Консультации для родителей по развитию мелкой моторики детей
консультация (младшая группа)

Марахова Лариса Анатольевна

Консультация "Развитие мелкой моторики"

Консультация "Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук"

Консультация "Развитие мелкой моторики, или чем занять ребенка дома"

Скачать:


Предварительный просмотр:


Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики рук — залог успешной речевой деятельности»

«Развитие речи у детей - важная составная часть их всестороннего развития, поскольку речь является одной из первоочередных психических функций человека. Речь отображает протекание мыслительных операций, эмоциональных состояний, играет большую роль в регуляции поведения и способствует целенаправленной деятельности ребенка. Все психические процессы у детей - восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение - развиваются с прямым участием речи» (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, В. В. Запорожец).

 В последнее время вместе с термином "развитие речи" часто употребляется термин "мелкая моторика". Что это такое? И чем они связаны между собой? Мелкой моторикой называют движения пальцев рук человека. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как "орган речи", такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.

 Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук - мелкую моторику. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

 Рекомендуется развивать руки ребенка с самого рождения. Сжатые кулачки малыша надо нежно и осторожно массировать по наружному краю кисти - от мизинца к запястью. А с 10-месячного возраста следует делать упражнения для пальцев с хорошей амплитудой, энергично. Как отмечает М. М. Кольцова, автор книги "Ребенок учится говорить" ". до тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся".

 Пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики. Ведь для малыша нет ничего лучше игры, а эти игры очень увлекательны и нравятся детям. Тексты пальчиковых игр просты, незатейливы и понятны. Вот некоторые из них:

 "Семья". Поочередно составляя в кулачок пальчики одной руки, потом другой, проговариваем: "Этот пальчик-мама, этот пальчик - папа, этот пальчик- бабушка, этот пальчик- дедушка, этот пальчик - я, вот и вся моя семья". "Пальчики здороваются". Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Потом проделываем одновременно на двух руках. 

"Слоненок". Средний палец выставлен вперед - хобот, а остальные пальцы - ноги, идут по столу. "Деревья". Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы - ветки. Под звук -ш-ш-ш-ш (ветер) пальцы - веточки шевелятся. 

"Табунок". "Вот помощники мои (руки находятся на столе, ладони внизу) Их как хочешь, поверни (поворачиваем ладони в разные стороны) По дороге серой, гладкой (проводим руками по столу) Скачут пальцы как лошадки. Скок-скок-скок, скок-скок-скок Скачет наш табунок (продвижение вперед левой, а затем правой рукой, сгибая и разгибая пальцы рук.)

"Кораблик". "По реке плывет кораблик (прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик") Он плывет издалека (приставляем горизонтально левую руку к глазам, смотрим вдаль)  На кораблике четыре очень храбрых моряка (показать четыре пальца) У них ушки на макушке, (приставляем руки к своим ушам) У них длинные хвосты (кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим их в стороны) И страшны им только кошки, только кошки да коты (показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем- получаются коготки). В конце игры можно спросить у ребенка: "Что за моряки были на кораблике? " Ответ: Мышки.

 "Моем руки". "Ах вода, вода, вода (ритмично потираем ладошки, имитируя мытье рук) Будем чистыми всегда! Брызги вправо, брызги влево! Мокрым стало наше тело (пальцы сжимаем в кулачок, с силой выпрямляем, как бы стряхивая водичку) Полотенчиком пушистым Вытрем ручки очень быстро!  (имитируем поочередное вытирание рук полотенцем)       

 "Червячки". Раз, два, три, четыре, пять (ладони лежат на коленях или на столе; пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладошку, имитируя движение ползущей гусенички).  Червячки пошли гулять (шагаем по столу указательным и средним пальцами) Вдруг ворона подбегает, Головой она кивает (складываем пальцы в" клюв " и покачиваем вверх-вниз) И кричит"Кар-кар! Привет! (раскрываем ладонь, отводим большой палец вниз, а остальные вверх) Червячки - вот мой обед! А пока она кричала (разводим руки) Червячки и убежали! (сжимаем кулачки, прижимаем их к груди).

Следующая потешка не только развивает мелкую моторику рук, но и учит счету.

 В домике этом пять этажей. На первом живет семейка ежей. На втором живет семейка зайчат, На третьем семейка рыжих бельчат. На четвертом живет с птенцами синица, На пятом сова - очень умная птица! Ну что же, пора нам обратно спуститься: На пятом - сова, На четвертом - синица, Бельчата на третьем, Зайчата - втором, На первом ежи - мы еще к ним придем! 

