Музыкальные пальчиковые игры
консультация
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
"О музыкальных пальчиковых играх"
Подготовила:
Астафьева Светлана Михайловна
музыкальный руководитель
Описание материала: Данная методическая разработка адресована музыкальным руководителям и воспитателям детских садов и центров дошкольного развития. Статья включает в себя теоретическое обоснование и практические материалы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста с помощью музыкальных пальчиковых игр.
О музыкальных пальчиковых играх
Одним из главных условий реализации художественно-эстетического развития в ДОУ является создание оптимальной среды для формирования у детей социально-нормативных возрастных характеристик через активное задействование ведущего вида непосредственной деятельности дошкольников – игры.
Ознакомившись с трудами виднейших отечественных педагогов-психологов, занимавшихся этой проблемой (Л. Выготского, Д. Эльконина, В. Разумного и др.), можно с уверенностью сказать, что музыкальное творчество детей в форме игры – прямой путь вовлечения их в музыку, активный способ познания закономерностей музыкального языка, эффективный метод формирования комплекса музыкальности в целом.
В собственном педагогическом опыте я отдаю предпочтение именно игровым формам организации музыкальной деятельности детей не случайно. Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психической деятельности. По экологическим, медицинским и социальным причинам в наше время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями. Раннее выявление подобных проблем позволяет не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребёнка. Эти объективные факторы обусловили особый интерес к одному из средств преодоления речевых проблем, а именно – к жанру музыкальной пальчиковой игры.
Нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Большинство таких упражнений несут и обучающую нагрузку: одни направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названиями частей тела и самих пальчиков и т.д. Во многих из них ребёнок действует двумя руками - это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве.
Благодаря непосредственному комплексному воздействию музыки на человека в ходе двигательной активности под аккомпанемент или с пением улучшаются выразительность, ритмичность движений, их чёткость, координация, плавность, слитность, переключаемость; развиваются интонация, слух, внимание, память; воспитывается временная ориентировка, то есть способность уложить свои движения во времени в соответствии с различным ритмическим рисунком мелодии.
Использование в педагогической практике музыкальных пальчиковых игр опирается на определённые принципы и методы: прежде всего, это направленность на создание общей благоприятной атмосферы. Процесс совместного музицирования вызывает эмоциональный отклик у детей, развивает мышление и фантазию. Перед игрой необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения, что позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнения.
Учитывая, что объём детского внимания невелик, важно помнить о принципе доступности материала: лаконичные песенки-игры с ясной формой, запоминающейся мелодией в удобном диапазоне способствуют развитию певческих навыков. Вспомогательным моментом может стать небольшое вступление: оно настроит детей на определённый характерный образ и поможет в восприятии игры. Особенно актуальны принципы постепенности и систематичности. Важно подобрать упражнения так, чтобы они соответствовали индивидуальным и возрастным особенностям ребёнка. В перспективе хотелось бы направить детей не только на повторение, но и на самостоятельный творческий процесс придумывания движений и интонаций.
Концентрации внимания ребёнка и его распределению помогает выразительность подачи материала: многообразные интонации в голосе, чёткая дикция, выразительная мимика, и яркое художественное исполнение песни. Процесс может сопровождаться показом ярких иллюстраций. К примеру, дети очень эмоционально реагируют на слайд-шоу, предварительно подготовленное и демонстрируемое с помощью проектора на большой экран. Также большой интерес дошкольников вызывает процесс коммуникации с персонажем кукольного или пальчикового театра.
В своей работе я использую, помимо материалов известных авторов, музыкальные пальчиковые игры собственного сочинения, подробное описание которых предложено далее:
1. Пальчиковая игра «Коза и козлята»: исходное положение рук – кисти сомкнуты, пальцы направлены вверх в разомкнутом положении, как будто держат большой мяч.
Жила-была Коза, и было у неё семеро козлят. Однажды отправилась мама Коза на работу, на лужок пастись и поёт козляткам-ребяткам:
«Козлятушки-ребятушки,
Я на луг пойду, молочка принесу!
Закрывайте дверцы серебряные:
Раз - дверца, два - дверца, три - дверца, (по очереди соединяем подушечки
Четыре - дверца, пять – дверца… пальцев, начиная с мизинцев)
Все дверцы закрыли?
Закрывайте замки золочёные:
Раз – замочек, два - замочек, три - замочек, (по очереди перекрещиваем Четыре – замочек, пять – замочек… пальцы, сжимаем в «замок»)
Все замочки закрыли?»
Проверим – крепок ли замок? Крепок! (пытаемся «разжать замок»)
Целый день мамочка Коза работала, вечером приходит домой и поёт козляткам-ребяткам:
«Козлятушки-ребятушки,
Я домой пришла, молочка принесла!
Открывайте замки золочёные:
Раз – замочек, два - замочек, три - замочек, (разжимаем пальцы, снова
Четыре – замочек, пять – замочек… соединяем их подушечки)
Все замочки открыли?
