Памятка для родителей «Сенсорное развитие и воспитание ребенка 3-4 лет»
консультация (младшая группа)
Важной составляющей в развитии ребенка 3-4 лет является сенсорное развитие, которое направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. От уровня сенсорного развития Вашего ребенка зависят его успешность в умственной, физической и эстетической сферах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_roditeley_po_sensoriki.docx | 33.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
«Сенсорное развитие и воспитание ребенка 3-4 лет»
Важной составляющей в развитии ребенка 3-4 лет является сенсорное развитие, которое направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. От уровня сенсорного развития Вашего ребенка зависят его успешность в умственной, физической и эстетической сферах.
В возрасте 3-4 лет ребенок активно усваивает сенсорные эталоны. К сенсорным эталонам относят общепринятые цвета, величины, формы, пространственные положения, вкус, запах и т. д.
В данном возрасте необходимо формировать следующие эталоны:
• формы – плоскостные геометрические фигуры и их названия (7) (квадрат, круг, прямоугольник, овал, треугольник, звезда, крест).
• цвета – семь цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, а также черный, серый, белый) и называть 3-4 цвета.
• величины – отношения по величине между предметами («большой», «маленький», «самый большой» и т. д – сравнение).
• пространственные – расположение предметов в пространстве (вверху, внизу, слева, справа, впереди, позади).
В домашних условиях помочь развить сенсорные эталоны ребенка вы можете следующими способами:
- с помощью разнообразных окружающих предметов как на прогулке во дворе, так и дома Вы можете с ребенком осваивать такие сенсорные свойства: как твердость, мягкость, хрупкость, пластичность (обратите внимание на игрушки, камушки, листочки, продукты питания и другой окружающий ребенка материал).
- дома есть возможность сравнивать такие сенсорные свойства как: горячее/холодное, тяжелое/легкое, кислое/сладкое/горькое и др.
Игры дома, на прогулке, в магазине:
• Что бывает круглым? (квадратным, треугольным и т. д.)
• Назови все предметы вокруг зеленого цвета? (желтый, красный и т. д.)
• Что больше апельсин или мандаринка?
• Что слаще апельсин или мандаринка? А какая по вкусу мандаринка? Если мы в компот бросим соль, а в суп сахар?
• Что больше маленький слон или большая мышка (медведь живой или игрушечный?
• Где лежит игрушка?
У Вас есть возможность придумывать свои варианты игр, дети с удовольствием включаются в них!
Развивать сенсорику можно с помощью продуктивной деятельности детей: лепка из глины или пластилина, рисование, конструирование, аппликация, поделки из различного материала.
Сенсорные игрушки:
коробочка с геометрическими формами; вкладыши различных размеров; стаканчики для вкладывания друг в друга; разрезные картинки («Пазл» из 6-12 частей); пирамидки; лото; мозаика, домино, конструктор.
Играйте вместе с детьми! Поощряйте интерес ребенка к предметам окружения и не ленитесь отвечать на его вопросы, больше сравнивайте, сопоставляйте и экспериментируйте и тогда Ваш малыш будет считать мир ярким и интересным!
Консультация для родителей
Тема: «Сенсорное воспитание детей»
Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо также осуществлять сенсорное воспитание. Сенсорное в воспитание это целеноправленый процесс развития ощущений, восприятия, чувств. Основой сенсорного воспитания являются анализаторы, органы чувств: глаза, уши, нос, язык, тело (кожа, тактильные анализаторы (руки, которые обладают природными способностями определять: глаза (цвет, форму, величину, пространственные отношения); ухо (звуки); нос (запахи); язык (вкус); тело (внешние качества предмета и температуру, временные отношения).
Существуют задачи сенсорного воспитания. Главными являются:
1. Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир. Этому можно научить лишь через интерес, загадочность, тайну, которые можно вызвать через:
Чтение познавательной литературы. Например: «Золотой луг» Пришвин, «Синичкин календарь» Бианки, «Лисичкин хлеб» Пришвин, детские энциклопедии «Я познаю мир» и т. д.
