Ребенок и гаджет. Консультация
консультация (старшая группа)
После новогодних выходных родители отмечают, что дети не хотят идти в детский сад, играть и общаться со сверстниками. Причиной тому гаджеты, с которыми дети проводили время дома дольше, чем обычно. В статье практикующий психолог написала рекомендации, которые ваши воспитатели раздадут родителям на консультации в январе. Еще есть памятка, как отвлечь от гаджетов.
Родителям удобно, когда дети играют с гаджетами. Пока они увлечены, родители могут заняться своими делами. Но когда оторвать ребенка от компьютерных игр и видеороликов не получается, мама с папой начинают паниковать. Они думают, что у ребенка зависимость от гаджетов. Задача педагогов на консультации – рассказать родителям, какие ситуации должны беспокоить, и рекомендовать, как отвлечь ребенка от гаджетов. В конце мероприятия предложите раздать родителям памятку.
Интерес ребенка к гаджету – это нормально, главное – не запустить ситуацию
Виртуальная реальность стала частью нашей культуры, поэтому интерес к гаджетам у детей дошкольного возраста – нормальное явление. Если ребенок иногда проводит свободное время в телефоне, планшете, но может легко их отложить и переключиться на другое занятие, то причин для беспокойства нет. При этом важно, общается ли ребенок со сверстниками, с интересом ли посещает кружки, секции, детский сад.
Если ребенок устраивает истерики дома и на улице, просит дать ему телефон, не реагирует на уговоры, родители должны обратиться к педагогу-психологу. В запущенных случаях ребенок ничем не интересуется, не общается со сверстниками, плохо ест и спит, испытывает негативные эмоции.
Время, которое ребенок проводит за гаджетами в ДОО, регламентируют санитарные требования. Детям до 5 лет нельзя пользоваться гаджетами, а заниматься на планшете можно только с 6 лет и всего 10 минут в день. Дома это время должны регулировать родители и определять для ребенка правила.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ. РЕБЕНОК И ГАДЖЕТ
После новогодних выходных родители отмечают, что дети не хотят идти в детский сад, играть и общаться со сверстниками. Причиной тому гаджеты, с которыми дети проводили время дома дольше, чем обычно. В статье практикующий психолог написала рекомендации, которые ваши воспитатели раздадут родителям на консультации в январе. Еще есть памятка, как отвлечь от гаджетов.
Родителям удобно, когда дети играют с гаджетами. Пока они увлечены, родители могут заняться своими делами. Но когда оторвать ребенка от компьютерных игр и видеороликов не получается, мама с папой начинают паниковать. Они думают, что у ребенка зависимость от гаджетов. Задача педагогов на консультации – рассказать родителям, какие ситуации должны беспокоить, и рекомендовать, как отвлечь ребенка от гаджетов. В конце мероприятия предложите раздать родителям памятку.
Интерес ребенка к гаджету – это нормально, главное – не запустить ситуацию
Виртуальная реальность стала частью нашей культуры, поэтому интерес к гаджетам у детей дошкольного возраста – нормальное явление. Если ребенок иногда проводит свободное время в телефоне, планшете, но может легко их отложить и переключиться на другое занятие, то причин для беспокойства нет. При этом важно, общается ли ребенок со сверстниками, с интересом ли посещает кружки, секции, детский сад.
Если ребенок устраивает истерики дома и на улице, просит дать ему телефон, не реагирует на уговоры, родители должны обратиться к педагогу-психологу. В запущенных случаях ребенок ничем не интересуется, не общается со сверстниками, плохо ест и спит, испытывает негативные эмоции.
Время, которое ребенок проводит за гаджетами в ДОО, регламентируют санитарные требования. Детям до 5 лет нельзя пользоваться гаджетами, а заниматься на планшете можно только с 6 лет и всего 10 минут в день. Дома это время должны регулировать родители и определять для ребенка правила.
Рекомендация 1. Дарить ребенку новые впечатления
Родителей устраивает, когда все дни проходят по одному сценарию: ребенок занимается одним и тем же, не нужно ничего придумывать. Однако важно разнообразить повседневную жизнь ребенка, дарить новые впечатления, чтобы он не занимал свободное время гаджетами.
