Консультация для родителей
консультация (старшая группа)
Чтобы вести диалог с детьми по патриотическому воспитанию, необходимо самому человеку ( родителю) быть в этом вопросе компетентным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_detey.docx | 17.07 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Проблема нравственно патриотического воспитания актуальна в современном мире, она предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма. Невозможно выделить строго регламентированное время для патриотического воспитания, оно происходит каждый час, каждую секунду. Это закладывается в процессе жизни и бытия человека. Дети с момента рождения незаметно привыкают к естественной окружающей среде, природе, культуре своей страны, к быту своего народа. Воздействие на формирование патриотизма оказывает всё: личный пример членов семьи, взаимоотношения между людьми, события, происходящие вокруг. Среда, в которой воспитывается и развивается дошкольник, оказывает огромное влияние на внутренний мир ребенка. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле. Это и есть патриотическое чувство в широком смысле слова.
Уже в дошкольном возрасте формируются чувства патриотизма, любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Но из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие гражданину.
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Формирую и развивая патриотические чувства, мы, педагоги надеемся, что эти маленькие ростки любви к родному городу продолжат расти в семье, в школе. Если дети будут любить свою малую родину, то они будут любить и свою страну. Воспитание гражданских чувств, гордость за свою родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в отношении личности ребенка, его всестороннем развитии.
Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств. Патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия. Формирование происходит под влиянием среды и образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении, коллективе. Систематическая, целенаправленная работа с детьми, дает свои плоды, у ребенка формируются элементы гражданственности, развиваются духовно нравственные качества. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогает яркое, живое слово, музыка, искусство. Окружающий мир обогащает и стимулирует детское восприятие и отношение к Родине. Физическое воспитание дает ребенку осознание того, что он крепкий, сильный и выносливый.
Работая с детьми, мы сделали вывод, что комплексный подход к данной проблеме заключается в необходимой логической взаимосвязи разных сторон воспитательного процесса. Это взаимосвязь различных средств и методов воспитания: рассматривание картин, чтение книг, беседы, рассказы, музыка, дидактические и сюжетно-ролевые игры, загадки, пословицы, встречи с интересными людьми разных профессий. Все это помогает расширять свои знания и развивать патриотические чувства. Следует учитывать, что ребенок воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному дому, стране у него появляются во время восхищения окружающим миром. Работа педагога должна строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого. Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, В.А.Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
Базовым этапом формирования у детей является накопление ими социального опыта жизни, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений к миру его культуры. Перед обществом всегда встает один и тот же вопрос: «Как же все-таки приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?»
Из опыта работы возникают некоторые ответы:
- приучайте детей бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясняйте, что в каждую вещь вложен труд многих людей, способствуйте развитию интереса к содержанию книг;
- вызвать интерес к истории страны, своего города несложно, если организовать экскурсии к памятникам;
- предложите ребенку построить из кубиков или нарисовать на бумаге свой дом. Это вызывает интерес и желание поселить в нем бабушку, дедушку, папу, маму, брата, сестру, свои игрушки и др.;
- воспитывайте у детей уважительное и бережное отношение к людям разных профессий, больше разговаривайте со своим ребенком о труде взрослых;
- возвращаясь из детского сада домой поиграйте в игру «Кто больше увидит интересного»;
- общение с природой – это и есть любовь к Родине, она делает человека более чутким и отзывчивым. Выходите зимой на лыжах, летом на речку или просто на прогулку в парк. Это и будет вкладом в патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Приобщение детей к культурному наследию, традициям, праздникам, искусству, народному фольклору и музыкальному, народным играм; знакомство с семьей, ее историей, семейным традициям, составление родословной, проведение целевых наблюдений, организация труда в природе; организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных и есть патриотическое воспитание.
В дошкольном детстве ребенок должен получать положительные эмоции, иметь возможность проявлять творчество, инициативу и самостоятельность. Тесное сотрудничество воспитателей и членов семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников, обеспечением родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с детьми, вовлечение родителей в педагогический процесс, создании в детском саду и семье предметной развивающей среды. Все в окружающем ребенка мире взаимосвязано и взаимообусловлено. Если в детстве дети испытывают чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным, он приобретает эмоционально-нравственный опыт.
Формирование патриотических чувств происходит эффективно в тесной связи с семьей. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношений государства к детям демонстрируют, что на него возлагают надежды не только родные, но и все общество. Педагоги со своей стороны оказывают профессиональную поддержку семье в этих вопросах через встречи, консультации, беседы, совместные праздники и экскурсии. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог и родитель не сможет пробудить чувство любви к окружающему. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательности, должны быть национальными. Знакомясь с устным народным творчеством, мы приобщаем детей к общечеловеческим нравственным ценностям. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. Большое место в развитии патриотизма занимают народные праздники и традиции. В них дети видят характерные особенности жизни людей во всем многообразии и целостности.
Воспитывая гражданина, патриота своей страны, важно прививать ему непреходящие человеческие ценности, давать азы правовой грамоты, понятие об универсальных средствах жизнедеятельности. И только равноправная, свободная в выборе личность, может смело шагать в перед, занимать активную жизненную позицию. Мы надеемся, что эти маленькие ростки в лице наших детей пронесут по жизни любовь к родному месту, своей стране. Воспитание гражданских чквств, гордость за сделанное самим и другими людьми, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка, ее патриотическом и духовно-нравственном развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...