Через собственный опыт и пример родителей. Например: «Почему крапива жжётся?». (У неё на листьях находятся маленькие иголочки, похожие на ампулки с кислотой. Когда человек задевает крапиву, ампулка ломается и эта кислота нас жжет.)
2. Научить ребёнка обследовать. Обследование осуществляется в три этапа:
Учим ребёнка определять форму предмета в целом. Например: снеговик имеет несколько кругов разных размеров; яблоко-круглое.
Учим ребёнка выявлять форму, размер главных частей предмета. Например: у курицы есть голова, туловище, хвост.
Учим ребёнка выявлять второстепенные части предмета. Например: у курицы - клюв, глаза, крылья, ноги.
3. Формировать у детей сенсорные эталоны. Это образцы того или иного качества предмета, выработанные человечеством.
Выделяют эталоны:
Цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый).
Формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т. д.)
Величины (большой, маленький, самый маленький и т. д.)
Вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный).
Обоняния (запах гари, аромат духов и т. д.)
Эталон звукочастотной чувствительности (громкий, тихий звук; высокий, низкий голос, тон.)
Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.)
Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т. д.)
Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т. д.)
4. Формировать у детей умения использовать свои сенсорные навыки в разных видах деятельности. Например:
Математика. Усвоив эталоны величины большой, маленький, ребёнок может посчитать или разбить на две группы большие морковки и маленькие ягодки.
Изобразительная деятельность. Усвоив тот или иной цвет в дидактической игре, ребёнок использует его в аппликации, рисовании овощей, фруктов и т. д.
Игра. с/р «День рождения». Ребёнок зная какие продукты сладкие, кислые, горькие, солёные будет правильно готовить угощение.
Для решения задач сенсорного воспитания используют разнообразные методы.
1. Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное.
2. Метод сенсорного развития мотивации обследования. Например: «Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.
3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании. Например, яблоко: форма- круглое, окраска- жёлтое, на вкус- сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.
4. Метод сравнения. Например: сравниваем квадрат и круг методом наложения. Круг - круглый, катиться, нет углов. Квадрат - есть углы, все стороны равны, углы одинаковые.
5. Метод упражнения, т. е. многократное повторение. Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.
Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Например, в лесу, в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у берёзы она лимонного цвета, у дуба – коричневого, у осины – красного или лилового. Картина осеннего леса, парка воспринимается ярче, если вы предлагаете послушать голоса птиц, шум ветра, шорох падающих листьев; учите определять запах грибов, прелой зелени.
Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка.
Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию
для детей 3-4 лет.
1. Д/И «ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий», «длиннее - короче», развивать воображение, мышление.
РУКОВОДСТВО: Сначала рассматриваем ленточки по длине, потом детям предлагают карточки и плоскостные палочки разной длины и цвета. Путем раскладывания ребенок определяет, где длинная и короткая палочки.
2. Д/И «ВКЛАДЫШИ»
ЦЕЛЬ: Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.
РУКОВОДСТВО: Сначало показываем геометрические фигуры, называем их и показываем детям, как надо их вставлять в трафареты. Во время игры постоянно закреплять название фигур - круг, квадрат, треугольник.
3. Д/И «КАКОГО ЦВЕТА НЕ ХВАТАЕТ?»
ЦЕЛЬ: Развивать наблюдательность, внимание, память и сенсорные способности, умение сказать, какого цвета отсутствует диск.
4. Д/И «ОБВЕДИ И ЗАШТРИХУЙ»
ЦЕЛЬ: Развивать и закреплять сенсорные способности детей, умение заштриховывать по трафарету на белом листе круг, квадрат, треугольник, закрепить основные цвета.
РУКОВОДСТВО: Сначало показываем детям трафареты геометрических фигур. Дети рассматривают, какого цвета, потом показываете, как на белом листе бумаги он заштриховывает таким же карандашом, как и трафарет.
5. Д/И «ОДИН – МНОГО»
ЦЕЛЬ: Развивать первые математические способности, развивать внимание мышление, умение различать цвет предметов.
