковые игры» отображают окружающий мир – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.
(слайд 9)Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.).
- Мастер – класс по изготовлению снежинки из бумаги способом оригами.
Детей привлекает возможность мастерить поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках - это оригами. Притягательная сила этого искусства – в способности будить детское воображение, память, оживлять плоский немой лист бумаги, за считанные минуты превращать в цветы, животных, птиц.
Сейчас можно найти множество книг по этому виду искусства и освоить вместе с ребёнком хотя бы самые простые способы изготовления фигурок. (Раздаю родителям листы бумаги, изготовление снежинки с помощью техники оригами).
Сложите из каждого квадрата базовую форму «воздушный змей», соедините детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой. Подклейте детали. Получатся 6 лучей снежинки.
Приклейте к кружку 2 луча - сверху и снизу, затем поочередно слева и справа, располагая их на одинаковом расстоянии. Затем приклейте остальные лучи и сверху второй кружок.
Снежинка готова.
-Уважаемые родители, как в домашних условиях развивать мелкую моторику рук детей? (Обмен мнениями)
Необязательно покупать дорогие игры – достаточно воспользоваться остатками тканей, и получатся оригинальные развивающие игрушки. Можно просто подобрать несколько лоскутков различной ткани, чтобы ребёнок поглаживал их. Также можно сшить лоскутные мячики и набить их шерстью, ватой, камушками, различными крупами. В настоящее время в магазине можно купить различные игрушки, которые предназначены для совершенствования тонких движений пальчиков ребёнка: пирамидки, мозаики, вкладыши, кубики, развивающий коврик и т. д.
Некоторые игры представлены на нашей выставке, вы можете познакомиться после семинара.
Эти игры:
- развивают мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева;
- формируют навыки шнуровки (завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи;
- развивают творческие способности;
- косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Моя задача состоит в том, чтобы в содружестве с вами, дорогие родители, развить мелкую мускулатуру рук и подготовить детей к письму. Создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык письма. Занимаясь с ребёнком, помните, что внимание у детей этого возраста неустойчивое, они легко отвлекаются. Старайтесь, чтобы время ваших игр не превышало 10 -15 минут.
Лучше выполнить небольшое по объёму задание, но качественно и с хорошим настроением. Играйте, весело проводите время, общайтесь с ребёнком.
Практическая работа
- Уважаемые родители, я предлагаю вам несколько игр и упражнений, в которые можете играть дома с детьми.
Использование стихотворений при выполнении пальчиковой гимнастики развивает восприятие и воспроизведение ритма, движения пальцев рук становятся более целенаправленными и скоординированными. Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Попробуйте и вы с ребёнком поиграть в такие игры, но для начала я предлагаю вам поиграть со мной. Давай разомнём наши уставшие ручки. Игра с родителями из серии «Расскажи стихи руками».
Массажёр «Су-Джок» – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные её зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Использование массажёра способствует активизации деятельности у заторможенных детей и наоборот успокаивает гиперактивных. Вашему вниманию предлагаю пример одного такого занятия с ребёнком - сказка «Маленький ёжик»».
В своей работе с детьми я применяю пальчиковый игротренинг с использованием подручного материала. Это может быть: выкладывание узоров из бусин, пуговиц, пробок, цветных палочек, карандашей, геометрических фигур.
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то речь малыша будет недостаточно развита. То есть, необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно общаться и в быту, и в детском саду, вызывая его на разговор, активизируя его вопросами, просьбами, необходимо читать ему книги, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
(Вручаю каждому участнику семинару памятку «Развитие мелкой моторики рук»).
Решение семинара – практикума:
- Систематически и планомерно применять методы совместной деятельности по развитию мелкой моторики в домашних условиях.
Уважаемые родители, хочу вам предложить подойти к столу и положить в коробочку геометрическую фигуру: если вам сегодняшнее собрание помогло получить знания, которые вы будете применять к своим детям - положите красный кружок; если было не интересно - положите синий квадрат; если вы всё это знаете и применяете на практике со своими детьми - положите жёлтый треугольник.
Минута благодарности.
- Уважаемые родители, я благодарю вас за активное участие в работе семинара – практикума, желаю вам успехов в развитии и воспитании ваших детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
Практические советы родителям, пальчиковые игры, для развития мелкой моторики рук....
Семинар–практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».
Семинар–практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»....
Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
На данном практикуме родители знакомяться с играми и упражнениями на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детскои саду так, и дома....
Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус!...
Семинар -практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».
Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша. На данном се...
Семинар - практикум для родителей "Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста".
консультация...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»...