Мастер-класс для родителей детей старшей группы «Опыты, эксперименты из подручных материалов или чем занять ребёнка дома»
методическая разработка (старшая группа)
Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass_-_eksperimenty.docx | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей детей старшей группы
«Опыты, эксперименты из подручных материалов
или чем занять ребёнка дома»
Цель: Повышение уровня знаний и умений у родителей в процессе проведения опытов и экспериментов с детьми.
Задачи:
- Побуждать родителей использовать экспериментирование в повседневной жизни с подручными средствами.
- Укреплять сотрудничество между родителями, детьми и педагогом.
- Формировать положительные эмоции и умение делать умозаключения.
Ход мастер- класса:
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и пойму».
Что такое экспериментирование? Слово «эксперимент» происходит от греческого «экспериментум», что переводится как «опыт, проба».
Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний об окружающем мире.
В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира.
Стимулируется интеллектуальная активность и любознательность ребёнка. Отмечается положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счёт повышения уровня двигательной активности.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше информации получают дети, тем быстрее и полноценнее они развиваются.
В настоящее время метод экспериментирования прочно занимает свое место в дошкольном образовании. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с окружающей средой и объектами живой и не живой природы.
Дети очень любят экспериментировать - это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года практически единственным способом познания мира.
Экспериментирование же проходит практически через все виды деятельности.
На зарядке ребенок экспериментирует со своим телом, выполняя упражнения. На занятиях, например, на рисовании, знакомится со свойствами материалов (растворяемость красок и т. д.) На приемах пищи задействуются вкусовые рецепторы, малыш познает вкус приготовленных блюд. В своем развитии на протяжении дошкольного детства, ребенок проходит целый этап эволюционного развития человеческого общества, накапливает огромный багаж практических знаний.
Ребенок – прирожденный исследователь. В домашних условиях легко превратить экспериментирование в игру.
Важно вовлекать ребенка в исследовательскую работу – проведение простейших опытов и экспериментов под руководством взрослого. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они не обычны, а главное – дети проделывают их сами.
Детское экспериментирование не требует больших материальных затрат. Здесь можно использовать любые подручные или бросовые материалы :
• губки,
• одноразовую посуду,
• соломинки,
• трубочки для коктейлей,
• пластиковые бутылки и др.
2 часть. Практическая часть «Показ опытов»
Воспитатель: Сегодня с Вашей помощью я хочу продемонстрировать некоторые занимательные опыты, которые можно провести дома с детьми.
Мы попробуем не только провести опыт, но и сделать вывод.
1. «Радуга в молоке».
Опыт : Налейте молоко в тарелку, добавьте несколько капель красителей. Потом возьмите ватную палочку, окуните в моющее средство и коснитесь палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета — перемешиваться.
Объяснение: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение
Оборудование: тарелки, молоко, ватные палочки, пищевые красители, жидкое мыло.
2. «Искусственный снег»
Опыт: берем чистый детский памперс разрезаем его и вынимаем его содержимое. В нем находится вещество, которое называется полиакрилат натрия, рвём его на маленькие кусочки. Кладём кусочки в пластиковый стакан и заливаем маленькими порциями водой, пока кусочки этого вещества не станут похожи на снег.
Можно развести разноцветную воду, тогда снег получится цветной.
Объяснение: всё дело в том, что в современные подгузники наполнены не ватой, а особым абсорбентом –полиакрилатом натрия. Абсорбент –это любое вещество способное поглощать воду или другие вещества в 30 раз больше своей массы. При добавлении воды волокна полиакрилата набухают и визуально становятся похожи на кристаллы снега.
Оборудование: 1 пластиковый стакан,1 детский памперс, вода, ножницы.
3. «Водяной ёжик»
Опыт : Простой полиэтиленовый пакет наполняем водой из крана и завязываем его. Полиэтиленовый пакет, наполненный водой, осторожно протыкаем насквозь цветными карандашами
Объяснение: Пакет сделан из полиэтилена. Полиэтилен очень пластичный материал. Когда мы протыкаем полиэтиленовый пакет остро заточенными цветными карандашами, полиэтилен легко растягивается и как – бы обтягивает карандаш, не давая воде вытекать через образовавшееся отверстие.
Оборудование: пакет с застёжкой зиплок, вода, остро поточенные карандаши.
4. «Фиолетовое молоко»
Опыт: в стакан наливаем воду и кладём 1 ложку картофельного крахмала. Вода становится белого цвета похожая на «молоко». Набираем в пипетку несколько капель йода и выливаем в стакан. Жидкость моментально окрашивается в фиолетовый цвет.
Объяснение: в результате взаимодействия йода с крахмалом вещество содержащее крахмал окрашивается в синий цвет.
Оборудование: стакан с водой, крахмал, ложка, йод, пипетка.
5. Давление воздуха Опыт: Сначала показываем ребенку, что вода капает, если ее немного вылить из стакана, а бумага падает. Наливаем в стакан заготовленную воду;
Прикрываем его бумагой и, придерживая, быстро переворачиваем вверх дном. Убираем ладонь и видим, что вода не выливается
Объяснение: на воду и на бумагу действует давление.
6. Воздушный шарик надувается сам.
Опыт: Налейте в бутылку уксус так, чтобы было заполнено примерно 20% от объема. Положите в шарик до четырех ложечек соды. Натяните шарик на бутылку, при этом следите, чтобы сода не высыпалась сразу же внутрь. Когда шарик будет плотно натянут, аккуратно отпустите его и наблюдайте, как он мгновенно надувается.
Объяснение: Из-за совмещения уксуса и соды вырабатывается углекислый газ, он и помогает шарику так быстро и легко раздуться.
Оборудование: бутылка, уксус, шарик , сода.
Заключительная часть
Подведение итогов мастер - класса, родители делятся впечатлениями, воспитатель раздает буклеты «Нескучные эксперименты дома».
Воспитатель: Уважаемые родители, вы наглядно убедились, что опыты – это совсем не сложно, что все это и многое другое вы можете проделать дома вместе с детьми. Станьте для ребенка волшебником. Экспериментируйте вместе с детьми!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер – класса «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Конспект мастер – класса «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
Мастер-класс "Весёлые помпоны" (для детей старшей и подготовительной групп)
Мастер-класс "Весёлые помпоны" (для детей старшей и подготовительной групп)...
Конспект НОД в старшей группе. Опыты и эксперименты. «Воздух вокруг нас».
Опыты и эксперименты...
Мастер-класс по рисованию для детей старшего дошкольного возраста " Кот Васька"
В данном мастер-классе представлено поэтапное изображение кота (из двух кругов разного диаметра)....
Мастер-класс «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
В презентации представлены игры, используемые нами в работе по развитию диалогической речи дошкольников....
Мастер-класс «Рождественский ангел» для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями.
Украшение дома к празднику это всегда трогательное и приятное занятие. А создавать украшения своими руками это еще и очень увлекательный процесс, который объединяет всех! Данный конспект мастер-...
МАСТЕР-КЛАСС (онлайн) для родителей в старшей группе «Исправление речи в домашних условиях»
Цель: познакомить родителей с различными способами закрепления речевыхнавыков у детей в домашних условиях....