РУКОВОДСТВО: Показываете на магнитной доске картинки игрушку одну, много, закрепляете цвет. Потом предлагаете детям по показу найти и прикрепить такие же картинки.
6. Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ МОТОЧКИ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение.
РУКОВОДСТВО: Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все нитки, предлагает малышам смотать каждому по моточку нитки, у каждого свой цвет нитки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.
7. Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПРИЩЕПКИ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение.
РУКОВОДСТВО: Приходит «бабушка» и жалуется, что внучата сложили все прищепки в оду коробку, предлагает малышам разложить их по цветам коробки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.
8. Д/И «БОЛЬШОЙ, ПОМЕНЬШЕ, МАЛЕНЬКИЙ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.
РУКОВОДСТВО: Показываете набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагаете показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т. д. на усмотрение вашей фантазии.
9. Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАПЛИ»
ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять сенсорные способности детей цвет, умение набирать пипеткой по указанию и капать в ячейки по цвету, развивать память, мышление.
РУКОВОДСТВО: Показываете баночки с разноцветной гуашью. Сначала 2-х цветов, к концу года 4-х основных цветов. Раздаете рисунок и палитру с ячейками по цвету. Показываете действия. Потом предлагаете детям по словесному указателю набрать в баночке и накапать в ячейки, не смешивая цветов. Каждое действие оговаривается с каждым ребенком.
10. Д/И «ПОКАЖИ ТАКУЮ ЖЕ»
ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, развивать мышление, разговорную речь умение называть цвет фигуры.
РУКОВОДСТВО: Приходит в гости Зайка и приносит коробочку с геометрическими фигурами, просит рассказать детей, что это такое. Сначала показываете фигуру и ее цвет. Потом раздаете наборы фигур детям и по своему показу просите показать ребенка, постоянно вовлекая его в речевую активность.
11. Д/И «КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ, ЗЕЛЕНЫЙ»
ЦЕЛЬ: Учить различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей.
РУКОВОДСТВО: У ребенка на столе изображение предметов (игрушки, цветы, одежда разных цветов). Вы показываете или картинку определенного цвета или предмет такого же цвета. Ребенок должен показать свою картинку с таким же изображением и цветом.
12. Д/И «НАЙДИ МАТРЕШКЕ ВЕДЕРКО»
ЦЕЛЬ: продолжать закреплять и называть 4 основных цвета, развивать мышление, память, разговорную речь.
РУКОВОДСТВО: Разделяются набор матрешек красного, зеленого, синего цвета и соответственно таких же цвет» ведерки. Сначало показываете, какое ведерко нужно каждой матрешке. Потом предлагает детям найти ведерко для матрешки, закрепить название цвета платья матрешки и ведра, вовлекать детей разными вопросами в речевую активность.
13. Д/И «ЦВЕТНЫЕ КОЛПАЧКИ»
ЦЕЛЬ: Закрепить умение действовать с предметами и раскладывать колпачки по одинаковому цветовому признаку.
14. Д/И «СОБЕРИ И РАЗБЕРИ ПИРАМИДКУ»
ЦЕЛЬ: Развитие сенсорных способностей, умения действовать с пирамидками разной формы, соблюдая последовательность в собирании.
15. Д/И «НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЬЦА НА ШНУРОК»
ЦЕЛЬ: Закрепить умение действовать с предметами, развивать моторику: кистей рук, потренировать в различении 4-х основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый).
16. Д/И «ЦВЕТНОЕ ДОМИНО»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей путем отыскивания предмета заданного цвета, закрепление 4-х основных цветов.
РУКОВОДСТВО: Предлагается детям выложить дорожку, отыскивая у себя домино такого же цвета, какого цвета домино положил предыдущий ребенок
17. Д/И «НАЙДИ НУЖНЫЙ ЦВЕТ»
ЦЕЛЬ: Закреплять сенсорные способности детей, умение подбирать по образцу нужного цвета пробки или бусинки и выкладывать рисунок на образце.
