Проект "Грамотейка"
проект (старшая группа)
Проект способствует развитию речи детей и побуждает родителей принимать активное участие в жизни детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gramoteyka.docx | 858.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Практико-ориентированный проект
направлен на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
«Грамотейка»
Руководитель: учитель-логопед
Павловская Ирина Анатольевна
2020
Паспорт проекта
Наименование учреждения | Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 14» |
Название проекта | «Грамотейка» |
Руководитель проекта | Павловская И.А.., учитель-логопед |
Вид проекта | Практико-ориентированный |
Продолжительность проекта | Краткосрочный |
Участники проекта | Учитель-логопед, воспитанники детского сада 6-7 лет, родители воспитанников. |
Сроки реализации проекта | 01.12-20.12. 2019 г. |
Предполагаемый результат | Успешное развитие коммуникативных и творческих способностей детей, повышение педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития детей, повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы. |
Практическая значимость проекта | Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте. |
Актуальность проекта.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей?
Рассмотрим эту проблему:
Основная функция связной речи – коммуникативная. А наши дети все меньше разговаривают и играют во дворе, в компаниях, больше взаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет и как следствие – меньше разговаривают, глядя на человека, глаза в глаза, все больше по телефону, меньше общаются посредством звука и больше посредством буквы.
Характер, глубина, количество и структура дефектов речи также изменились.
Во-первых, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, происходит нарушение многих звуков.
Во-вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь. Помимо всего этого, у детей с речевыми проблемами наблюдается:
1. Дефицит внимания (ребенок не может сосредоточиться).
2. Низкий уровень развития самоконтроля.
3. Низкий уровень познавательной активности.
4. Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность.
5. Низкий уровень мотивации к обучению.
Не последняя роль в речевом развитии отводится и родителям. Многие родители некомпетентны в вопросах своевременного исправления многих речевых аномалий в развитии речи. Не секрет, что некоторые родители не слышат недостатков речи своих детей или не придают нарушениям речи серьезного значения, полагая, что с возрастом все пройдет само собой.
Итак, говоря об актуальности проблемы речевого развития ребенка, мы считаем что,стандартизованные методы коррекционной работы не всегда помогают достичь желаемых результатов. Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали методы, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков. В связи с вышесказанным мы предположили, что внедрение метода проектов в коррекционную работу будет являться одним из эффективных приемов взаимодействия учителя-логопеда с детьми, воспитателями и родителями по преодолению речевых нарушений.
Ни для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление, поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень важное и сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Ребенок рождается исследователем, неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной проектно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – развивает свои коммуникативные способности. А главное преимущество метода проектов в работе логопеда состоит в том, что он предоставляет дошкольнику бóльшую самостоятельность, возможность сотрудничества и сотворчества на равных со взрослым, интеллектуального и творческого саморазвития.
Грамотно применяя в логопедической работе этот метод можно ускорить процесс постановки и автоматизации нарушенных звуков, способствовать развитию всех компонентов речи в целом, когнитивных процессов, коммуникативных навыков.Важно помочь ребенку поверить в свои силы, ведь наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми именно то, что было интересно, то, что он нашел и доказал сам.
Еще бóльшие перспективы технология проектной деятельности открывает в организации взаимодействия с родителями по вопросам образования ребенка, вовлечении их в образовательную деятельность, посредством создания, совместно с семьей, образовательных проектов.
Поскольку речевые нарушения у дошкольников, едва ли не самая главная проблема, то для ее решения нами был разработан проект«Логопедические дорожки», который направлен на создание условий для речевого развития дошкольников.
Тип проекта:проект является практико-ориентированным, краткосрочным.
Участники проекта: Дети группы комбинированной направленности 6 -7 лет, учитель-логопед, родители.
Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
Задачи проекта:
- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи;
- развивать речевые и творческие способности детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- увеличить объем коррекционного воздействия;
- повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания;
- побуждать детей к совместной деятельности;
- объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений;
- стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
Срок реализации проекта: с 01.12-20.12.2019
Гипотезой проекта: выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания и навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысит мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.
«Грамотейка», полноценной развитой речи, формированию артикуляционной моторики, фонематических процессов, усвоению правильного звукопроизношения, развитию лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания.
Предполагаемый результат:
- успешное развитие коммуникативных и творческих способностей детей;
- повышение педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей;
- повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но ив самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог
ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и мы,
предложили родителям изготовить совместно с детьми книжки-малышки на лексические темы и тактильные дощечки с буквами, которые можно использовать как для индивидуальной, так и подгруппой работы с детьми.
Данное пособие сделано для работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения. В этих пособиях представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы (фонетику, словарь, грамматику, связную речь, на развитие зрительного восприятия и мелкой моторики). Все материалы пособий несут в себе познавательную и развивающую функции.
Этапы и стратегия реализации проекта:
I. Подготовительный этап (информационно-аналитический)
Задачи:
- изучение исследуемой проблемы в теории и практике;
- раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта;
- знакомство родителей со значимостью проекта для развития детей с ТНР.
II. Основной этап реализации проекта (практический)
Основной этап включает совместные мероприятия, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста.
1.«Грамотейка»
Задачи:
- формирование у детей грамматического строя речи;
- повышение интереса родителей к коррекционному процессу;
- усвоение образа буквы;
- формирование у детей навыков построения связного и целостного рассказа;
- развитие у малышей логического и образного мышления и наблюдательности;
- формирование у дошкольников умения оперировать родовыми понятиями («животные», «насекомые», «посуда» и т. п.);
- углубление знаний детей об окружающей среде;
- улучшение коммуникативных навыков детей;
Работа с детьми:
- знакомство детей с предлогами на занятиях и в специально организованных играх;
- использование игр на формирование грамматических компонентов речи и упражнений для усвоения образа букв;
- рассматривание существующих Азбук;
- иллюстрирование каждой буквы по мере ее изучения;
Работа с семьей:
- индивидуальные встречи с родителями («Аграмматизмы в детской речи», «Как запомнить буквы?»);
- консультация для родителей «Формирование грамотной речи дошкольника»;
- домашние задания;
- домашняя игротека;
- родительские пятиминутки (по запросу родителей);
- семинар - практикум: «Звуковой анализ слов – это не трудно!»;
- выставка книг и пособий по подготовке к обучению грамоте.
Практический результат:
- создание копилки игр;
- практическое применение копилки игр;
- итоговая выставка-презентация пособий;
- представление наработанного материала для обмена опытом, педагогам ДОУ.
Конечным итогом проекта будет, являться:
- сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации;
- повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе;
На мой взгляд, технологии проектной деятельности будут востребованы в работе логопеда, так как содержат в себе большие потенциальные возможности, способствующие качественным изменениям в развитии речевых и речетворческих способностей детей дошкольного возраста, а также заинтересуют родителей в образовательном процессе, будут стимулировать их к активному участию в развитии ребенка.
Семья Кробейниковых изготовила книжку малышку для развития фонематических представлений, звукопроизношения, ориентировки в пространстве, связной речи. Также они вырезали из фанеры дощечки для гласных (тактильные дощечки).
Семья Назаровых смастерила книжку-малышку по лексической теме: «Птицы», нарисовали красивых снегирей. Кирилл увлеченно познакомил детей с этими птицами, поиграл с ребятами в игру «Четвертый лишний».
Семья Лаптевых смастерила «Дерево гласных букв». Буквы изготовили из различных материалов. Дети с интересом угадывали буквы на ощупь.