Семейное чтение как средство воспитания дошкольников.
консультация

Бондарь Ирина Александровна

Семейное чтение как средство воспитания дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynoe_chtenie_kak_sredstvo_vospitaniya_doshkolnikov.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Семейное чтение как средство воспитания дошкольников.

 «Если с детства у ребенка не воспитана

любовь к книге, если чтение не стало его

духовной потребностью на всю жизнь -

в годы отрочества душа подростка

будет пустой, на свет божий выползает, как

будто неизвестно откуда взявшееся плохое»

В. А. Сухомлинский

       Семья важный элемент системы образования.  Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту, а, следовательно, средство духовно-нравственного воспитания личности. В семье закладывается культура обращения с книгой. Сегодня можно встретить не так уж много семей, где бытует традиция семейного чтения. В семьях, где существует традиция семейного чтения, ребенок с самого раннего возраста видит, как почитается в семье книга, чувствует уважение членов семьи к читательскому интересу,  поэтому любовь к чтению у него проявляется как естественная необходимость, как потребность в пище и сне. Когда ребенок подрастает, то тоже включается в этот процесс. Если же этого нет в семье, то не поздно еще начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения.

     Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.  Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.  Книги помогают детям научиться размышлять и фантазировать. Чтение вслух способствует развитию внимания у ребенка. Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.  Книга открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
         Любящие родители – первые слушатели и собеседники своих детей. Не следует забывать, что ребёнок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Проводить чтения-беседы «Вопрос -ответ». Очень любят дети повторное чтение, которое в свою очередь тренирует память и развивает речь. После многократных чтений ребёнок запомнит книгу и сможет проявить самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки.

      Читать надо детям вслух не только всё дошкольное детство, но и тогда, когда он станет школьником. Обязательно после чтения необходимо поговорить с ребенком о    прочитанном, чтобы он почувствовал интерес к книге.  При беседе с ребенком необходимо стараться избегать критических замечаний относительно самого чтения и не задавать вопросов типа: «Что тут главное?», «Какова основная мысль рассказа?». Этими вопросами родители перешагивают через хрупкий момент личностного восприятия, нажимая сразу на понимание. Лучше спросить ребенка: «Что или кто тебе понравился или не понравился и почему?», «Какую ты здесь услышал музыку?». Задавая вопросы  по тексту и уточняя, как он понял смысл, взрослый  облегчает ребенку понимание текста.  Обсуждение прочитанного вместе с ребенком, направляет его мысль в нужную сторону, помогает увидеть важное, то, что скрыто в подтексте. Также ребёнок учится обращать внимание на мелочи и устанавливать причинно-следственные связи, на юмористические моменты. Кроме этого при совместном чтении развивается речь ребенка и его кругозор.         

      Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, оценивает поведение героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других.

       Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности".

Именно книга, как хранилище и источник духовного опыта человечества, должна выполнить  роль духовно-нравственного развития в семье....

Семейное чтение как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника

Семейные чтения сплачивают семью, укрепляют духовные связи между взрослыми и детьми, способствуют взаимопониманию. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержание...

Тема: «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка».

Семья важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному ...

Семейное чтение как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника

Сказка рассматривается в качестве особого средства познания мира и воспитания, усвоения ребенком окружающей действительности. Поэтому весьма актуальным является понимание родителями и педагогами...

«Семейное чтение - форма нравственного воспитания личности дошкольника»

«Семейное чтение  - форма нравственного воспитания  личности дошкольника»Подготовила Лобжанидзе Р.Р.«Читать — это еще ничего не значит,...

Семейное чтение как средство воспитания у детей любознательности

В материале даётся подробная информация для родителей, чем важно семейное чтение как для детей, так и для родителей. Предоставляются рекомендации родителям как организовать семейное чтение и сделать е...