18. Д/И «РАСКЛАДЫВАНИЕ ОДНОРОДНЫХ ПРЕДМЕТОВ РАЗНОЙ ВЕЛИЧИНЫ»
ЦЕЛЬ: Учить находить одинаковые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, но разной величины.
РУКОВОДСТВО: у каждого плоскостные изображения круга, треугольника, квадрата разной величины и можно разного цвета. Вы предлагаете по показу подобрать свои геометрические фигуры.
19. Д/И «УГАДАЙ НА ВКУС»
Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т. д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.
20. Д/И «РАСТОПИ ЛЁД»
Достаньте из холодильника 2 кубика льда, один дайте ребенку, другой возьмите себе.
Предложите малышу растопить лёд и прокомментировать, как это происходит (холодный, твердый, жидкий).
21. Д/И «КТО ЛЕТАЕТ?»
Объясните малышу: «Я буду называть разные предметы, животных, птиц. Если назову что-нибудь летающее – подними ручки, нелетающее – хлопай в ладоши. – Ракета?. – Голубь?. – Стол?. и т. д.»
Дайте малышу время подумать.
Аналогично проводятся игры: «Что идёт?» и т. д.
22. Д/И «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ»
Приготовьте 5 больших и 5 малых кругов. Смешайте круги, покажите их ребенку со словами: «Эти круги разные». Покажите сначала большие, затем маленькие круги по одному («Это круги большие, а это маленькие»).
Большие круги складывайте в одну сторону, а маленькие – в другую.
Свои действия поясняйте. Приложите два маленьких круга друг к другу, подчеркните, что они одинаковые.
При сортировке третьей пары кругов спросите, куда нужно класть большой, а куда – маленький круг. Ребенок раскладывает круги.
Как варианты можно использовать квадрат и треугольник, круг и квадрат и пр.
23. Д/И «ГДЕ КРУГ, А ГДЕ КВАДРАТ»
Приготовьте 5 кругов и 5 квадратов, перемешайте их, объясните, что игрушки разные.
Начинайте группировать по форме, затем попросите ребенка распределить фигуры на две группы.
Варианты: прямоугольник и треугольник, 2 вида пуговиц и т. д.
24. Д/И «ПОДБЕРИ ФИГУРУ»
Приготовьте картинки, на которых нарисованы геометрические фигуры – квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, а также несколько самих фигур.
Предложите ребенку подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите малышу, как это нужно делать, а затем попросите его самого выполнить задание.
25. Д/И «БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ»
Приготовьте большие и маленькие варианты одного предмета: ложки, чашки, пуговицы, игрушки и т. д.
Попросите малыша из каждой пары выбрать больший. Можете попросить малыша разложить предметы в две группы – большие и маленькие.
Вариант 1: попросите ребенка найти и показать вам большие и маленькие парные предметы домашней обстановки.
Вариант 2: предложите малышу два карандаша – большой и маленький. Попросите провести линию большим карандашом.
Задание можно и усложнить: пусть ребенок проведет большим карандашом большую дорожку, а маленьким – маленькую.
26. Д/И «ПРЯТКИ»
Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов.
Попросите малыша «спрятать» маленькие фигуры за большими (обязательно покажите, что маленькую фигуру легко накрыть большой, и тогда маленькую фигуру не будет видно).
27. Д/И «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.
28. Д/И «СПРЯЧЬ ЛИСТОК»
Приготовьте лист бумаги, одна половина которого окрашена в зеленый, а другая – в желтый цвет. Объясните ребенку, что бумага двух цветов. Дайте малышу 6-8 вырезанных из бумаги листиков (одни желтые, другие - зеленые).
Положив желтый листик на желтую половину листа бумаги, объясните, что листик «спрятался», его не видно. Затем положите желтый листик на зеленую половину и подчеркните, что теперь его очень хорошо видно. Попросите ребенка «спрятать» листики так, чтобы их не было видно.
