Подготовка детей и родителей к посещению детского сада
консультация (младшая группа)
Рекомендации родителям, чтобы адаптация детей к детскому саду прошла безболезненно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_detey_i_roditeley_k_detskomu_sadu.docx | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка детей и родителей к детскому саду.
Цель: сформировать готовность родителей отправить ребёнка в детский сад; помочь облегчить адаптацию детей к группе; формировать у детей элементарные навыки самообслуживания.
1.Ритуал прощания поможет вам и малышу спокойнее расставаться по утрам.
Что такое ритуал прощания? Это ваши действия и слова, которые транслируют ребёнку посыл: «я сейчас уйду, но обязательно вернусь» и, самое главное «я тебя люблю». Ваша задача – использовать ритуал каждый раз, когда вы куда-то уходите. Не убегайте, пока малыш не видит, не обманывайте его. Обнимайте и целуйте у дверей, говорите, когда вернётесь.
Зачем ребёнку ритуал прощания? Для ребёнка важна стабильность. Он видит, что изо дня в день вы куда-то уходите, прощаетесь у порога и каждый раз возвращаетесь. В детском саду ритуал поможет ребёнку быть спокойнее, когда утром вы оставите его в группе. Конечно, ребёнку будет грустно, в первое время он будет плакать и скучать. Но психологически он будет готов, ведь вы уже много раз доказывали ему, что вы каждый раз приходите обратно.
Зачем родителям ритуал прощания? Ритуал помогает маме психологически подготовиться к тому, что придётся отпустить малыша. Часто происходит ситуация, когда после прощания с мамой малыш плачет и воспитатель общается с ним, придумывает игры, чтобы его отвлечь. Но как только малыш отвлекается, мама вдруг вспоминает, что забыла положить ему носовой платочек, и заглядывает в группу. И ребёнок заново испытывает тот же стресс. В другой ситуации мама тоже вспоминает про условный платочек, но не возвращается, потому что знает о последствиях. Она весь день корит себя, чувствует вину. Такая мама тоже не научилась отпускать ребёнка.
Как создать свой ритуал? Не убегайте, прощайтесь каждый раз одним и тем же способом. Чётко проговаривайте, во сколько вернётесь: «Я вернусь, когда закончится мультфильм», «Ты погуляешь, пообедаешь, и я приду за тобой». Сразу уходите. И запомните: ребёнок имеет право расстраиваться и плакать, когда вы уходите, ведь он вас очень любит. Это нормально. Поэтому очень полезно до прихода в детский сад придумать свой ритуал и начать использовать его.
2. Навыки самообслуживания помогут ребёнку установить личные границы.
Почему важно уметь раздеваться? Умеет ли ваш ребёнок сам снимать носочки, колготки, шортики или юбочку, сандалики? Ребёнок, который уже научился, сможет беспрепятственно пользоваться горшком. Малыш, не имеющий этих навыков, будет ждать, когда кто-то из взрослых его разденет и посадит на горшочек, а в группе много детей. Проверьте одежду. Даже если ребёнок умеет снимать её, но она тугая и неудобная – он может не справиться, будет мучиться с пуговками, тугими резинками, завязками и может неуспеть. А как следствие, написает в штанишки. Так у ребёнка может возникнуть негативная реакция на горшок в детском саду.
Почему важно уметь вытирать попу? Умеет ли ваш ребёнок пользоваться горшком? А самостоятельно вытирать попу салфеткой? Ему будет комфортнее, если не чужая тётя будет вытирать его попу, а он сделает это сам. Обращали ли вы внимание, как дети вытирают лицо после непрошеного поцелуя или не дают себя обнять? Они не идут на руки к посторонним людям, иногда даже к бабушкам и дедушкам. Это нормально, так дети демонстрируют границы собственного тела. Эти границы сейчас ещё формируются: «ко мне прикасаются только самые близкие – мама и папа», «у меня есть интимные части тела, которые я никому не показываю».
Чем опасно нарушение личных границ ребёнка? Поверьте, испачканные трусики – это не конец света по сравнению с действиями взрослых против желания ребёнка. Навык самостоятельно вытирать попу – важный этап сексуального воспитания, личные границы ребёнка должны формироваться без нарушений. Во взрослом возрасте люди с нарушенными границами не могут отказать, даже если согласие не вписывается в их внутренние нормы. Они теряются перед хамом или агрессором. Это группа риска для физического, психологического и сексуального насилия.
3. Ребёнок будет меньше уставать, если заранее перейдёт на режим дня детского сада.
Как физиология ребёнка связана с режимом дня?
На режим детского сада нужно перейти минимум за месяц. Причина в физиологии малыша. Если ребёнок привык обедать в час дня, то к этому времени у него начинает вырабатываться желудочный сок и он испытывает чувство голода. Такой малыш не захочет кушать в 11.30, когда в ясельной группе начнётся обед. Потом, к часу дня, он проголодается и не сможет уснуть в тихий час или будет постоянно просыпаться и плакать. Таким же образом на ребёнка повлияет смещённое время дневного сна.
