Родительское собрание в форме мастер-класса "Мнемотаблицы"
методическая разработка (средняя группа)

Сафонова Валентина Анатольевна

Использование мнемотаблиц для развития речи детей среднего дошкольного возраста, как основного метода мнемотехники

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_kl.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Едва не замерзли в дороге, в пути,
Но все равно на мастер – класс вы пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним со студенческих лет
Мы скучные лекции слушаем? (нет)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать
Ещё Ушинский писал: «Учите ребёнка каким – ни будь неизвестным ему
пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Ребёнок должен достаточно хорошо владеть устной речью, должен выражать свои мысли и желания, используя речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний.
- А как нам этого достичь? Я взяла за основу мнемотехнику, которая помогает детям хорошо овладевать связной речью.
Сегодня я познакомлю вас с этой техникой и дам возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я планирую использовать в речевой работе с детьми.
Вспомните знакомую всем с детства фразу для запоминания цветов радуги – Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Для запоминания падежей русского языка – «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку» — (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный) .
В геометрии — Биссектриса — это крыса бегает по углам и делит их пополам. Это мнемотехника просто тогда мы не знали, что это так называется.
Что такое мнемотехника. Показ сдайдов
Основной «секрет» мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т. е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет, ребенок вспоминает и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь «секрет»!
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица. Показ слайдов
Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Его применяют в младшем возрасте. И зарисовывается обязательно цветным изображение. В этом возрасте даются готовые мнемоквадраты и обсуждаются с детьми, что будет на них изображено.
Мнемодорожка – ряд картинок (3 – 5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 – 4 предложения. Ею овладевают в среднем возрасте. Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.) . Её используют в старшем дошкольном возрасте. Вначале ребёнок помогает в изображении схемы, а потом самостоятельно может сам зарисовать. Мнемотаблицы могут быть, которые рисует сам педагог (готовая форма) ; дети совместно со мной; самостоятельно дети.
Итак, перед вами, уважаемые коллеги несколько мнемотаблиц…Показ слайдов
3 Закрепление нового материала. Задания для педагогов: мл возр-составить мнемодорожку из мнемоквадратов про мышку, ср возр-нарисовать стихотворение-кошка в окошке подушку шьет, а мышка в сапожках избу метет, старш возр-нарисовать мнемотаблицу к сказке теремок.
Рефлексия.
В заключение мастер – класса я предлагаю вам продолжить фразы:
- Сегодня я узнала.
- Было интересно.
- Было трудно, но.
- Я поняла, что.
- Теперь я могу.

В своей работе, начиная со 2-й младшей группы, я использую мнемодорожки. Их составление происходит при помощи символической аналогии. Символ это условный знак, какого – нибудь понятия, чего – нибудь.

Передо мной стояла задача:

Познакомить детей с графическим способом предоставления информации.

Знакомство детей с данным способом начинается с картинок. Из которых составляются мнемодорожки.

Мнемодорожка – полоска бумаги, на которой представлены схематически, в цветном виде, изображения стихов, сказок, пословиц, особенности времён года и т. д. Мнемодорожка несёт познавательную информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах.

Начальный этап работы с мнемодорожками это рассматривание квадратов – картинок, составных частей будущей мнемодорожки. Например:

- Кто это? (зайчик).

- Где живёт зайчик? (В норке).

- Любимое лакомство зайчика? (морковка).

- Кого боится зайчик? (лису).

Затем, эти картинки соединяются в единое целое. В результате получается мнемодорожка, которую в дальнейшем можно с успехом использовать для речевого развития детей.

Мнемодорожку можно нарисовать самим или использовать для этого компьютер.

При помощи мнемодорожек можно использовать алгоритмы процессов умывания и одевания. Глядя на эти схемы, ребёнок воспроизводит полученную информацию, легко её запоминает.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные изображения, так как у детей остаются в памяти цветные образы: одуванчик жёлтый, мышка серая и т. п. Усложнять изображение персонажа, вводить его графический вид надо постепенно.

Если мнемодорожки состоят из малого количества информационных квадратов, то мнемотаблицы состоят из гораздо большего их числа. Для детей младшего и среднего возраста рекомендуемое их количество равно шести.

Хочу отдельно остановиться на мнемотаблицах на тему «Природный мир», которые используются мной в образовательной деятельности с детьми.

Это таблицы – загадки. Вот одна из них:

Клеточка с изображением белки закрывается. Детям предлагается отгадать, какой это зверь.

Вопрос к первой картинке : Где живёт? (В лесу).

Ко второй : Чем питается? (Шишками, орехами, грибами).

К третьей : Чем выкармливает своих детёнышей? (молоком).

К четвёртой : Чем ест пищу? (зубами).

К шестой : Сколько лап у этого зверя? (четыре).

После отгадки картинка открывается.

Аналогичным способом можно составить мнемотаблицы на домашних животных, на птиц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения родительского собрания в форме игры

Конспект проведения родительского собрания в форме игры...

Родительское собрание в форме КВН на тему «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Родительское собрание провела со своими родителями. Родители остались довольными. Рекомендую провести со своими родителями....

Родительское собрание в форме родительского вечера "Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка"

Цель родительского собрания: Организовать эффективное взаимодействие  детского сада и семьи по вопросу развития музыкальных способностей детей....

Родительское собрание в форме совместного детско - родительского досуга «Мама, милая моя, этот праздник для тебя».

Родительское собрание в нетрадиционной форме посвященное Дню матери в России....

Конспект нестандартного родительского собрания в форме тренинга «Знакомство с родительским коллективом».

После декретного отпуска, сложно быстро влиться в работу, познакомиться с родительским коллективом. И чтобы нам лучше и ближе подружиться я решила провести нестандартное собрание....

Конспект родительского собрания "Нетрадиционная форма проведения итогового родительского собрания в подготовительной к школе группе"

Предлагается подборка занимательного материала для родительского собрания в подготовительной к школе группе ДОУ....

Родительское собрание в форме заседания родительского клуба «В дорогу со сказкой».

Формирование компетентности и активной родительской позиции в вопросах воспитания у дошкольников сенсомоторного развития.Познакомить родителей с игровыми упражнениями, направленными на решение поставл...