Открывайте дверцы серебряные:
Раз - дверца, два - дверца, три - дверца, (разъединяем пальчики, возвращаем
Четыре - дверца, пять – дверца… в исходное положение)
Все дверцы открыли?»
Зашла мама Коза домой, напоила козляток-ребяток молочком, и начали они от радости плясать:
«Три-татошки, три-тата, («бегаем» пальцами правой руки по ладони левой,
Вышла кошка за кота, затем наоборот)
За кота-котовича,
За Петра Петровича!»
Вот какая сказка! (развели руки в стороны)
2. Пальчиковая игра «Котенька-коток»: исходное положение рук – кулачки прижаты друг к другу таким образом, что большие пальцы находятся сверху, а мизинцы – снизу.
Котя – котенька - коток,
Котя – серенький хвосток. (достаём мизинчики и соединяем их подушечки, подучается «хвостик»)
Лапочки-подушки, (хлопки «мягкими ладонями»)
Ушки на макушке. (кулачки сжаты, достаём и вытягиваем указательные пальцы)
Как услышат мышку, (поворачиваем «мордочку» вправо-влево)
Мышку-шалунишку.
Превратятся лапки (сжимаем и разжимаем пальчики - «коготки»)
В коготки – царапки.
Цап-царап! Цап-царап! («ловим мышку»)
Ам! (сжимаем ладони, «поймали»)
Мышка, мышка, не шурши, (легко гладим ладошки друг об друга)
Котя- котик, не спеши… (замерли)
Цап-царап! Цап-царап! («ловим мышку»)
Ам! (сжимаем ладони, «поймали»)
Давайте посмотрим, все ли мышку поймали? (заглядываем в ладошки)
3. Пальчиковая игра «Журавель и лягушата»: исходное положение – пальцы вытянуты в разные стороны («как длинные ноги у журавля»), ладошки должны ощущать «растяжение».
Повадился журавель, журавель (начиная с больших пальцев по очереди соединяем подушечки, мизинцы
ударяют 3 раза, затем снова большие 3 раза)
На болото каждый день, каждый день. (повторение движений)
Длинным клювом «щёлк-щёлк» (складываем ладошки в форме «клюва», открываем и закрываем)
В лягушатах знает толк! (ручки сжимаем в кулачки и показываем большие пальцы)
/возвращаемся к исходному положению, но теперь пальцы согнуты, «как лягушачьи лапки»/
Пять весёлых лягушат (начиная с больших пальцев по очереди соединяем подушечки, мизинцы
ударяют 3 раза)
Быстро спрятаться спешат. (повторение движений)
Раз – под кочку, два – под кочку, (поочерёдно «прячем» пальчики в кулачок, начиная с больших)
Три – под кочку, четыре, пять!
Вот и нету лягушат.
/складываем руки в «бинокль» и смотрим/
Все лягушата спрятались? Ну-ка, посмотрим внимательно!
О музыкальных пальчиковых играх можно говорить, как об универсальном дидактическом и развивающем материале воспитания детей. Практика показывает, что их можно успешно использовать в музыкальной деятельности детей на протяжении всего их дошкольного детства.
Пальчиковые игры интересны ещё и с точки зрения духовного наследия нашей национальной культуры. Они помогают оценить педагогический опыт русского народа, интуитивно определившего роль взаимозависимости развития речи и пальцевой моторики и невербального общения в деятельности ребёнка, так как генетически восходят к жанру русской потешки («пестушки»), которая представляет собой забаву взрослых с маленькими детьми с использованием разнообразных движений пальцев, рук, ног ребёнка и взрослого. С помощью потешек наши предки формировали у детей потребность в игре, готовили их к самостоятельной деятельности, и одновременно в мягкой и ненавязчивой форме давали ребёнку урок нравственного воспитания, вводили его в красочный и поэтический мир родного языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Музыкальные пальчиковые игры".
Пальчиковые игры – один из наилучших способов провести время с вашим ребенком с максимальной пользой. Эти игры хорошо развлекают ребенка, а заодно развивают мелкую моторику и речь. Известно, что между...
Музыкально-пальчиковая игра для средней группы "Жили-Были"
Жили-были два цветочка,Жили-были два листочка,Жили-были два грибочка,Жили-были два пенечка...
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников» (по методике Железновых)
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирова...
Мастер-класс для воспитателей детского дошкольного учреждения «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста по методике Железновых»
Данный материал представляет собой мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений для развития музыкальных способностей дошкольников....
Музыкальные пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей
Музыкальные пальчиковые игры помогут родителям воспитанников организовать полезный домашний досуг ребёнка...
Консультация для музыкального руководителя "Музыкальные пальчиковые игры"
Консультация для музыкального руководителя "Музыкальные пальчиковые игры"...
Мастер- класс для воспитателей и музыкальных руководителей «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников»
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирова...