Игры и их роль в развитии дошкольника
статья (средняя группа)

Гребенщикова Валентина Александровна

Роль игры в жизни дошкольника 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_ih_rol_v_razvitii_doshkolnika._statya.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и их роль  в развитии дошкольника.

Ведущие педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира: в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают  в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.

Педагогическая и психологическая науки определяют игру как осознанную деятельность, те совокупность осмысленных действий, которые объединены единым мотивом.

О социальной природе игры свидетельствует ее историческое происхождение. Игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения  к жизни. О социальной природе свидетельствует то, что содержание основного вида игр носит конкретный исторический характер. Игра может существовать лишь при определенных социальных условиях. Развитие игровой деятельности тоже свидетельствует о ее социальной природе. Признавая определяющее значение социальной природы игр отечественные ученые не отрицают и наличие биологических факторов. Человеку свойственны от рождения потребность в движении, активности, безотчетное стремление к пониманию, потребность к общению,  склонность к подражанию. Эти врожденные свойства нервной системы человека побуждают ребенка к игре. Эти врожденные свойства нервной системы побуждают ребенка к игре.  Но возникнуть игра может только при социальных условиях. Развитие воображения, ориентации в окружающем позволяет  преобразовывать и изменять видимое, включенное в игру. Это проводит резкую грань, которая отличает игру человека от игры животных. Развитие речи ребенка, формирование его мышления существенно меняет ориентировочно-исследовательскую деятельность и естественно саму игру. То обстоятельство, что само преобразование познавательной деятельности  ребенка осуществляется в процессе общении со взрослыми, под влиянием обучения и воспитания говорит о  единстве социальной и биологической природы игры.  Но социальный фактор играет главную, ведущую роль. Движущей силой развития ребенка является социальное окружение, его окружение, взаимодействие с окружающим миром. Особенности игры как деятельности отображают дейсвенно-речевой характер, специфические мотивы, переживания, интерес к действиям с предметами, отношения между людьми. Мотивом может быть стремление к общению, совместной деятельности, познавательный интерес. Однако ребенок играет, не сознавая мотивов своей деятельности, в игре присутствует воображаемая ситуация, роли, сюжет,  меняются правила, активная деятельность, ребенок много раз повторяет одни и те же действия, слова. И на повторности построены многие подвижные игры. Детские  игры чрезвычайно  многообразны по содержанию, характеру, организации и все они направлены на социализацию ребенка.  Социализация это процесс и результат усвоения детьми  существующих норм, ценностей и форм поведения. Социализация равна присвоению социального опыта ребенком через взаимодействие со средой. Опыт превращается в его индивидуальное развитие, им перерабатывается, дополняется и через некоторое время возвращается в общественную культуру в виде определенных индивидуальных достижений. Каждый период жизни и развитие ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности.  Под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходит качественные  изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста. Для детей дошкольного возраста является игра. Как показывает анализ  психолого- педагогического  наблюдения  сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра- средство познания ребенком действительности.  Основными институтами социализации являются семья, детский сад, школа и другие общности людей, в которых проходит процесс  социализации человека.

Литература:

Ю.А. Афонькина . Г.А.Урунтаева. « Практикум по детской психологии» М 2000

Л.И. Божович « Личность и ее формирование в детском возрасте»  М2001

Б.С. Волков Н.В.Волкова « Детская психология» М 2004

Т.А. Данилина, Н.М.Стенина « Социальное партнертсво педагогов, детей и родителей. Пособие для практических работникоа ДОУ»  М Айрис-пресс 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Сюжетно-ролевая игра и её роль в развитии речи дошкольника"

В наш детский сад поступают дети из разных учреждений не только с речевыми  нарушениями, но и соматически ослабленные  психологически незрелые. С неразвитой общей и мелкой моторикой, с неуст...

Дидактическая игра и её роль в развитии дошкольников

Данная консультация поможет разнообразить игровой опыт....

Статья "Народные игры и их роль в развитии дошкольника"

О роли народных игр в жизни современных детей...

Музыкально-ритмические игры и их роль в развитии дошкольника

Игра-одно из универсальных средств в деле становления и активного обогащения личности....

Консультация для педагогов на тему: "Дидактическая игра и ее роль в развитии дошкольника"

Консультация на тему: «Дидактическая игра и ее роль в развитии дошкольников»Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый ...