Как приучить ребенка к горшку? Советы родителям.
консультация

Демьяненко Светлана Сергеевна

Как приучить ребенка к горшку? Советы родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorshok_priuchenie_0.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Как приучить ребенка к горшку

С какого возраста начинать

     

Самый подходящий возраст для приучения ребенка к горшку – с 1,5 лет. Чтобы лучше понимать, почему приучение должно начинаться именно в это время, надо обратиться к анатомии и физиологии.

     Нервные волокна, формирующие сплетение вокруг мочевого пузыря и прямой кишки, подают импульс о наполнении органа сначала в спинной мозг, а затем сигнал передается в головной мозг – это является побуждением к походу в туалет. Таким образом, осознанное хождение на горшок возможно лишь при формировании нервно-мышечных связей между органами малого таза и мозгом. Правильный навык может сформироваться только при наличии этих связей. А формируются они после 1,5 лет и никак не связаны с тем, как скоро родители начнут знакомить ребенка с горшком.

     Важно! Только после года ребенок начинает чувствовать наполнение прямой кишки, а ближе к двум годам – мочевого пузыря. К этому времени у него созревает сознательный, полноценный контроль над выделительными процессами. К 2-3 годам дефекация становиться осознанной, волевой, управляемой.

     Раннее приучение ребенка к горшку (в течение первого года жизни) уже давно признано нефизиологичным и неправильным, потому что не учитывает ни психологической готовности, ни физического созревания малыша. Оно основано на формировании условных рефлексов и не вырабатывает осознанный навык. Таким образом, создается неправильная цепочка действий: родители побуждают ребенка опорожнить мочевой пузырь, для этого они используют звуки журчащей воды или определенные слова, после чего происходит ожидаемое действие.

     Приобретенный таким способом навык нестойкий и легко может утратиться в результате любого стресса (ссоры родителей, поступление в детский сад), а также при достижении ребенком возраста, когда созрела иннервация органом малого таза – время, в которое только надо начинать процесс приучения к горшку. Кроме того, раннее приучение основывается на давлении взрослых, что в дальнейшем может вызвать у ребенка стресс, психоматические и невротические заболевания, например, логоневроз, нервный тик, энурез, энкопрез, гиперактивный мочевой пузырь.

     Приучение к горшку после 1,5 лет учитывает степень зрелости нервной системы ребенка, не требует давления со стороны взрослого, потому что он готов к освоению нового навыка:

  • физически  - укрепляются мышцы сфинктеров (мышечные кольцевые волокна вокруг какого-либо отверстия) прямой кишки и мочеиспускательного канкла, развивается иннервация прямой кишки и мочевого пузыря;
  • психологически -  готов следовать инструкциям, понимает, зачем и что от него требуют;
  • эмоционально – позитивно относится к изучению новых навыков.

Как определить, что ребенок готов к приучению

   

Существуют признаки, указывающие на то, что ребенок готов к освоению нового навыка психологически и физически:

  • наличие режима дефекации – она происходит примерно в одно и то же время суток;
  •  мочеиспускание не чаще чем 1 раз в 2 ч. – т.е. памперс должен оставаться сухим не мене 2 ч;
  • ребенок знает и показывает части тела и различные предметы одежды, знает и понимает значение слов, связанных с туалетом, испытывает дискомфорт и проявляет негативные эмоции, когда находится в грязном белье;
  • у ребенка есть стремление подражать взрослым;
  • он пытается сам одеваться;
  • проявляет интерес к туалету;
  • возраст старше 1,5 лет

Если все эти критерии имеются, то можно говорить о том, что приучение к горшку пройдет максимально просто и легко как для взрослого, так и для малыша.

   

 С чего надо приучать

     

С покупки горшка. Следует заранее его приобрести – чтобы он стал знакомым предметом в доме. Выбрать горшок в магазине можно вместе с ребенком. Лучше остановить выбор на обычном горшке без подсветок и музыкального сопровождения. Горшок, из которого идут аплодисменты, может испугать, а светящийся – рано или поздно станет игрушкой

     Горшок должен быть удобным, устойчивым, анатомической формы: для мальчиков овальный с выступом спереди, для девочек лучше круглый.

     Есть горшок – следовательно, надо объяснить, для чего он нужен. В этом поможет любимая игрушка: сажаем медведя или любимую куклу на горшок и рассказываем ребенку, что он (она) делает, проговариваем всю последовательность действий.

     Можно вместе рассматривать книжки и картинки по теме, но при этом необходимо комментировать действия изображенных персонажей. Сразу объясняем ребенку, что «ходить на горшок» - это очень личное действие, поэтому не стоит устанавливать его в центре комнаты и приглашать родственников, чтобы они восхищались содержимым.

     Обращаем внимание ребенка на то, что когда кто-то из родителей хочет пойти в туалет, то не испытывает при этом никакого стеснения или смущения. Он увидит, что для них эта ситуация естественная, и также будет ее воспринимать.

     Наблюдаем за поведением ребенка: как только появляются признаки того, что он хочет в туалет (ребенок притих, затаился, напрягся и т.п.) – сажаем его на горшок. Если при этом ребенок активно сопротивляется, кричит, выгибается, не заставляем, а откладываем приучение на 2-3 недели.

     В этот период надеваем минимум одежды, чтобы ее было легко снять, поэтому приучать к горшку лучше в теплое время года.