Для массажа кистей рук ребенка и развития мелкой моторики целесообразно использовать и предметы: - резиновые мячики с мягкими шипами - катать в ладошках; - катушку с толстой, яркой ниткой - наматывать нить "кто быстрее"; -бельевые прищепки - поочередно "кусать"-массировать пальчики; -бигуди-"липучки"-использовать как массажер, катая между ладошками; -пластмассовые пробки от бутылок - пальчиками, обутыми в пробки, изображать движения "лыжника"; - перчатки - пришить на пальцы перчаток липучку для ткани, так чтобы большой палец мог приклеиваться к остальным; - зубная щётка - растирать ей сначала подушечку каждого пальца, а затем опускаться к основанию;

 Чтобы ребёнку было интересно заниматься, все предметы должны быть яркими, красочными, привлекательными.

 Таким образом, все манипуляции с ладошками и пальчиками ребёнка дарят ему большое количество положительных эмоций, радости и, конечно, способствуют развитию его речи. Пальчиковые игры и массаж ладошек целесообразно продолжать в течение всего дошкольного периода, поскольку это ещё и отличная подготовка руки к письму



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей « Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук»

 

« Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук»

Цель: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.

Задачи:

-повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии ребенка.

-заинтересовать родителей (законных представителей) актуальностью данной темы, вовлечь родителей (законных представителей) к сотрудничеству.

-познакомить с разновидностями дидактического материала для развития мелкой моторики.

Ход: « Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В.Сухомлинский).

Уважаемые родители , все Вы знаете, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики?  Предлагаю вам рассмотреть подробно все эти вопросы.

Дошкольный возраст – это, прежде всего, возраст игры, возраст развития творчества, воображения, любознательности. Если будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться речь и мышление ребёнка. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

1.Пальчиковая гимнастика.

 Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг). (Примеры пальчиковых игр)

Капуста

Что за скрип?

(сжимаем и разжимает кулаки)

Что за хруст?

(переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст?

(ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

 

Если я капуста?

(пальцы полусогнуты, изображают кочан)

Мы капусту рубим, рубим…

(ребро ладони)

Мы морковку трем, трем

(кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим

(щепотками)

Мы капусту жмем, жмем.

(сжимаем и разжимаем кулаки)

  И т.д.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ШАГИ
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами.

2.Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Мозаика из пробок (примеры картинок)

3.Игры с прищепками

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

 

Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».

 

Также детям очень нравится играть с различными шаблонами

ШАБЛОНЫ ДЛЯ ИГР С ПРИЩЕПКАМИ "ЧЕЙ ХВОСТ"

 ШАБЛОНЫ ДЛЯ ИГР С ПРИЩЕПКАМИ

 

Чтобы интересней было играть,  можно использовать разные потешки и стихи, например:

 

Ёжик, ёжик, где гулял?
Где колючки потерял?
Ты беги скорей к нам, ёжик.
Мы сейчас тебе поможем.

* * *

Рыбка, рыбка, что грустишь?
Не видать улыбки?
Без хвоста и плавников
Не бывает рыбки.

* * *

Самолёт, самолёт
Отправляется в полёт.
Но без крыльев и хвоста
Не взлетит он никогда.

* * *

Очень наш жучок устал -
Бегал по дорожке.
Ночью спал, а утром встал,
Показал нам ножки.

 

4.ИГРЫ с крупой, камнями.

Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком. Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: гречка, фасоль, семечки, горох и даже обычная соль, ну и конечно различные емкости, ложечки и сито.
Прячем ручки
Возьмите большую миску, высыпьте в нее крупу - гречку, рис или пшено, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Ребенок  непременно захочет присоединиться. Можно играть в прятки с ручками: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем?!». Можно потереть ладошкой о ладошку: «Так приятно!».
Ищем секрет
Спрятать можно не только ручки, но и игрушки, различные предметы, крупную фасоль.
Предложите ребенку отыскать их. А если мисок будет больше и в каждой будет свой секрет, то без сомнения интерес возрастет еще больше!
Пересыпаем крупу
Пересыпайте крупу при помощи стакана, ложки, совочка, а может даже ладошек из одной ёмкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Используйте разные крупы – рис, горох, манка… Обратите внимания, что звук от каждой крупы свой, уникальный: от гороха - звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучное шуршание.
Покормим птичек
Возьмите на улицу с собой пшено, семечки и покормите птиц.

Игра «Золушка»

Перед вами лежат перемешанные семена гороха, фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.

Ребенка  можно увлечь полезным для развития мелкой моторики занятием - выкладыванием камешков по заданным линиям.

5.Слоник своими руками

Слоник таит в себе множество мелких предметов и детских игрушек. Играть с таким слоником очень просто: ребенок засовывает руку в «хобот» и пытается на ощупь определить, что ему попалось.

6.Игры – шнуровки

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий.

7.Рисование манкой
   
Манка по текстуре очень похожа на песок. Иногда, для смены тактильных ощущений (когда хочется эффекта "прохладного морского песочка"), можно положить манку ненадолго в холодильник.
Поднос можно просто прикрепить к детскому столику на двухсторонний скотч и играть в свободном доступе. Высыпаем манку на 3-4 мм на поднос и начинаем творить! Предварительно можно подстелить покрывало, чтобы минимизировать процесс уборки после рисования. Манкография (рисование манкой или на самой манке) принесет вам массу положительных эмоций!
Манкография - занятие для детей любого возраста. Помимо обычного хаотичного рисования и свободной игры для ребенка можно еще вместе с мамой рисовать цветочки, солнышко и лучики, тучки и дождик, домик и заборчик и т.д. В манкографии можно рисовать с помощью предметов - трубочки для коктейля, кисточки, стеклянных камней, которыми можно выкладывать рисунки на манке. Выкладывание мелких предметов способствует развитию мелкой моторики.

Сегодня  я познакомила Вас лишь с малой частью того, чем Вы можете развивать мелкую моторику ребёнка дома. Включайте свою фантазию, пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!

Дорогие Родители!

Вызывайте положительные эмоции у ребенка!
Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно! »,  «Какой ты молодец, у тебя все получается!» «Давай помогу! », «Красота! »и т.д.
Помните, чтобы  вы не создавали вместе с ребенком,  главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики или несколько идей,

чем занять ребенка дома»


      В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…» 
      Мелкая моторика рук - это движение мелких мышц кисти, направленное на овладение навыками действия с предметами, которое дает возможность человеку выполнять тонкие двигательные акты, такие как рисование, письмо, вышивание, бисероплетение и т.д. 
       Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Учёными в процессе исследований установлено, что развитие речи малыша начинается только после того, как тонкие движения пальцев рук достигают определённого уровня развития.    

       Известно, что мелкая моторика рук, оказывает большое влияние на развитие всего организма, взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственном восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. 
       Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

Игры для развития мелкой моторики рук


1. Крупа на тарелочке

Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берется и что с ней можно делать (кашу, например).
Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10 – 15 минут тишины вам обеспечено.


2. Вкусные игры
Самые вкусные игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.

3. Лепка из теста
Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.

4. Подбери крышечку к баночке
Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки, ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук.

http://itd1.mycdn.me/image?id=836938498399&t=20&plc=WEB&tkn=*ee5lhkqzl39Ts7WPvx79c3tBedE


5. Веселое пересыпапие
Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и пересыпать ее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, покажите, как нужно наклонить чашку, чтобы собрать всю крупу.


6. Игра с пипеткой
Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, воду можно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в пипетку и переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания.


7. Крупотерапия
Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки.
Когда малыш будет хорошо справляться с этим заданием, усложните его. Например, можно засыпать белые дорожки от пальчиков крупой другого цвета. Для этого обучите малыша движению пальчиков, с помощью которого мы солим еду. Эта развивающая игра хорошо влияет на развитие мелкой моторики рук, фантазии и воображения.


8. Игра «Делаем бусы»
Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.
Таким образом, чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. 


Вот и получается, что развивая пальчики, развиваем речь ребенка.                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОУ «Развитие мелкой моторики. Развитие речи детей»

Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.Чем выше двига...

Консультация для родителей по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста

Консультация для родителей по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи у детей "

Данная консультация описывает фазы моторного развития ребенка в дошкольником возрасте, описывает взаимосвязь речи и мотрики руки. Предлагаются занятия для родителей дома: игры с предметами, развити...

Консультации для родителей по развитию мелкой моторики у детей. «Крупная польза мелкой моторики».

Моторик на самом деле две – мелкая и крупная. И обе одинаково значимы для развития детей. Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения пальцами, крупная же – движе...

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»«Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию»В. М. Бахтер.Пр...

Консультация для родителей по развитию мелкой моторики детей младшего возраста

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук детей младшего возраста...

Консультация для родителей "Роль развития мелкой моторики в развитии речи детей". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед

Консультация для родителей "Роль развития мелкой моторики в развитии речи детей". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед...