Консультация учителя- дефектолога «Как научить ребёнка усидчивости и внимательности»
консультация

Ватутина Анастасия Анатольевна

Усидчивость и старание, внимательность школьника – залог его успехов в школе и дальнейшей жизни. Но для того, чтобы ребёнок обладал этими качествами, необходимо развивать их с рождения. Способность человека контролировать своё поведение, длительно выполнять работу, порой даже трудную и неинтересную, закладывается в раннем детстве и развивается постепенно. Формировать усидчивость, доводить до конечного результата начатое, быть внимательным – это первейшая задача родителей в дошкольный период. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_defektologa.docx46.47 КБ

Предварительный просмотр:


Консультация учителя- дефектолога.

Тема: «Как научить ребёнка усидчивости и внимательности»

https://kemdetsad25.ucoz.net/spesi/defektolog1.jpg

 

Материал подготовила  

учитель-дефектолог Ватутина А.А.

 

Как научить ребёнка усидчивости и внимательности.

Усидчивость и старание, внимательность школьника – залог его успехов в школе и дальнейшей жизни. Но для того, чтобы ребёнок обладал этими качествами, необходимо развивать их с рождения. Способность человека контролировать своё поведение, длительно выполнять работу, порой даже трудную и неинтересную, закладывается в раннем детстве и развивается постепенно. Формировать усидчивость, доводить до конечного результата начатое, быть внимательным – это первейшая задача родителей в дошкольный период. Малышу очень трудно сосредоточиться долго на чём-то одном, его внимание неустойчиво, но это и необходимо для быстрого, всестороннего познания мира. Поэтому, чтобы привлечь его внимание и подольше удержать его, задания должны быть яркими и интересными, все занятия проводятся в игровой занимательной форме. Можно сшить ребёнку карнавальные костюмы и попробовать вместе сыграть какой-нибудь спектакль. Родители, являющиеся для ребёнка непререкаемым авторитетом, должны сами соответствовать тем требованиям, которые они предъявляют своему малышу: выполнять свои обещания, не совершать опрометчивых поступков, соблюдать последовательность действий. Тогда и ребёнок, подражая родителям, с лёгкостью приобретёт эти навыки без особых усилий со стороны мамы и папы. Очень важно соблюдать режим дня, это дисциплинирует ребёнка, ведь он прекрасно знает, когда пора кушать, ложиться спать. Малыш не будет тратить энергию на ненужные капризы, вместе с тем привыкает к выполнению правил, что тоже способствует самоконтролю ребёнка. Во время игры детей с родителями необходимо стараться соблюдать последовательность действий совместной игры, которые не успевают надоесть малышу. Они должны быть интересными для него, увлекая в мир игры, и тогда ребёнок перестанет отвлекаться и полностью погрузится во взаимодействие с вами. Конечный результат в занятиях и играх должен присутствовать всегда. Похвалите малыша, вдохновите его на дальнейшие подвиги, пробудите желание услышать похвалу ещё раз и закончить начатое. В момент игры необходимо убрать все возможные раздражители: включенный телевизор, другие игрушки. Вообще-то, у ребёнка не должно лежать на виду очень много игрушек, это рассеивает его внимание. Ему хочется поиграть во всё, а в результате игры не получается. Лучше оставить несколько любимых игрушек, а когда ему надоест с ними играть, заменить на другие. Выбирая занятия и игры для своего малыша, лучше основываться на его увлечениях, так как интерес – главная составляющая усидчивости в нежном возрасте. Хороший повод дисциплинировать ребёнка – уборка после игры. Замечательно, если малыш захочет помочь в уборке или приготовлении пищи маме. Пусть потом придётся всё переделывать, зато ребёнок сделает всё с удовольствием, получит похвалу и приучится помогать родителям. Для развития усидчивости и внимательности в школе используйте виды деятельности, способствующие этому: рисование, лепка, аппликация, вырезание, пазлы, настольные игры, конструкторы. Играйте с ребёнком, направляйте его, пробуждайте интерес, тогда малыш легче адаптируется к школе, а обязательность и усидчивость станут для него не поводом для упрёков, а естественным процессом.  