     Не ругаем ребенка, если он пачкает штаны или пол. Просим его убрать за собой, положить испачканную одежду в стиральную машину. Таким образом формируем осознанность и умение планировать деятельность, связанную с туалетом.

     

Какие приемы и техники можно использовать

   

 Существуют оперантные техники, которые основаны на позитивном подкреплении желаемых навыков. Подкреплять следует именно реакцию к дефекации в надлежащей обстановке, а не отсутствие такой реакции в неподходящих условиях (иначе не избежать запоров).

     Для моделирования поведения можно награждать ребенка (использовать флажки, звезды, похвалу, объятия и т.п.) – вначале за сидение в туалете, затем за дефекацию. Один из вариантов реализации подобной техники – линейка позитивного подкрепления. Возле горшка наклеиваем линейку (можно сделать самостоятельно из бумаги), на которую после каждого акта дефекации, приклеиваем любую наклейку (ребенок может выбрать ее в магазине).В конце линейки изображаем поощрение, например какую-либо мелкую игрушку, которую ребенок хотел бы получить (поощрение необязательно должно быть материальным). Привлекаем внимание других взрослых к линейке, подчеркивая важность того, что ребенок справляется сам. Тем самым он получает признание со стороны значимых взрослых.

     Чтобы приучить ребенка к горшку, используем различные игры, которые символизируют  акт дефекации и мочеиспускание. Например, нагружаем-разгружаем игрушечные машины. В одном конце комнаты ребенок грузит в машинку с кузовом различные мелкие предметы (шарики, кубики, игрушки). Он должен отвезти их в другую часть комнаты (в «магазин» или «на дачу»), недалеко от туалета, медленно разгрузить и красиво сложить. Вовремя игры хвалим ребенка за то, что он хорошо все довез, не растерял в дороге и красиво сложил в нужном месте.

     Бессознательно подобный процесс ассоциируется с посещением туалета и «разгрузкой» организма.

     Можно использовать игрушечную железную дорогу с паровозиком, вагонами, шлагбаумом и конечной станцией прибытия, также расположенной рядом с туалетом. Ребенок нагружает вагоны различными мелкими игрушками, которые поезд везет до станции. Там он останавливается, а после пропускного пункта разгружает привезенное. Хвалим за умелую разгрузку. Подобные игры с перевозкой материалов можно повторить несколько раз.

     Игра с надувным шариком: обычный шарик заполняем горошинами или мелкими шариками. Придумываем сюжет, в котором горошины по каким-либо причинам должны высыпаться из шарика. После того, как несколько горошин выпадают, хвалим ребенка.

     Чтобы дефекация была регулярной, устанавливаем определенное время посещения туалета в течение дня, например, со временем приема пищи, другими режимными моментами.

     Все действия ребенок должен выполнять вместе со взрослым. В зависимости от его возраста, уровня развития и терапевтической мотивации приучение к горшку должно быть предварительно структурировано и предусматривать оказание помощи. Например, может потребоваться научить ребенка, как приводить себя в порядок после спонтанной дефекации. При этом ему может понадобиться помощь в смене одежды, перенос грязного белья в подходящее место и окончательном приведении себя в порядок.

     Нет таких детей, кто не обучился бы данному навыку, поэтому не стоит создавать проблему, если у ребенка что-то не получается. Главное, чтобы он был здоров и развит.

     Важно понимать, что навык может быть окончательно усвоен в возрасте 1,5 -3 лет. И ничего страшного нет в том, что даже в 2,5 года может случиться маленькая промашка. Не надо из-за этого ругать ребенка и прменять силу. Придет время, он освоит горшок. И произойдет это не раньше и не позже, чем его организм и психика будут готовы.

Словарь педагога-психолога

Иннервация (от латинского in- в, внутри и нервы) – снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с центральной нервной системой

Логоневроз – заикание

Оперантная техника – техника позитивного подкрепления желаемых навыков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Ребенок один дома. Советы родителям. 18.01.2021

Уважаемые родители, помните: воспитание и формирование доверительных отношений в семье очень важно для безопасности вашего ребенка....

Информационный буклет «Как приучить ребенка к самостоятельности: советы родителям»

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самое благоприятное время для воспитания самостоятельности – это младший дошкольный возраст....

Консультация для родителей "Готов ли ребенок к школе". Советы родителям.

Начало школьной жизни - важный этап в развитии ребёнка. Родителям важно объективно оценить, готов ли ребёнок в школу и вовремя подготовить ребёнка к школьному обучению и выбрать школу в соответствии с...

Приучаем ребенка к порядку. Советы для родителей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28897919","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28897928","attributes":{"alt...

Консультация для родителей «Речевая готовность ребенка к школе. Советы родителям будущих первоклассников»

Совсем скоро относительно беззаботный малыш станет первоклассником. Будущему первокласснику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений, навыков, которые послужат базой для последующего обуч...

Как приучить ребёнка к порядку. Советы родителям.

Дети часто забавно копируют действия взрослых, пытаясь вытереть пыль маминой шапкой или помыть пол бабушкиным халатом. Между тем это первые шаги к организации пространства вокруг себя. И почему ж...

Консультация для родителей "Ребенок один дома. Советы родителям"

Консультация для родителей "Ребенок один дома. Советы родителям"...