Если малыш затрудняется, можно дать ему более контрастные цвета – красно-синий лист бумаги и аналогично раскрашенных рыбок, цветочки и т. д.
Постепенно усложняйте задачу, стоящую перед ребенком, давая ему предметы близких цветовых тонов (синего и фиолетового, оранжевого и желтого и пр.).
Можно также «спрятать» предметы трех-четырех цветов. Каждый раз обсуждайте с ребенком ход выполнения задания.
29. Д/И «НАЙДИ ТВОЙ ЦВЕТ»
Дайте малышу в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т. д.).
Предложите ему пройти по дому и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.
30. Д/И «БУСЫ»
Возьмите 4 больших круглых и 4 больших квадратных бусины одинакового цвета, тонкий шнур или толстую нить.
Объясните малышу, что бусины разной формы и нанизывать их нужно по очереди – шарик, потом кубик.
Варианты: нанизывание по очереди бусин одинаковой формы и цвета, но разного размера или одинаковых по форме и размеру, но двух цветов.
31. Д/И «ГОЛОВОЛОМКА»
Разрежьте на 3 части какую-нибудь яркую предметную картинку. Вначале предложите ребенку собрать ее по образцу, а затем – самостоятельно.
32. Д/И «ЗАКЛЕЙ ДЫРКИ»
Возьмите любую картинку или фотографию из журнала, книги (изображение должно быть понятно ребенку, вырежьте из нее квадраты, кружки, треугольники.
Наклейте картинку «с дырками» на лист белой бумаги и предложите ребенку закрыть образовавшиеся на картинке «белые пятна» фигурами, которые из нее вырезаны.
33. Д/И «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?»
Расставьте на столе 5-6 знакомых малышу игрушек: зайца, мишку, петуха и пр.
Попросите его внимательно посмотреть и отвернуться, а сами уберите одну игрушку. Спросите: «Чего не хватает?».
Игру можно усложнять, вводя в нее большее количество предметов.
Вариант: «Что прибавилось?».
34. Д/И «СДЕЛАЙ, КАК БЫЛО»
Расставьте на столе 5 знакомых малышу игрушек (машина, кубик и т. д.).
Предложите ребенку посмотреть, что где лежит, и отвернуться, предупредив, что переложите одну игрушку. Затем попросите сказать, что изменилось.
Сенсорные игрушки:
коробочка с геометрическими формами; вкладыши различных размеров; стаканчики для вкладывания друг в друга; разрезные картинки («Пазл» из 6-12 частей); пирамидки; лото; мозаика, домино, конструктор.
Играйте вместе с детьми! Поощряйте интерес ребенка к предметам окружения и не ленитесь отвечать на его вопросы, больше сравнивайте, сопоставляйте и экспериментируйте и тогда Ваш малыш будет считать мир
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для родителей по вопросам сенсорного развития и воспитания ребенка.
При подготовке к родительскому собранию по теме: " Сенсорное вспитание ребенка - фундамент умственного развития ребенка", мы подготовили для родителей анкету по выявлению интересов и знаний родителей ...
Памятка для родителей«Сенсорное развитие и воспитание ребенка 3-4 лет»
Памятка для родителей....
Памятка для родителей «Сенсорное развитие ребенка младенческого возраста. Примерные развивающие игры по сенсорному развитию для малышей от 7 месяцев до года»
В данном материале представлены разнообразные игры по сенсорному развитию детей, что, безусловно, будет интересен педагогам групп раннего возраста и родителям детей младенческого возраста....
Памятка для родителей "Сенсорное развитие и воспитание ребенка 3-4 лет"
Памятка для родителей "Сенсорное развитие и воспитание ребенка 3-4 лет"...
Консультация для родителей. «Сенсорное развитие и воспитание ребенка 4 лет».
Консультация для родителей. «Сенсорное развитие и воспитание ребенка 4 лет».Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо также осуществлять...
Памятка для родителей "Сенсорное развитие и воспитание ребенка 3-4 лет"
Памятка для родителей "Сенсорное развитие и воспитание ребенка 3-4 лет"...