Рекомендации для родителей "Готовность ребёнка к школе"
консультация (старшая группа)
Что должен знать и уметь ребёнок перед школой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_roditeley_po_gotovnosti_rebenka_k_shkole.docx | 589.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовность ребенка к школе
«Быть готовым к школе – не значит уметь писать, считать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»
Венгер Л.А.
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу.
С 1 января 2014г. в рамках закона об образовании вступил в силу «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования". В стандарте ДО прописаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
Целевые ориентиры ДО – это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- инициативность и самостоятельность, ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру;
- положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- обладает развитым воображением, способен к фантазии, воображению, творчеству;
- подчиняется разным правилам и социальным нормам;
- проявляет любознательность, способен наблюдать, экспериментировать;
- способен к принятию собственных решений..
Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, качества, которые приобретены дошкольниками, и активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
Все мы хотим, чтобы наш ребёнок был готов к школьному обучению, но у каждого из вас свои критерии, по которым вы определяете готовность к школе.
Готовность к школе включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов:
- Специальная готовность – чтение, счет, учебные умения;
- Физиологическая готовность включает в себя состояние здоровья ребенка, его физическое развитие, сформированность общей и мелкой моторики. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т.п.
- Психологическая готовность. На этом компоненте я бы хотела остановиться поподробнее.
Бывает так, что ребёнок умеет писать, читать, считать и даже изучает английский язык, но при этом не умеет долгое время находиться в большом коллективе, не способен слышать взрослого, не умеет устанавливать дружеские отношения в коллективе, разрешать возникающие конфликты. Без всего этого ребёнку будет сложно учиться в школе. Что же включает в себя психологическая готовность к школе?
Мотивационная готовность к школе, которая предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе:
- игровой, основан на том, что там много ребятишек и будет с кем поиграть;
- познавательный, ребенок хочет узнать что-то новое и интересное;
- социальный - ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место.
Следующим компонентом психологической готовности является социально-личностная готовность. Она характеризуется:
Ещё одним компонентом психологической готовности к школе является интеллектуальная готовность. Она является важной предпосылкой успешности обучения. Т.к. связана с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов.
Также важной составной частью психологической готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность, которая включает:
То есть волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни.
Все перечисленные компоненты психологической готовности очень важны для обучения ребёнка в школе.
Будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
1)Внимание.
- Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут;
- Находить сходства и отличия между предметами, картинками;
- Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее;
- Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
2)Математика.
- Цифры от 0 до 10;
- Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1;
- Арифметические знаки: « », «-«, «=»;
- Деление круга, квадрата напополам, четыре части;
- Ориентирование в пространстве и листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.)
3)Память.
- Запоминание 10-12 картинок;
- Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.;
- Пересказывание текста из 4-5 предложений.
4) Мышление.
- Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.;
- Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.;
- Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом;
- Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах;
- Складывать пазлы без помощи взрослого;
- Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.
5) Мелкая моторика.
- Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании;
- Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур;
- Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге;
- Выполнять аппликации.
6) Речь.
- Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть;
- Понимать и объяснять смысл пословиц;
- Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок;
- Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией;
- Различать в словах буквы и звуки.
7) Окружающий мир.
- Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее;
- Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
Помните, что Ваше отношение к школе и учёбе вашего ребёнка формирует и отношение вашего ребёнка к этим явлениям. Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребёнка, реалистичные оптимистические рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребёнка перед возможной ошибкой - всё это создаёт положительную мотивацию вашему ребёнку. И, как бы не продвигались объективные успехи вашего ребёнка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он стремился бы к знаниям, не перегружайте его занятиями, развивайте его уверенность в себе, учите правильно реагировать на неудачи и конструктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Помните, ребёнок должен быть уверен в том, что, отличник или двоечник, он всё равно для вас самый любимый! Поддержите своих детей, проявите к ним максимум внимания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям "Как подготовить ребёнка к школе"
В материале содержатся советы родителям, дети которых идут в 1 класс....
Практические рекомендации для подготовки ребёнка к школе
Данный материал будет полезен родителям будущих первоклассников. В круговороте повседневной жизни мы буквально не замечаем, как растут наши дети. И вот, наконец, наступает волнительная и самая, пожалу...
Краткие рекомендации для подготовки ребёнка к школе.
Как можно развивать психические процессы дошкольника в игровой форме...
Рекомендации "Психологическая готовность ребёнка к школе"
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ.Когда ребёнок достигает возраста шести-семи лет, многие родители озабочены вопросами, связанными с его поступлением в школу. Как сделать так, чтобы ребёнок л...
Рекомендации родителям подготовка ребёнка к школе
Рекомендации родителям...
Памятка для родителей Краткие рекомендации для подготовки ребёнка к школе
Ваш ребенок скоро пойдет в школу... Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли вы сделали для того, чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его ре...