Буклет Нейропсихологические упражнения для развития познавательной деятельности детей с ЗПР
консультация (старшая, подготовительная группа)
Нейропсихологические упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Упражнение «Кулачок»
Дыхательное упражнение. Вдох – максимально сильно сжимаем кулаки, выдох – разжимаем.
Рисование двумя руками «Треугольники, круги»
За минуту ребенок рисует максимальное количество красивых кругов и треугольников. Можно усложнить одна рука рисует круги, другая – треугольники.
• Рисование в воздухе попеременно то правой, то левой руками контуров предметов, фигур, цифр. Затем одновременно двумя руками.
• Рисование, обводка, разукрашивание на бумаге попеременно то правой, то левой руками, затем одновременно двумя руками фигур, предметов, изображений.
«Молчу — шепчу — кричу»
Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом. Подобные нейропсихологические игры и упражнения развивают навыки управления у гиперактивных детей. Они помогают им регулировать громкость своих высказываний и молчать, когда это нужно.
Упражнение «Лиса и заяц», / «Заяц –колечко», «Заяц –коза» /
Показываем пальчиками разных рук лису и зайчика, но показать нужно так, чтобы лиса и заяц не встречались.
• « Замочки»
Сложить руки в замок и крутить большие пальцы вокруг друг друга то в одну сторону, то в другую сторону. Упражнение выполняется максимально быстро. Ребенок должен сосредоточенно смотреть на большие пальцы. Это упражнение достаточно простое и помогает ребенку отдохнуть и восстановить уровень внимания.
МБДОУ «Детский сад №44»
Нейропсихологические упражнения для развития познавательной деятельности детей с ЗПР
Подготовила: учитель-дефектолог
Ленбаум И.Б.
г. Саров, 2024
Лит-ра:
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.,Академия, 2011
Калганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми в 2-х частях. М., Айрис –пресс, 2015
С момента рождения и до 7 лет идёт активное созревание сенсорных систем ребёнка (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Чтобы они правильно "работали" необходимо, чтобы мозг качественно перерабатывал миллион ощущений, которые ежесекундно поступают в него, не только от глаз и ушей, но и от всего тела. Природой придумано, что для развития ребёнок должен много двигаться, осваивая новые физические навыки.
Каждое новое движение, которое с возрастом усложняется и становится двигательным навыком, образует в мозге нейронные связи. Чем больше нейронных связей, тем выше способность к обучению.
Интеллект - это и есть нейронные связи.
РЕЧЬ РАЗВИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ, а точнее, вслед за ним.
Внимание ребенка отвлекается от отрабатываемых в игровой форме когнитивных и моторных навыков, отработка их переводится на непроизвольный уровень, что дает ощущение легкости усвоения.
Игра широко использует не только вербальные, но и невербальные средства игровой деятельности, что обеспечивает для ребенка, в том числе и для ребенка с речевыми и иными проблемами, возможность эффективного общения со сверстниками. Предоставляя условия для общения таким детям, можно помочь им раскрыть и преодолеть препятствия, блокирующие этот естественный процесс. Игровые формы коррекции эффективно способствуют формированию произвольной регуляции сначала игрового, а потом и общего поведения ребенка.
В работе с детьми, имеющими задержку познавательного развития, в качестве элемента нейрокоррекции применяются следующие виды упражнений:
- на развитие внимания;
- дыхательные упражнения;
- общие двигательные упражнения;
- игры с мячом;
- растяжки;
- глазодвигательные упражнения;
- базовые сенсомоторные взаимодействия;
- базовые сенсомоторные взаимодействия с опорой на графическую деятельность;
- на развитие мелкой моторики.
Такие упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
УПРАЖНЕНИЯ:
«Комочки – листочки»
Сминаем двумя руками одновременно два листочка бумаги, а потом разглаживаем их. Упражнение выполняется на весу. Чем быстрее ребенок это делает, тем лучше. Чем меньше размер листочков бумаги, тем сложнее делать это упражнение. Упражнение направлено на развитие внимания у ребенка.
« Запоминалочка»
Один из игроков придумывает слово, затем каждый участник добавляет по одному слову, повторяя предыдущие слова. Проиграл тот, кто не смог правильно повторить все слова. Упражнение способствует концентрации внимания, умению следовать инструкции, расширяет объем слухового восприятия и кратковременной памяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических игр и упражнений для развития познавательных способностей детей в непосредственно образовательной деятельности. Конспект итогового занятия – игры в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний».
Материал может быть использован при подготовки интегрированного итогового занятия....
Нейропсихологические упражнения для развития интеллекта у детей раннего возраста
Представлены основные направления нейрокоррекции познавательной сферы у детей раннего возраста...
Буклет "Нейропсихологические упражнения для развития познавательной деятельности детей "
Буклет "Нейропсихологические упражнения для развития познавательной деятельности детей"...
Буклет "Нейропсихологические упражнения для развития познавательной деятельности детей с ОВЗ"
У каждого ребенка с момента рождения и до 7 лет идёт активное созревание сенсорных систем (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Чтобы они правильно «работали» необходимо, чтобы мозг ка...
Буклет "Нейропсихологические упражнения для развития познавательной деятельности детей с ЗПР"
Ребёнок использует любую двигательную активность, которая создаёт "кирпичики" для более зрелых и сложных этапов развития. Каждое новое движение, которое с возрастом усложняется и становится ...
Буклет «Нейропсихологические упражнения для развития познавательной деятельности детей с ОВЗ
В рамках инновационного проекта «По ступеням возможностей»...
Буклет для родителей и педагогов: Нейропсихологические упражнения для развития познавательной деятельности детей, имеющих интеллектуальную недостаточность, старшего дошкольного возраста.
Интеллектуальную недостаточность, в качестве элемента нейрокоррекции применяются следующие виды упражнений:1. развитие внимания;2. дыхательные упражнения;3. общий двигательный репертуар;4. игры с мячо...