Консультация подготовлена по материалам интернет-ресурсов  

 

Рекомендации учителя –дефектолога  родителям по развитию памяти у детей с задержка психического развития.

«Играем и память развиваем!»

Главная задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. Для того, чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.

Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность, у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.

Виды памяти:

  • образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная);
  • словесно-логическая; - двигательная.

Индивидуальные особенности памяти. Существует три типа памяти:

-наглядно-образный;

  • словесно-логический;
  • промежуточный (гармонический).

Дети, которые относятся к первому типу, лучше запоминают картины, лица, цвета, звуки.

Дети, которые относятся ко второму типу, лучше запоминают понятия, словесные формулировки, формулы.

Дети, которые относятся к третьему типу, одинаково хорошо запоминают нагляднообразный и словесно-логический материал.

Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок,

который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И, самое главное можно ли развить память ребенка? Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти.  

         Стимулировать процесс развития памяти помогут специальные упражнения и игры.

                   

Для развития памяти ребенка предлагаю использовать следующие игры:

 

« Игра в слова»

  1. Постарайся запомнить: кот, мел, шар, чай, дом, лес.

Проверь себя, смог ли ты запомнить все слова.

  1. Постарайся запомнить: ваза, мыло, окно, конь, стол, тигр, арбуз, брат.

Проверь себя.

  1. Постарайся запомнить: рыба, снег, шкаф, сани, мука, дверь, лето, пенал, мясо, звезда.

Проверь себя.

  1. Запомни рассказ и повтори дословно: Сережа встал, умылся, оделся, позавтракал, пошел в школу.

Проверь себя.

 

Игра в слова «Гуляем по зоопарку»

Пусть ребенок закроет глава и представит, что гуляет по зоопарку. «Буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвал».

ВНИМАНИЕ!

Тюлень, лось, баран, тигр, крокодил…..

ЗАДАНИЕ 1.

Перечисли животных, которых ты знаешь.

ЗАДАНИЕ 2.

Внимательно посмотри на эти рисунки и покажи животных, которых я назвала.

ЗАДАНИЕ 3.

Найди на картинках животных, которых назвал ты.

ЗАДАНИЕ 4.

Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.

 

 

Игра «Снежки»

ЗАДАНИЕ 1.

Представь снег.

  • Вспомни, какого цвета снег. Всегда ли он белый?
  • Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться.

ЗАДАНИЕ 2.

  • Вспомни, как хрустит снег под нашими ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнить хруст снега под ногами человека?

ЗАДАНИЕ 3.

  • Представь, что ты держишь в руках пригоршню снега.
  • Представь, что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?

РАССКАЖИ.

Игра «Запахи и звуки».

ЗАДАНИЕ.

Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи.

Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни как шумит дождь. Что такое шум дождя?

Дождь закончился. Мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?

 

Игра «Вкус и запах»

ЗАДАНИЕ 1.

Представь лимон.

  • Каков он на вкус?
  • Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом.
  • Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?  

 

ЗАДАНИЕ 2.

Нарисуй лимон.

 

ЗАДАНИЕ 3.

Представь апельсин.

  • Каков он на вкус?
  • Вспомни, как пахнет апельсин? Расскажи об этом.
  • Какого цвета апельсин?
  • Представь, что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь?

 

ЗАДАНИЕ 4.

Нарисуй апельсин.

 

ЗАДАНИЕ 5.

Расскажи, чем отличаются лимон и апельсин. Чем они похожи?

 

Развитию словесно-логической памяти способствовали следующие упражнения Можно предложить следующие рассказы для запоминания:

1. Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, Споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела.

Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

Вопросы к рассказу:

  • Как звали мальчика?
  • Что с ним случилось во время прогулки?
  • Кто помог мальчику?
  • Чем заканчивается рассказ?

2. Жила-была девочка Зоя. Построила Зоя из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала его катать. «Ту-ту, машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кроватку и дала ему лекарство.

Вопросы к рассказу:

  • Как звали девочку?
  • Что она построила?
  • Кого девочка хотела катать на машине?
  • Что случилось во время игры?
  • Как девочка оказала помощь мишке?

Развитию зрительной памяти способствовали следующие упражнения.

 

Игра « Заблудились животные»

Цель: развивать зрительную память и восприятие.

Задание: попросить ребенка в течение 1 минуты посмотреть на картинку, а после того как картинка будет убрана, вспомнить, что на ней было изображено? Можно задать вопросы:

  1. Какие растения изображены на картинке?
  2. Какие животные?
  3. Может ли так быть?
  4. Какие животные заблудились?

 

Игра « Что потерялось?»

Цель: развивать внимание и зрительную память.

Изображенные на рисунке игрушки живут дома у очень неряшливой и небрежной девочки. Все они имеют жалкий вид.

Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть на картинки, а затем по памяти рассказать, что же случилось с игрушками?

Обсуждению рисунков следует уделять особое внимание, так как отдельные признаки предметов, на которые ребенок обращал внимание, позволяют формировать в его памяти образ предметов.

 

Игра « Что изменилось?»

Цель: развивать зрительную память и внимание.

Вариант 1: 

Задание: попросить ребенка сначала внимательно посмотреть на картинку с изображением пяти знакомых предметов и назвать их.

Затем эту картинку закрыть, предложить другую, и спросить, нет ли на ней предметов, которые были на первой картинке? Каких предметов не стало? Какие предметы появились вновь?

Вариант 2: 

Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть на рисунок, на котором изображено 5 предметов. Затем рисунок закрыть и предложить ребенку новый, на котором уже 7 предметов. Спросить его, нет ли здесь предметов, которые были на первой картинке? Какие предметы появились вновь?

 

«Бусы»

Цель: развивать зрительную память, восприятие, внимание.

Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть, из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать такие же бусы на листе бумаги.

 

Мы желаем Вам успехов и удачи в воспитании Ваших детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребёнка усидчивости и внимательности.

Усидчивость и старание, внимательность дошкольника – залог его успехов в школе и дальнейшей жизни. Но для того, чтобы ребёнок обладал этими качествами, необходимо развивать их с рождения....

Как научить ребёнка усидчивости и внимательности

Как научить ребёнка усидчивости и внимательности...

Как научить ребёнка усидчивости и внимательности.

Усидчивость и старание, внимательность школьника –залог его успехов в школе и дальнейшей жизни. Но для того, чтобы ребёнок обладал этими качествами, необходимо развивать их с рождения. Спо...

Консультация учителя-дефектолога для родителей. Как научить ребёнка усидчивости и внимательности

Усидчивость и старание, внимательность школьника – залог его успехов в школе и дальнейшей жизни. Но для того, чтобы ребёнок обладал этими качествами, необходимо развивать их с рождения.  Фо...

Как научить ребёнка усидчивости и внимательности?

Усидчивость и старание, внимательность школьника – залог его успехов в школе и дальнейшей жизни. Но для того, чтобы ребёнок обладал этими качествами, необходимо развивать их с рождения....

Консультация для родителей "Как научить ребёнка усидчивости и внимательности".

Усидчивость и старание, внимательность дошкольника – залог его успехов в школе и дальнейшей жизни. Но как же формировать усидчивость?...

Консультация учителя - дефектолога для родителей детей с ОВЗ «Как научить ребёнка усидчивости и внимательности»

Усидчивость и старание, внимательность школьника – залог его успехов в школе и дальнейшей жизни. Но для того, чтобы ребёнок обладал этими качествами, необходимо развивать их с рождения....