Консультация
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Зачем развивать у детей логическое мышление»
Зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будет служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».
Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).
Выделяют три вида мышления:
1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами)
2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений)
3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех!
Что же такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос нужно сначала ответить на вопрос – Что такое логика?
Логика – эта наука о законах мышления и его формах. Она возникла в 4 веке до н. э., основателем считается древнегреческий философ Аристотель. Как наука логика изучается в высших и специальных учебных заведениях. Знание законов логики важно при выработке решений в сложных, ситуациях, при управлении простыми и сложными системами. Владея навыками логического мышления, человек сможет быстрее освоить профессию и более успешно реализовать себя в ней, не растеряться, попав в тяжелые жизненные обстоятельства.
Ребёнку, который не владеет навыками логического мышления, будет труднее усваивать новый материал, он не сможет грамотно использовать полученные знания в процессе решения практических задач. Решение каждой учебной задачи будет отнимать у него массу сил и энергии, ослабляя его физическое состояние, подавляя психику и нивелируя желание учиться.
Малыши, освоившие навыки и приёмы логического мышления:
• Умеют легко сосредоточиваться на проблеме;
• Очень внимательны;
• Обладают хорошей памятью;
• Легко концентрируются над решением поставленной задачи;
• Чётко мыслят и рассуждают в верном направлении;
• Не теряются в рассуждениях, обладают чёткой структурой мысли;
• Легко справляются с решением любой логической задачи;
• Мыслят неординарно и находят нестандартные способы решения задач;
• Очень общительны и любознательны;
• Помимо обучения в школе, как правило, дополнительно посещают различные кружки и студии по интересам.
Дети, обладающие навыками логического мышления, владеют комплексом «инструментов» — логических операций, крайне необходимых им для общего развития, получения качественного образования и воспитания.
Давайте попытаемся охарактеризовать кратко некоторые из этих логических операций. К примеру, у детей среднего возраста навыки логических операций в обучении открывают следующие способности:
• Анализ является логическим приёмом, позволяющим разделять предметы/явления/события на отдельные части/этапы. Анализ необходим при выявлении признаков и свойств, характеризующих конкретный предмет/явление/событие или их группу.
• Сравнение – это несложная логическая операция для выявления различий и сходства предметов/явлений/событий по определённым их признакам и свойствам.
• Синтез – логическая операция, посредством которой целое складывается из отдельных частей. Детям среднего возраста принцип синтеза легко пояснить с разборной игрушкой (пирамидка, домик и т.д.) или в процессе таких игр, как «Дорисуй рисунок», «Найди недостающие элементы и собери фигуру», «Дострой домик»» и пр.
• Алгоритм действий – с помощью этого логического приёма у ребёнка можно сформировать навык последовательности действий. Легче всего это сделать посредством игр определённого вида. К примеру, предложите малышу продолжить ряд предметов, которые чередуются по определённому (размер, цвет, форма) признаку или с учётом некоей закономерности их расположения (от маленького – к большому предмету и т.д.).
• Классификация относится к более сложным логическим операциям и требует от ребёнка умения распределять предметы/явления/события по группам относительно их общих признаков или других критериев. Этот навык особенно необходим детям, наделённым незаурядной фантазией, обладающим хорошей памятью и высоким творческим потенциалом.
-В классификации важно умение ребёнка выполнять два логических действия:
- Выделять общие признаки у группы предметов (явлений) событий, что составляет основу классификации;
Разделение предметов (явлений) событий по классам на основании выделенных признаков.
Отрицательная частица «не» – навык её использования крайне важен для развития у ребёнка логического мышления и речевых навыков. Она необходима ему для выполнения логических операций отрицания.
Дети 5-7 лет
Дети старшей дошкольной группы способны более тщательно разложить целое на составляющие его элементы. Кроме этого, они уже могут объяснить функциональное значение некоторых из этих элементов.
К примеру, если вы предложите ему к рассмотрению игрушечного зайца и попросите назвать и описать элементы его тела, малыш должен смело назвать и показать ушки, лапки, хвостик и головку зайчика. Помимо того, он должен объяснить, зачем, например, зайчику такие длинные ушки или почему его задние лапы длиннее передних. Также ребёнок должен знать ответы на такие вопросы, «Почему у совы глаза большие?», «Зачем животным нужен хвост?», «Для чего кошке нужны когти?» и т.д.
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте у ребенка выступает игра. Однако, несмотря на это логика играет для дошкольников далеко не последнюю роль. Воображение в этот период развито еще недостаточно хорошо и для того, чтобы обучение шло легче и эффективнее, в процессе занятий необходимо использовать максимум наглядного материала: игрушек, картинок, пазов, счетных палочек и т.д. Яркий дидактический материал превратит любое занятие в увлекательную игру, в которой ребенок с удовольствием будет принимать участие.
По мере взросления ребенка, он все меньше будет нуждаться в демонстрационном материале. А решение все большего количества задач будет происходить в уме, при помощи подключения уже словесно-логического мышления.
Формированию дошкольников логического мышления должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребёнком; повышенным вниманием компьютеризации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....