Какого режима дня придерживаться? Постепенно переходите на режим дня детского сада. Завтрак начинается в 8.30, прогулка с 10.00 до 11.20, обед в 11.40, сон с 12.10 до 15.00, полдник в 15.10, ужин в 16.15. Вечером укладывайте ребёнка спать не позднее 21.00. Это связано с возрастными периодами дневной выносливости и выработкой гормонов сна и роста – мелатонина, а при переутомлении и «перегуле» - кортизола, гормона стресса.
Что нужно знать о периодах дневной выносливости? Период выносливости – это временной промежуток без сна, который ребёнок может выдержать без переутомления. То есть это период времени с момента, когда малыш начал просыпаться, до момента, когда он заснёт. Для ребёнка двух лет период дневной выносливости длится 5-6 часов. Это значит, что если ваш ребёнок проснулся после дневного сна в 15.00, то в 20.00-21.00 он устанет и захочет спать. Точное время индивидуально: один малыш готов уснуть через 5 часов, другой – только через 6.
4. Навыки держать ложку и складывать одежду помогут малышу быть самостоятельным.
Почему важно уметь держать ложку? Продолжаем осваивать навыки самообслуживания. Ответьте на вопрос: «Мой ребёнок кушает самостоятельно или он только пережёвывает пищу, а ложкой орудует мама?» Ребёнок, который хорошо держит ложку и активно пользуется ею, не будет испытывать стресс во время приёма пищи. Ему не придётся ждать, пока его покормит малознакомая тётя. Воспитатель и няня докармливают всех, кто не берёт ложку, но не каждый ребёнок к этому готов. Поэтому задача родителей – помочь ребёнку быть самостоятельным во время приёма пищи.
Как учить малыша складывать одежду на стульчик.
Расскажите малышу, что в детском саду после обеда все ребята ставят свои стульчики в кружок и раздеваются, аккуратно складывают одежду на стульчик и идут в свою кроватку. Научите ребёнка просить помощи в тех случаях, когда он не может что-то снять самостоятельно, и поощряйте, когда у него будет получаться. Когда будете учить ребёнка, заодно протестируйте его одежду на удобство. В первые месяцы уберите из гардероба вещи, которые можно снять и надеть только с помощью взрослого. Наша главная задача – научить навыкам самообслуживания, а красивые сложные наряды можно будет достать чуть позже.
5. Ребёнок сам захочет в детский сад, если вы правильно о нём расскажете.
Как начать разговаривать с малышом о детском саде? Постарайтесь объяснить ребёнку, что такое детский сад, зачем детям надо туда ходить, почему вы хотите, чтобы он туда пошёл. Например: «Детский сад – это огромный дом для маленьких деток. Их туда приводят родители, чтобы они могли вместе покушать, поиграть и погулять. Пока ты будешь там, вместо меня о тебе будет заботиться тётя-воспитатель. Она покажет тебе много-много игрушек, детскую площадку, песочницу, научит играть с другими детками в разные игры».
Как часто и что говорить ребёнку. За три месяца до начала посещения детского сада повторяйте ребёнку две установки. Первая: «Мамы и папы ходят на работу, а все детки твоего возраста ходят в детский сад». В этой фразе нужно сделать упор на слове «все». Вторая: «Дети в садике не живут, их родители приводят туда по утрам, а вечером забирают домой». Делаем упор на «не живут». Каждый раз, когда вы идёте с ребёнком мимо детского сада, напоминайте, как ему повезло, ведь совсем скоро он будет сюда ходить. При ребёнке говорите близким, как гордитесь им, ведь его взяли в садик. Скоро ребёнок сам начнёт хвастаться садиком.
Что рассказать о распорядке дня в детском саду. Чтобы ребёнок был готов к детскому саду, говорите с ним о будущем распорядке дня – чем и в какой очерёдности он будет там заниматься. Детей пугает неизвестность, и чем подробнее вы опишите режим, тем спокойнее ребёнок будет себя чувствовать. Переспрашивайте у него, помнит ли он, что произойдёт после прогулки, куда следует сложить вещи, кто ему поможет раздеться, что будут делать дети после обеда.
Что рассказать о трудностях в детском саду.
Спокойно расскажите, с какими возможными трудностями ребёнок столкнётся и как их преодолеть. Например: «Если ты захочешь писать, скажи об этом тёте-воспитателю». Мягко предупредите ребёнка о том, что в группе много детей, и иногда ему нужно будет подождать своей очереди.
6. Переход на горшок от памперсов пройдёт без стресса, если соблюдать правила.
Когда можно считать, что ребёнок умеет пользоваться горшком. Навык сформирован, только если ребёнок без напоминаний, осознанно садится на горшок. Если вы каждый раз просите ребёнка, используете определённые слова или звук воды, то сформирован не навык, а условный рефлекс. В стрессовой ситуации при адаптации к детскому саду ребёнок начнёт игнорировать горшок. То же самое, если ребёнок только показывает, что хочет на горшок, но всё за него делает мама.
