Консультация для родителей «Нужно ли спешить с обучением детей чтению?»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Кондратенко (Францева) Любовь Александровна

В данной консультации вы узнаете нужно ли спешить обучать ребенка к чтению, когда и как лучше это начать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_po_chteniyu.docx14.94 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Нужно ли спешить с обучением детей чтению?»

Все родители дошколят озадачиваются вопросом, не опоздают ли они, если не научат своего ребенка читать до школы и не будет ли он отставать в развитии от своих сверстников.

Чтение - это умение воспринимать написанное или произносить про себя (понимание сложно психологической структуры процесса чтения).

Чтение - это не просто называние букв, а умение составлять из них слова, что требует более серьезного синтеза.

В связи с этим обучением грамоте надо заниматься избирательно и только тогда, когда ребенок в этом заинтересован.

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе его лежит сложнейший механизм взаимодействия анализаторов. Прежде чем начать обучение детей чтению необходимо знать, что формирование этого навыка требует психофизиологической готовности ребенка, достаточную сформированность психических процессов ребенка (внимания, мышления, воображения, памяти, речи).

Речь является одним из сложнейших психических процессов. В возрасте 5 лет у ребенка еще не достаточная сформированность психических функций осуществляющих процесс чтения в норме (зрительного анализатора и синтеза, пространственного представления, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, недоразвитие лексико-грамматического строя речи). Таким образом, ребенка данного возраста не нужно обучать чтению, можно лишь только выполнять различные упражнения на развитие зрительного и слухового анализатора, грамматического строя, фонематического слуха. Все это создаст необходимые предпосылки для дальнейшего успешного развития Вашего ребенка.

Обучать детей чтению рекомендуется в возрасте 6-7 лет, именно в этом возрасте в норме определяется его психологическая готовность.

При изучении азбуки с самого начала надо научить ребенка правильному произношению звуков. То же самое относится и к обучению чтению: важно соблюдать определенные правила. Ребенок может научиться читать, считать, пересказывать, но будет допускать при этом ошибки. Ребенка надо не просто обучать, а обучать правильно.

Надо учитывать, что у детей с флегматичным складом характера, т.е. с замедленными мышлением, речью и действиями, процесс обучения идет не так быстро, как у их сверстников с более подвижными процессами нервной системы. Овладев грамотой, читают они спокойно и неторопливо, в противоположность непоседливым и возбудимым детям, которые читать и считать учатся быстро, но, проявляя поспешность, делают при этом много ошибок.

Но главное, о чем должны помнить родители, нельзя насильно учить ребенка читать. Не ругайте ребенка и не сравнивайте его с другими более способными детьми, это только затормозит процесс обучения. Если же у вашего ребенка не сформирована речь, внимание, память, мышление, зрительное восприятие, то обучение чтению будет даваться ребенку с трудом, и отнимет огромное количество сил и у мамы, и у ребенка.

То есть, если ребенок не выговаривает звуки, путает слоги в словах, неправильно их произносит, то даже в 5-6 лет учить читать его пока не стоит. Научите ребенка выговаривать правильно все звуки. И перед тем, как учить читать, необходимо заняться развитием всех психических и познавательных процессов.

Когда начинать обучать чтению? Учить можно, если ребенок сам строит целые предложения, говорит связно и четко. Может сам рассказать о каком-либо событии, выстроить логическую цепочку в своем повествовании. Описать вещи или предметы фразами, приближенными к истине. У него достаточно развился фонематический слух. То есть, говоря ребенку слова по слогам, или созвучные слоги, например, да-та, жа-за и другие, он различает разницу между звуками и может точно повторить услышанное.

Ребенок не путает буквы в созвучных словах, например, луклуг и различает их. Если не обнаруживаются серьезные логопедические проблемы, нет нарушений ритма речи.

Развита пространственная ориентация – не путает понятия «право и лево», «верх и низ». Этим критериям соответствует развитие даже и в пятилетнем возрасте. Если это не так, то не стоит расстраиваться!

Развитие каждого ребенка индивидуально, и нужно уделять достаточно времени на занятия и тренировку его навыков.

Нужно вести обучение от простого к сложному, не перегружая информацией. Метод чтения сложением: сначала запоминаются отдельные буквы, потом предлагают к ним прибавить другие. Можно научить читать звукобуквенным методом. Сначала учат на слух определять звук каждой буквы, потом соотносить с буквами алфавита.

Обучение чтению в игровой форме. Это будет наилучшим ответом на вопрос как правильно научить ребенка читать, ведь играя, обучение пойдет намного легче и быстрее. Для начала нужно поставить цель - выучить все гласные буквы. Красивые, яркие буквы из цветной бумаги заинтересуют ребенка, и ему захочется познакомиться с ними поближе. Повторяйте чаще. Затем можно развесить их по квартире и предложить игру – найти ту или иную букву. После этого можно просить найти буквы в книгах, журналах, на рекламных плакатах. Постепенно переходить к согласным буквам и простым словам, таким как, «мама» и «папа».

Старайтесь вызвать ассоциации – придумывать, на что похожи те или иные буквы, вместе рисуйте их, лепите из пластилина, вырезайте из бумаги. Читайте вслух простые слова, затем просите найти в них букву и самостоятельно прочесть.

Не перегружайте информацией, не нужно сразу давать выучить все согласные, начните с малого, и по ходу усвояемости материала прибавляйте буквы. СОВЕТ: не берите сложные слова, не требуйте сразу много. Пусть обучение станет приятным, интересным и увлекательным.

Не наказывайте ребенка, если первое время не будет получаться. И конечно, как и в любом деле важна последовательность и регулярность. Проводить занятия нужно систематически, не оставляя их на долгое время, и тогда результат придет очень скоро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Нужно ли спешить с обучение детей чтению?"

Чтение - это не просто называние букв, а умение составлять из них слова, что  требует более серьезного синтеза. В связи с этим ранним обучением грамоте надо заниматься избирательно и только...

Консультация для родителей "Нужны ли летом витамины для детей?"

Нужны ли летом витамины для детей - это вопрос, который заботит всех родителей. С одной стороны, летом полно фруктов, которые уже сами полны витаминов, с другой, дети растут, и их организм нуждается в...

Консультация для родителей "Нужны ли летом витамины для детей?"

Нужны ли летом витамины для детей - это вопрос, который заботит всех родителей. С одной стороны, летом полно фруктов, которые уже сами полны витаминов, с другой, дети растут, и их организм нуждае...

Нужно ли спешить с обучением детей чтению

В данной статье рассмотривается вопрос о необходимости раннего обучения детей чтению, с какого возраста лучше начинать обучения и в какой форме....

консультация для родителей "Нужно ли спешить с обучением детей чтению?"

Все родители дошколят озадачиваются вопросом, не опоздают ли они, если не научат своего ребенка читать до школы и не будет ли он отставать в развитии от своих сверстников. Споров по этому поводу очень...

Консультация "Нужно ли спешить с обучением детей чтению?"

Все родители дошколят озадачиваются вопросом, не опоздают ли они. Если не научат своего ребенка читать до школы и не будет ли он отставать в развитии от своих сверстников. Споров по этому поводу очень...