Советы для родителей "Развитие связной речи у дошкольников"
консультация (подготовительная группа)

Развитие связной речи у дошкольников – залог успешного обучения в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл papka_shirma_razvitie_svyaznoy_rechi_u_doshkolnikov.docx615.32 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи у дошкольников – залог успешного обучения в школе.

C:\Users\Сад\Documents\картинки\картинки для презентации сайт дошкольников\1389770935general_pages_i30290_saratovskie_pedagogi_psixologi_stali_laureatami_vserossiiskogo_konkursa.png

Учимся вести  диалоги.C:\Users\Сад\Documents\картинки\детские картинки\52448012_417.jpg

Разучите с детьми диалоги. Подавать реплики нужно с выражением, объясняя ребенку. Что с помощью интонации, тихого или громкого голоса, медленного или быстрого темпа речи можно передать характер персонажа, его особенности и точнее выразить мысль.

Медведь 

 - Ты куда идешь, медведь? 

 -  В город елку посмотреть.

 - А зачем тебе она?

 - Новый год встречать пора.

 - Где поставишь ты её?

 - В дом возьму к себе, в жилье.

 - Что ж не вырубил в лесу?

 - Жалко, лучше принесу.

Учимся пересказывать

Умение пересказывать означает умение точно, последовательно, грамотно и связно передавать содержание  с достаточной яркостью и выразительностью. Как быть если ребенок затрудняется при пересказе?

Прежде всего, предварительно побеседуйте с ребенком, постарайтесь настроить его на восприятие выбранного произведения. Иногда нужно выявить и уточнить представления ребенка по данному вопросу, уровень понимания понятий, названий, определений. Ну и конечно, важно, чтобы эмоциональное состояние ребенка благоприятствовало работе над пересказом.

Перед тем, как вы начнете читать рассказ или какое- то другое произведение. Не ставьте перед ребенком  цель запоминать текст  для будущего пересказа, стараясь, стараясь точно запомнить, ребенок может отвлечься от восприятия в целом и не понять сути. Зато читать вам нужно с выражением, по возможности выделять реплики в диалогах (если таковые имеются)  с помощью интонации – этим вы  поможете ребенку определиться в отношении к персонажам рассказа.

После того как  как произведение прочитано, задайте ребенку 7-8 вопросов по содержанию. С вопросами будьте внимательны – прежде всего вам необходимо выяснить, понял ли ребенок, о чем говорится в произведении, что стало новым, характеристики действующих лиц, чем они понравились или не понравились. Затем поинтересуйтесь, какие слова, и выражения особенно запомнились ребенку, удивили, с чем автор сравнивает описываемый предмет или явление.

Теперь вам предстоит снова прочитать (или рассказать) текст. Вот теперь попросите ребенка слушать внимательно и запоминать. Проинформируйте ребенка о том, что он будет пересказывать услышанное.

Конечно беседа, разбор – это нужные мероприятия, но главным является сам пересказ. Следите, чтобы ребенок грамотно строил предложения, чтобы высказывания были развернутыми, стилистически правильными. Очень большое значение имеет последовательность изложения, а также умение использовать при пересказе слова и выражения автора – это позволяет точнее передать смысл прочитанного.

Купание медвежат.MCj04381970000[1]

 В. Бианки

Наш знакомый охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышла на берег большая бурая  медведица, с ней два веселых медвежонка и пестун – её годовалый сын – медвежья нянька.

Медведица села.

Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку.

Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

Пестун догнал его, надавал шлепков. А потом – в воду, как первого.

Полоскал, полоскал его, да ненароком и выронил в воду. Медвежонок  как заорет! Тут в один миг выскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых, лохматых шубках. Вода хорошо освежала их. После купания медведи опять скрылись  в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.

Вопросы по тексту:

  • Где случилось описанное происшествие?
  • Что заметил охотник?
  • Почему охотник влез на дерево?
  • Из кого состояла   медвежья семья?
  • Кто такой пестун?
  • Как пестун купал медвежат?
  • Нравилось ли медвежатам купаться?
  • Полезно ли было медвежатам купаться?
  • Перескажи по плану.

Для выполнения этого задания Вам нужно после прочтения рассказа составить с ребенком план рассказа. Для того, чтобы рассказ получился последовательным, вы можете использовать различные приемы. Один из них – вопросы по содержанию, которое вы будете задавать ребенку в соответствии с развитием сюжета рассказа. Ответы ребенка должны быть полными – это будет прообраз последовательного пересказа.

Пересказ прочитанной сказки

        Сказки  - очень удобный материал для работы по развитию связной речи. Сюжет сказки очень привлекателен, интересен для ребенка. Слушая сказку, ребенок внимательно следит за тем, к развивается действие. Это приучает к целостному восприятию материала, а также развивает способность к последовательности в высказываниях и передаче мысли. Очень полезны сказки  «с продолжением», они способствуют, помимо развитию внимания. Памяти. Логического мышления и воображения.C:\Users\Сад\Documents\картинки\домик из тыквы.jpg

Составляем рассказ – описание.

Прежде всего, будем использовать предметные картинки. Предметная картинка – это изображение какого-нибудь предмета или явления. Богатый выбор – в разнообразных лото. Можно описывать фотографию, рисунок – главное, чтобы ребенку было известно, что за предмет он видит перед собой на картинке. Если возникли затруднения в описании качеств изображенного, обязательно спросите. Для чего и как его используют данный  предмет, каковы его основные качества, характеристики, свойства, действия этого предмета, приходилось ли ребенку в реальной жизни. Вообще, какой  информацией по поводу подобных вещей он обладает.

Пробелы в знаниях легко восполнятся вашими объяснениями, показом предмета(если это возможно).Как может выглядеть описательный рассказ по предметной картинке.

                                  Клубника

        Это клубника. Клубника – садовая ягода. Потому что растет в саду, на грядке. Клубника красного цвета, круглая, мягкая, сочная, сладкая. В мякоти клубники есть маленькие косточки. Листья  у клубники зеленые. Клубнику можно есть свежей. Можно сварить варенье. Компот или сделать сок.

 MCj04368990000[1]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям по развитию связной речи у дошкольников

В данном материале представлены игры на развитие связной речи, которые могут быть использованы родителями при занятиях с детьми....

Советы родителям по развитию связной речи у дошкольников

В данной статье даются советы родителям дошкольников старше-подготовительного возраста по развитию связной речи....

Мультимедийная презентация "Развитие связной речи у дошкольников. Советы родителям."

Мультимедийная презентация "Развитие связной речи у дошкольников. Советы  родителям."...

Педагогический совет «Пути формирования связной речи у дошкольников»

Педагогический совет«Пути формирования связной речи у дошкольников»...

Педагогический совет «Формирование связной речи у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.Задачи: 1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития связ...

Педагогический совет «Пути формирования связной речи у дошкольников»

Уважаемые посетители моего сайта! В разделе: "Методические разработки" вы сможете найти сценарии педагогических советов, мастер-классов с педагогами и семинаров-практикумов....

Педагогический совет «Пути формирования связной речи у дошкольников»

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных по...