Когда ребёнок готов перейти на горшок. В 18 месяцев ребёнок начинает чувствовать позывы к мочеиспусканию и стремится показать это вербально или жестами. Он дёргает за штанишки, становится необычно сосредоточенным. Другие критерии – малыш умеет самостоятельно снимать и надевать штанишки, проявляет негативные эмоции, когда на нём грязный подгузник, становится брезгливым.
Какие есть правила для горшка. Горшок должен быть один. Он должен быть устойчивым и физиологически удобным для ребёнка. Не ставьте горшок среди игрушек, не покупайте горшок с музыкой или подсветкой – он не должен ассоциироваться с игрой. Не передвигайте горшок, пусть он стоит на одном месте и днём, и ночью. Если ночью ребёнок просыпается по нужде, то идёт к горшку на его обычном месте. За горшок можно только хвалить, ругать за оплошности нельзя.
Как научить пользоваться горшком. В многодетных семьях дети учатся садиться на горшок быстрее, потому что перед глазами есть пример старших братьев и сестёр. Чтобы помочь ребёнку, сходите в гости, где есть малыш одного пола с вашим ребёнком. На своём примере он покажет, что горшок – это удобно. Дома сажайте на горшок только при полном мочевом пузыре, чтобы сформировать связку «ощущение наполненности – горшок – мочеиспускание». Как только ребёнок сам, без вашей просьбы, сходил на горшок, убирайте дневные памперсы и надевайте обычные трусики. Оставляйте ребёнка на ночной сон без памперса только после двух недель без дневных промашек.
7. Почему в детском саду дети начинают чаще болеть и как это связано с адаптацией.
Как адаптация влияет на иммунитет Некоторые дети начинают часто болеть в детском саду. Причина может быть в иммунитете. В период адаптации он часто снижается, вылезают недолеченные инфекции. Чтобы этого избежать, лучше привести ребёнка в группу, когда она только формируется. Дети поступают в группу в разное время, и иммунитет малыша будет постепенно привыкать к чужеродной микрофлоре. Хуже, когда ребёнок приходит в конце, когда в группе уже 20 детей. Иммунной системе новичка придётся адаптироваться сразу к 20 микрофлорам.
Как родители влияют на адаптацию ребёнка. Причина болезней может быть в психологии матери – так называемая вторичная выгода мамы, которую она не осознаёт. Готовность родителей отправить ребёнка в детский сад – решающий фактор во всей адаптации. Если мама позволяет малышу взрослеть и отделяться, понимает, что детский сад нужен и ребёнку, и ей, - адаптация пройдёт успешно.
Какие типы поведения мамы мешают адаптации. Тяжёлая адаптация из-за мамы бывает в трёх случаях. Первый – если у мамы есть возможность сидеть дома, и ей не хочется расставаться с ребёнком. Второй – у мамы нет возможности сидеть дома, но и на работу выходить не хочется. В этих случаях ребёнок будет подсознательно помогать и болеть, а мама будет сидеть с ним на больничных. В третьем случае мама живёт жизнью ребёнка, очень тревожится, гиперопекает. Такая мама обычно активный участник форумов, лучше всех знает, что нужно её ребёнку. Она переживает, когда малыш в садике – накормлен ли он, не обижают ли его, не потерял ли он носовой платочек. В этом случае мама не даёт ребёнку шанса повзрослеть и отделиться, а ребёнок подчиняется.
Что делать, если ребёнок часто болеет в детском саду. В случае частых болезней приведите ребёнка к инфекционисту и иммунологу. А если вы допускаете, что можете относиться к типам поведения из абзаца выше, проконсультируйтесь у психолога. Важно осознать проблему и принять её, а дальше пробовать её решить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общее родительское собрание для родителей вновь поступающих детей в детский сад. Тема: «Подготовка и адаптация ребенка к посещению детского сада».
ЗАЧЕМ МОЙ РЕБЕНОК ИДЕТ В ДЕТСКИЙ САД?...
Презентация для родителей "Правила посещения детского сада"
Презентацию "Правила посещения детского сада" можно использовать на родительском собрании в группах любого возраста...
Методическая разработка. Информционный материал для родителей "Правила посещения детского сада"
Красиво оформленный, краткий, но очень емкий и понятный список пожеланий к родителям наших деток....
Общее родительское собрание для родителей вновь поступающих детей в детский сад. Тема: «Подготовка и адаптация ребенка к посещению детского сада».
ЗАЧЕМ МОЙ РЕБЕНОК ИДЕТ В ДЕТСКИЙ САД?...
Рекомендации по подготовке ребенка раннего возраста к посещению детского сада
Рекомендации по подготовке ребенка раннего возраста к посещению детского сада...
Памятка для родителей "Правила посещения детского сада"
в памятке представлены основные требования к посещению детского сада...
Рекомендации для родителей «Правила поведения родителей при посещении детского сада»
просим вас соблюдать данные рекомендации при посещении детского сада...