Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения у дошкольников.
консультация (подготовительная группа)

Колупаева Людмила Викторовна

Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения у дошкольников.

«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

В.А.Сухомлинский.

Вся история развития человечества доказывает, что движение руки тесно связано с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающие, очерчивающие, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись.

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Играя с маленькими ещё не говорящими детьми, они сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребёнка. Отсюда и появились известные всем «Ладушки», «Сорока-ворона», «Сорока белобока» и др.

Большое стимулирующее влияние функции руки отличают все специалисты, изучающие деятельность мозга, технику детей. Учёные доказали, что существует взаимосвязь между полушариями головного мозга и синхронизацией их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом полушарии они находят словесное выражение, то есть вербализируются, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. Ещё В.М. Бехтерев писал о том, что развитие движений руки способствует развитие речи. В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука-это инструмент всех инструментов», -сказал Аристотель. В процессе интенсивного развития мелких мышц пальцев рук у ребёнка начинает активизироваться деятельность соответствующего участка коры головного мозга. Развитие этого центра мозга стимулирует соседние участки. И одним из таких важнейших соседних участков, подвергающихся положительному влиянию, является речевой центр. Простые упражнения по совершенствованию мелкой моторики рук способствуют активизации мышления, развивают речь, а вместе с ними и все интеллектуальные процессы.

Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка. В современной коррекционной системе дошкольного образования приоритетным направлением считается деятельность по устранению недостатков в речевом развитии детей, так как в настоящее время значительно увеличилось количество детей с тяжёлыми нарушениями речи, такими, как общее недоразвитие речи.

У дошкольников с ОНР наблюдаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук- движения неточные, некоординированные, затруднены изолированные движения пальцами. Мелка моторика тесно связана с речевой моторикой.

Потому вместе с развитием мелкой моторики рук детей мы проводим работу по коррекции звукопроизношения, интонации, темпа и ритма речи.

Основная задача развития речи состоит в том, чтобы научиться пользоваться речью как средством общения. Овладение мимикой, языком жестов и движений поможет детям не только быть интересными в общении, но и обрести друзей, более глубоко познать окружающих людей.

Для развития мелкой моторики в ДОУ используются традиционные и всем известные методы и приёмы- это пальчиковая гимнастика и игры, направленные на развитие мелкой моторики в режимных моментах в течении дня: утренняя гимнастика, непосредственно-образовательная деятельность, прогулка, мини-гимнастика после сна, самостоятельная деятельность.

В работе используются следующие игры и упражнения:

1.Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками)

2.Работа с предметами и различными материалами (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, пазлы, мозаика, крупы, соль)

3.Кукольный и пальчиковый театры.

4.Обведение контура изображённых предметов.

5.Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе.

6.Выкладывание фигур из счётных палочек.

Дети самостоятельно лепят, рисуют, вырезают, конструируют из природного материала, что тоже способствует развитию мелкой моторики.

Одним из составляющих предметно-развивающей среды в группах является речевой уголок. Он позволяет учителям-логопедам и воспитателям сконцентрировать в доступном для детей месте дидактический материал, игры, пособия для организации ИКР, активизировать речевую деятельность детей, помогает закреплять речевые навыки, развивать самоконтроль и самостоятельность.

В речевом уголке имеется большое количество игр на развитие мелкой моторики: пазлы, мозаика, шнуровки и др.

Проводится ежедневный массаж кистей рук, используя разнообразные массажёры для рук. В формировании мелкой моторики важно установить тесную взаимосвязь с родителями. Работа по развитию кисти и коррекции имеющихся недостатков должна проводиться в тесном контакте с родителями, воспитателями ДОУ и учителями-логопедами. Это обеспечит преемственность контроля над формированием правильного двигательного навыка и поможет быстрее достичь желаемых результатов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозг...

Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассу...

Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста

Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста...

Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной уровень развития готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий мелкой моторики, умеет логически рассу...

Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста

В соответствии с программами воспитания и обучения в детском саду знакомство детей со звуками и их постановка должна происходит в определенной последовательности, повторяющей основные этапы становлени...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения у дошкольников»

laquo;Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения у дошкольников»....

Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста

Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста...