Проект "Грамотейка"
проект (старшая группа)

Павловская Ирина Анатольевна

Проект способствует развитию речи детей и побуждает родителей принимать активное участие в жизни детского сада. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gramoteyka.docx858.06 КБ

Предварительный просмотр:

Практико-ориентированный проект

направлен на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. 


«Грамотейка»

Руководитель: учитель-логопед

Павловская Ирина Анатольевна

2020

Паспорт проекта

Наименование учреждения

Муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 14»

Название проекта

«Грамотейка»

Руководитель  проекта

Павловская И.А.., учитель-логопед

Вид проекта

Практико-ориентированный

Продолжительность проекта

Краткосрочный

Участники проекта

Учитель-логопед, воспитанники детского сада 6-7 лет, родители воспитанников.

Сроки  реализации проекта

01.12-20.12. 2019 г.

Предполагаемый результат

Успешное развитие коммуникативных и творческих способностей детей, повышение педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития детей, повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы. 

Практическая значимость проекта

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.

Актуальность проекта. 

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для  развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей?

Рассмотрим эту проблему:

Основная функция связной речи – коммуникативная. А наши дети все меньше  разговаривают и играют во дворе, в компаниях, больше взаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет и как следствие – меньше разговаривают, глядя на человека, глаза в глаза, все больше по телефону, меньше общаются посредством звука и больше посредством буквы.

Характер, глубина, количество и структура дефектов речи также изменились.

Во-первых, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, происходит нарушение многих звуков.

Во-вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь. Помимо всего этого, у детей с речевыми проблемами наблюдается: 

1. Дефицит внимания (ребенок не может сосредоточиться).

2. Низкий уровень развития самоконтроля.

3. Низкий уровень познавательной активности. 

4. Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность.

5. Низкий уровень мотивации к обучению.

Не последняя роль в речевом развитии отводится и родителям. Многие родители некомпетентны в вопросах своевременного исправления многих речевых аномалий в развитии речи. Не секрет, что некоторые родители не слышат недостатков речи своих детей или не придают нарушениям речи серьезного значения, полагая, что с возрастом все пройдет само собой.

Итак, говоря  об актуальности проблемы речевого развития ребенка, мы считаем что,стандартизованные методы коррекционной работы не всегда помогают достичь желаемых результатов. Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми  с нарушениями речи, мы искали методы, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков. В связи с вышесказанным мы предположили, что внедрение метода проектов в коррекционную работу будет являться одним из эффективных приемов взаимодействия учителя-логопеда с детьми, воспитателями и родителями по преодолению речевых нарушений.

Ни для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление, поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень важное и сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Ребенок рождается исследователем, неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной проектно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – развивает свои коммуникативные способности. А главное преимущество метода проектов в работе логопеда состоит в том, что он предоставляет дошкольнику бóльшую самостоятельность, возможность сотрудничества и сотворчества на равных со взрослым, интеллектуального и творческого саморазвития.

Грамотно применяя в логопедической работе этот метод можно ускорить процесс постановки и автоматизации нарушенных звуков, способствовать развитию всех компонентов речи в целом, когнитивных процессов, коммуникативных навыков.Важно помочь ребенку поверить в свои силы, ведь наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми именно то, что было интересно, то, что он нашел и доказал сам.

Еще бóльшие перспективы технология проектной деятельности открывает в организации взаимодействия с родителями по вопросам образования ребенка, вовлечении их в образовательную деятельность, посредством создания, совместно с семьей, образовательных проектов.

Поскольку речевые нарушения у дошкольников, едва ли не самая главная проблема, то для ее решения нами был разработан проект«Логопедические дорожки», который направлен на создание условий для речевого развития дошкольников.

Тип проекта:проект является практико-ориентированным, краткосрочным.

Участники проекта: Дети  группы  комбинированной  направленности 6 -7 лет,   учитель-логопед, родители.

Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.

Задачи проекта:

  • пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи;
  • развивать речевые и творческие способности детей;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  • увеличить объем коррекционного воздействия;
  • повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания;
  • побуждать детей к совместной деятельности;
  • объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений;
  • стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

Срок реализации проекта: с 01.12-20.12.2019

Гипотезой проекта: выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания и  навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысит мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.

 «Грамотейка», полноценной развитой речи, формированию артикуляционной моторики,  фонематических процессов, усвоению правильного звукопроизношения, развитию лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания.

Предполагаемый результат:

  • успешное развитие коммуникативных и творческих способностей детей;
  • повышение педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей; 
  • повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но ив самом процессе коррекционно-воспитательной работы. 

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог
ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и мы,
предложили родителям изготовить совместно с детьми книжки-малышки на лексические темы и тактильные дощечки с буквами, которые можно использовать как для индивидуальной, так и подгруппой работы с детьми.

Данное пособие  сделано для работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения. В  этих пособиях представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы (фонетику, словарь, грамматику, связную речь, на развитие зрительного восприятия и мелкой моторики). Все материалы пособий несут в себе познавательную и развивающую функции.

Этапы и стратегия реализации проекта:

I. Подготовительный этап (информационно-аналитический)

Задачи:

  • изучение исследуемой проблемы в теории и практике;
  • раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта;
  • знакомство родителей  со  значимостью проекта для развития детей с ТНР.

II. Основной этап реализации проекта (практический)

Основной этап включает совместные мероприятия, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста.

1.«Грамотейка»

Задачи:

  • формирование у детей грамматического строя речи;
  • повышение интереса родителей к коррекционному процессу;
  • усвоение образа буквы;
  • формирование у детей навыков построения связного и целостного  рассказа;
  • развитие у малышей логического и образного мышления и наблюдательности;
  • формирование у дошкольников умения оперировать родовыми понятиями («животные», «насекомые», «посуда» и т. п.);
  • углубление знаний детей об окружающей среде;
  • улучшение коммуникативных навыков детей;

Работа с детьми:

  • знакомство детей с предлогами на занятиях и в специально организованных играх;
  • использование игр на формирование грамматических компонентов речи и упражнений для усвоения образа букв;
  • рассматривание существующих Азбук;
  • иллюстрирование каждой буквы по мере ее изучения;

     Работа с семьей:

  • индивидуальные встречи с родителями («Аграмматизмы в детской речи»,  «Как запомнить буквы?»);
  • консультация для родителей «Формирование грамотной речи дошкольника»;
  • домашние задания;
  • домашняя игротека;
  • родительские пятиминутки (по запросу родителей);
  • семинар - практикум: «Звуковой анализ слов – это не трудно!»;
  • выставка книг и пособий по подготовке к обучению грамоте.

Практический результат:

  • создание копилки игр;
  • практическое применение копилки игр;
  • итоговая выставка-презентация пособий;
  • представление наработанного материала для обмена опытом, педагогам ДОУ.    

Конечным итогом проекта будет, являться:

  • сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации;
  • повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи    в коррекционном процессе;

На мой взгляд, технологии проектной деятельности будут востребованы в работе логопеда, так как содержат в себе большие потенциальные возможности, способствующие качественным изменениям в развитии речевых и речетворческих способностей детей дошкольного возраста, а также заинтересуют родителей в образовательном процессе, будут стимулировать их к активному участию в развитии ребенка.

Семья Кробейниковых изготовила книжку малышку для развития фонематических представлений, звукопроизношения, ориентировки в пространстве, связной речи. Также они вырезали из фанеры дощечки для гласных (тактильные дощечки).

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20191219_103554.jpgC:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20191129_080708.jpg

Семья Назаровых смастерила книжку-малышку по лексической теме: «Птицы», нарисовали красивых снегирей. Кирилл увлеченно познакомил детей с этими птицами, поиграл с ребятами в игру «Четвертый лишний».

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20191219_103658.jpg

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20191219_125004.jpg

Семья Лаптевых смастерила «Дерево гласных букв». Буквы изготовили из различных материалов. Дети с интересом угадывали буквы на ощупь.

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20191220_120729.jpg

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20200113_125902.jpg