Рекомендации логопеда для развития речи детей.
консультация (подготовительная группа)

Юрченко Оксана Васильевна

Рекомендации составлены для нормально развивающихся детей подготовительной группы. Изучив данные рекомендации родители смогут самостоятельно понять, достаточно ли полноценно сформирована речь ребёнка для обучения в школе или есть некоторые недочёты. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации логопеда по развитию речи детей подготовительной группы.

Наша речь - это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

К моменту поступления в школу у дошкольника должны быть сформированы  следующие навыки:

  • Полностью усвоена звуковая сторона речи.

Ребёнок правильно выговаривает все звуки, не заменяет и не искажает их.

  • Правильно произносит слова сложной слоговой структуры.

Не “проглатываются” и не меняются местами слоги, не искажается слоговой состав.  Пример: велапидист (велосипедист), иструменты (инструменты), фикульстура (физкультура).

  • Сформированы фонематические процессы.

Различает сходные звуки по акустическому и артикуляционному сходству: свистящие-шипящие(с-ц, с-ш, з-ж…), звонкие-глухие (б-п, д-т …), соноры (р-л, м-н).

  • Проводит языковой анализ и синтез.

Может определить, сколько звуков в слове, назвать 2-ой, 4-ый,1-ый, последний звук, «соседей» заданного звука; может определить количество слогов в  одно-, 2-х, 3-х сложных словах.

  • Умеет составлять предложения, распространять их, определять количество слов в предложении.

Примерные задания:

- Рассмотри картинки. Составь по каждой картинке предложения.

- Сосчитай, сколько слов в предложениях:  День был тёплый.  Около дома росла высокая берёза.

- Составь предложения из ряда слов: дымок, идёт, труба, из; орехи, в, белка, прячет, дупло.

  • Развита слухо-речевая память.

Запоминает предложение из 7-8 слов после двукратного предъявления.

Пример: Весной распускаются цветы: ландыши, нарциссы, фиалки, тюльпаны.

  • Словарный запас должен быть шире обиходно-бытовой тематики.

Адекватно пользуется всеми частями речи ( предметы, действия, прилагательные, наречия, предлоги, союзы),  владеет тематическим словарём, обобщающими словами, названиями частей предметов, знает слова-синонимы, антонимы, числительные, некоторые термины ( звук, слог, предложение…).

  • Усвоен грамматический строй языка.

Речь правильная, без аграмматизмов (правильное согласование частей речи, использование предлогов, притяжательных прилагательных, родов, множественного числа, уменьшительно-ласкательных суффиксов).

  • Достаточный уровень развития связной речи.
  • Может логично и последовательно передать содержание сказки, рассказа. Может самостоятельно составить рассказ по тематической картинке и по серии сюжетных из 3 – 4-х картинок. Не нарушает причинно-следственные и временные отношения, не выпускает существенные детали. В речи использует сложные предложения.

Качество связной речи определяет готовность ребёнка к школьному обучению. Кроме того, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, рассуждения по поводу содержания урока, составление изложений и сочинений.

Нередко под связной речью родители понимают отдельные фразовые высказывания. Уточним, что связная речь — это цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль. Рассказ может быть повествовательным (отображение события в динамике), описательным (характеристика предмета, явления) и объяснительным (какой предмет, что с ним делать, почему). Кроме того, существуют рассказы-рассуждения и творческие рассказы (основанные на воображении).

Игры, способствующие активизации словаря.

Дай определение словам  ( по 6 – 8 определений к каждому слову)

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления

Ход игры: я начну, а ты закончи:

Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая

Праздник (какой?) – веселый, долгожданный….

Дай действия словам   ( по 6 – 8 действий к каждому слову)

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания

Ход игры: я начну говорить, а ты закончи:

Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает…

Праздник (что делает?) – наступает, приходит, радует…

Наоборот

Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова

Ход игры: я начну, а ты  продолжи:

Веселый праздник – грустный праздник

Большой подарок – маленький подарок

Светлое небо – …

Чистое платье – …

Хорошее настроение – …

Теплая погода - …

Отгадай предмет по названиям его частей

Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.

Ход игры:

- дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)

- голова, туловище, лапы, крылья (птица)

Сначала вы называете части предмета и просите ребёнка угадать что это, затем наоборот, попросите ребёнка назвать вам части предмета.

Назови одним словом

Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.

Ход игры:  как эти предметы можно назвать одним словом?

 - тарелка, сковорода, кружка, блюдце

- ботинки, валенки, сапоги, сандалии

Сначала вы называете ребёнку слова и просите назвать их обобщающим словом, затем вы называете обобщающее слово, например цветы, и просите назвать как можно больше слов, относящихся к цветам.

Что из чего сделано?

Цель: активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе

Ход игры:

Стакан из стекла – стеклянный

Нож из железа – железный

Чашка из фарфора – фарфоровая

Ваза из хрусталя – хрустальная

Ложка из дерева - …

Сковорода из чугуна - …

«Объясни словечко»

Предлагаете ребёнку объяснить значение любого слова, используя простые, доступные для его понимания слова.

Например:  что такое хоккей? – хоккей это спортивная игра, в которую играют зимой на льду. Игроки надевают коньки и, скользя по льду, забивают в ворота соперника шайбу.

Т.О. предлагаете объяснить и другие слова, например – сугроб, серпантин, добрый, прозрачный, кружиться, оберегать…

 

«Назови по - другому»

Подбираем синонимы к словам.

Врач – доктор, смешной – забавный, бежать – нестись…

«Сравни»  (найди сходства и отличия не менее 3 – 4)

Сравниваем похожие предметы, выделяем существенные признаки.

Например:  бурый медведь и белый медведь.

Сходства – это дикие животные; тело покрыто шерстью; схожие части тела; хищники.

Различия – белый медведь живёт на севере, а бурый в тайге; бурый медведь впадает в спячку, а белый нет; окраска; белый медведь крупнее бурого.

Т. же можно сравнить: тарелка – кружка, огурец – картофель и т. д.

Игры на совершенствование фонематического слуха.

«Я знаю много слов на звук…»

Просите ребёнка придумать как можно больше слов на предложенный звук. Не забывайте, что звуки бывают твёрдые и мягкие.

 Например:  магазин, музыка…, мелодия, мишка…

«Делим слова на слоги»

Предложите ребёнку поделить на слоги предложенные слова, прохлопывая их в ладоши. Один слог – один хлопок.

Например:  лук, мёд – 1 слог, мама, коты – 2 слога, машина, собака – 3 слога…

«Договори словечко»

Вы называете первый слог, ребёнок договаривает, придумывая как можно больше слов.

Например:  ма – машина, марина, малина; ли – лимон, линия, ….

«Что меня окружает?»

Предложите ребёнку посмотреть вокруг, и назвать все предметы на предложенные звуки. Назови все предметы на звук С, М, Р…

«Придумай рифму»

К словам подбираем рифмы.

Кошка – ложка, мех – смех, ботинки – картинки…

Развитие связной речи.

«Придумай предложение»

Предлагаете ребёнку любое слово и, просите придумать предложение с этим словом. В предложении должно быть не менее 5 слов!!!

Например: Кошка.  Пушистая, рыжая кошка гуляла во дворе.

«Договори предложение»

Вы говорите начало предложения, ребёнок заканчивает.

Например:   На улице стало холодно, потому что….

«Придумай историю»

Предлагаете ребёнку придумать историю (сказку, рассказ) на любую интересную для него  тему. Можно оформлять истории в виде книжек и рассказывать родственникам или детям в дет.саду.

«Составь предложение»

Просите ребёнка собрать предложение из предложенных вами слов, данных вразброс.

Например:  дерево, под, сидел, серый, зайка, беззащитный.

  • Учитесь пересказывать текст, сохраняя смысл и содержание; ребёнок должен уметь самостоятельно составлять рассказ. Можно начинать с небольших рассказов, постепенно переходя к более длинным.  Для упражнений в рассказывании используют пересказ сказки или рассказа, прочитанного взрослым, пересказ фильма, мультфильма, продолжение рассказа по началу, составление рассказа по концу

  • Для овладения связной речью следует научить ребенка давать полный ответ на вопрос, вызвать у ребенка желание о чем-то рассказать, расспрашивать о важных для него событиях, слушать внимательно и направлять сбивчивый рассказ путем вопросов по содержанию.

  • Учитесь составлять  рассказы по серии сюжетных картин, сам порядок расположения которых является планом рассказа и не дает уклониться в сторону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации логопеда по развитию речи с направлениями профилактической работы для родителей и педагогов ДОУ

В материале представлены игры и упражнения для развития речи  дошкольников 3-4 лет, 5лет, 6-7лет....

Консультация «Рекомендации логопеда по развитию речи в летний период. Отдыхая, развивайтесь!».

Чтобы лето не пропало даром, или того хуже не «вымыло» и не «засветило» пленку в голове ребенка, на которую в течение года так много записано информации, необходимо продолжать ...

Рекомендации логопеда воспитателям «Развитие речи через игру во время прогулки».

Прогулка - одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и ...

Рекомендации логопеда воспитателям «Развитие речи через игру во время прогулки».

Прогулка - одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и ...

Рекомендации логопеда по развитию речи по теме: «Перелетные птицы».

Представлены рекомендации логопеда по развитию речи по теме: «Перелетные птицы» в родительский уголок....

Рекомендации родителям по развитию речи детей 3-4 лет от учителя-логопеда

Рекомендации родителям по развитию речи детей 3-4 лет...