Тренинг для родителей на тему: "Психолгический климат в семье"
классный час
Тренинг для родителей на тему:
«Психологический климат в семье»
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей; поиск способов улучшения психологического климата в семье.
Задачи:
- Создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей.
- Обсудить с родителями влияние психологического климата в семье на становление личности ребёнка.
- Способствовать формированию у родителей стремления к созданию благоприятного психологического климата в семье.
- Определить вместе с родителями способы улучшения психологического климата.
Материалы и оборудование:
Стулья (расставленные по кругу).
Категория участников: воспитатель, родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для родителей на тему:
«Психологический климат в семье»
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей; поиск способов улучшения психологического климата в семье.
Задачи:
- Создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей.
- Обсудить с родителями влияние психологического климата в семье на становление личности ребёнка.
- Способствовать формированию у родителей стремления к созданию благоприятного психологического климата в семье.
- Определить вместе с родителями способы улучшения психологического климата.
Материалы и оборудование:
Стулья (расставленные по кругу).
Категория участников: воспитатель, родители.
Ход собрания:
Вступительное слово педагога: «Здравствуйте, уважаемые родители! Наше сегодняшнее собрание будет проходить в нетрадиционной форме – в форме тренинга. Для начала предлагаю поприветствовать друг друга с помощью игры.
- Приветствие «Поделимся настроением»
Участники сидят в круге. Каждый приветствует всех и делится своим настроением, сравнивая каким-либо природным явлением. Например: «Здравствуйте! Моё настроение сегодня похоже на солнечное утро/ грозу/ лёгкий ветерок/ пасмурное небо и т. д.»
Психологический климат семьи выражается в том, какие преобладают отношения и настроения: восторженное, радостное, светлое, спокойное, теплое, тревожное, холодное, враждебное, подавленное.
Все начинается с семьи.
Становление ребенка, его развитие, формирование личности, как известно, во многом зависит не только от материального положения, но и состояния нравственно – психологического климата той семьи, в которой он живет. Семья – первичная ячейка общества, один из важнейших его социальных институтов. Именно в ней ребенок подготавливается к жизни, приобретает первые и самые глубокие социальные идеалы, здесь закладывается характер человека, его привычки, мировоззрение, именно там закладывается фундамент его гражданственности. Семья традиционно передает детям социальные, культурные и нравственные ценности и опыт, воспитывает в них трудолюбие и духовность. Здесь познаются такие понятия, как отцовство и материнство, семейные отношения и традиции. Наша жизнь не всегда стабильна и спокойна, иногда в нее вторгаются отчаяние, трудности. Любые испытания становятся легче, если человека поддерживают близкие и родные ему люди.
Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.
Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки:
1. сплочённость,
2. возможность всестороннего развития личности каждого её члена,
3. высокая доброжелательность членов семьи друг к другу,
4. чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости,
5. гордость за принадлежность к своей семье,
5. ответственность.
В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — ещё и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.
Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту положительных эмоций. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.
Почему важно говорить о взаимоотношениях в семье:
Во-первых, развитие ребенка с первых дней жизни протекает в семье, где уже установился или устанавливается психологический климат.
Во-вторых, каждая семья имеет свою численность и состав, что способствует многогранности, постоянству и длительности воспитательного влияния.
Связь поколений обеспечивает создание и развитие семейных традиций, обращение к истокам народной культуры. Именно при наличии таких связей происходит социально-нравственное развитие ребенка.
В-третьих, в семье создаются условия для включения детей в разнообразные внутрисемейные отношения и деятельность, а также ребенок получает информацию о себе, где он принимает первое решение относительно себя и где начинает развиваться его социальная природа.
В-четвертых, взаимодействие между родителями, взаимоотношения между родителями и детьми, модели поведения, деятельности влияют на осознание дошкольниками правил, стиля общения с другими людьми, а затем переносятся в собственное поведение, и в будущем проецируются в семье.
«Ваше собственное поведение - самая решающая вещь - писал - Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это для ребенка имеет большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия...»
Только человек, предъявляющий высокие требования, прежде всего к самому себе, может надеяться, что его требования по отношению к другим будут восприниматься как правильные и справедливые. Вначале надо изменить свое поведение, а потом требовать этого от другого.
Детей учит то, что их окружает:
•Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать;
•Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится драться;
•Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким;
•Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым;
•Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпимым;
•Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе;
•Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать;
•Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости;
•Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить;
•Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь..
Все изменения должны исходить прежде всего от вас (кто хочет изменений, тот и должен менять своё поведение в первую очередь). Благополучие, самочувствие всех членов семьи во многом зависит от психологического климата, который царит в этой семье.
Климат может быть мягким – нет резких перепадов температур. Так и в семье с мягким психологическим климатом – всё спокойно, атмосфера доброжелательная. Либо, наоборот, в семье как в Антарктиде – вечный холод и отчуждение. Или, например, изматывающая жара как в пустыне – постоянные конфликты и не хватает живительной влаги (понимания, уважения, любви).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/16/picture-145318-1353014319.jpg)
«Взаимодействие с родителями по созданию комфортного климата в семье для обеспечения здоровья детей».
Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/12/picture-224943-1394588993.jpg)
Игровой тренинг с родителями Социально–эмоциональное развитие детей в семье.
Познакомить родителей с понятиями социально-эмоционального развития ребёнка....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/04/picture-208595-1486236483.jpg)
Консультация для родителей: О ВЛИЯНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СЕМЬЕ НА ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА
Все семьи очень разные. Как часто нам приходится наблюдать ситуации, когда ребенок бросается маме на шею, доверяет ей свои секреты, шепчет на ухо о своих неприятностях, а мама нежно гладит его по голо...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/28/picture-910095-1490701000.jpg)
Тренинг для родителей: «Эмоциональный климат в семье».
Т Форма проведения: Тренинг для родителей .Аудитория: родители старшей группы Количество участников: 12 человек Задачи: 1. Расширение контакта между педагогами группы и родителями....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/29/picture-287140-1377797242.jpg)
Консультация для родителей на тему: "Психологический климат в семье"
Консультация для родителей "Психологический климат в семье"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/01/picture-1233095-1585737137.jpg)
Рекомендации родителям по сохранению комфортного климата в семье в условиях дистанционного обучения
Рекомендации родителям по сохранению комфортного климата в семье в условиях дистанционного обучения...
Тренинг для родителей: «Эмоциональный климат в семье».
Тренинг для родителей: «Эмоциональный климат в семье».Задачи:1. Расширение контакта между педагогами группы и родителями.2. Повышение педагогической культуры родителей.3. Познакомить...