Приобщать к бытовым делам в игровой форме. Когда ребенок делает что-то посильное вместе с мамой или папой, ему некогда скучать, он под присмотром, а главное – учится помогать по хозяйству. Большинство родителей не привлекает детей к бытовым делам, и это напрасно. Посоветуйте родителям делать это регулярно и в игровой форме. Например, нарисовать вместе с ребенком меню на ужин как в ресторане, не просто пообедать, а организовать настоящий пикник.
Знакомить с традиционными формами досуга. Ребенка важно приобщать к чтению с детства. Сначала родители могут вместе с ним рассматривать иллюстрации в книгах, придумывать сюжеты, а потом читать книги ребенку и обсуждать действия персонажей.
Когда дома нет книг или родители не читают и не обсуждают их с детьми, они тоже не проявляют к такому досугу интерес. Иногда книги в семейной библиотеке не соответствуют возрасту ребенка, поэтому он ими не интересуется. Выход – организовать детскую библиотеку дома или начать ходить с ребенком в районную. Новая информация из детских книг, а также сам поход в библиотеку подарят дошкольнику новые впечатления.
Предлагать творческие занятия дома. Если ребенок не хочет, не нужно записывать его в художественную или музыкальную школу. Расскажите родителям, как помочь ребенку найти вдохновение в вещах рядом. Можно предложить конструктор, старые игрушки, разные материалы для творчества: коробки, пакеты старые сумки, скотч, ножницы, веревочки, вата, сыпучие продукты. На прогулке родители могут показать детям, как собирать природные материалы, разрешить набрать целый пакет, принести их домой и возиться с ними.
Устраивать новые события. Если у родителей есть материальные возможности и ситуация в стране и мире позволяет, предложите отправиться с ребенком в путешествие, дом отдыха. Также отвлекут ребенка от гаджетов пробные занятия в студиях и мастерских. Если дошкольнику понравится, он будет посещать их на постоянной основе. Важно выбирать занятия, которые соответствуют интересам и возрасту ребенка. Иначе вместо новых впечатлений ребенок получит негативные эмоции и может оказаться в ситуации неуспеха.
Новые события родители могут устроить и без финансовых трат. Например, посещать с ребенком бесплатные мастер-классы, пешеходные экскурсии, выставки, музеи и концерты. Можно сходить на рыбалку или за грибами, устроить пикник за городом или тур по детским площадкам района.
Не обесценивать интересы ребенка. Есть родители, которые считают увлечения и занятия ребенка странными и бесполезными, перегружают его «развивашками». У ребенка не хватает времени на деятельность, которая ему нравится. В результате он недополучает положительных впечатлений и идет за ними в гаджеты. Если дошкольник будет делать то, что любит, он сам обеспечит себя впечатлениями.
Рекомендация 2. Разговаривать с ребенком и мотивировать общаться со сверстниками
ВОЗ признала зависимость от видеоигр заболеванием и включила его в новое издание Международной классификации болезней. Документ вступил в силу с 1 января 2022 года
Если родители взаимодействуют с ребенком только в бытовых ситуациях, то ему будет не хватать общения с ними. Если родители не разговаривают содержательно и не отвечают на вопросы ребенка, или отвечают формально: «Так надо», «Потому что», «Отстань», «Спроси папу», – тоже возникает дефицит общения. Он будет и в ситуации, когда родители не проводят достаточно времени с ребенком, часто отвлекаются, в том числе на гаджеты.
Компьютерные игры часто диалогичны, поэтому привлекают детей, которые испытывают одиночество. Посоветуйте родителям больше разговаривать со своим ребенком. Не нужно проявлять негатив: ругать, поучать и уговаривать. Не следует в разговоре фокусироваться на обязанностях ребенка или домашних правилах. Лучше говорить о жизни и других людях. Общаться не с целью чему-то научить или от чего-то предостеречь, а чтобы обменяться чувствами.
Нужно чаще спрашивать ребенка о чем-то, советоваться с ним. Порекомендуйте родителям выслушивать своего ребенка до конца, реагировать не на форму, а на содержание рассказов. Следует расширить количество тем для диалога, и всем членам семьи больше времени проводить вместе.
Пусть родители мотивируют дошкольника общаться с другими детьми: расспрашивают о воспитанниках в группе, друзьях, о хороших и плохих отношениях в окружении ребенка. Важно не давать прогнозы, которые напугают дошкольника или обесценят ровесника в его глазах. Так, нельзя говорить: «Никто с тобой общаться не будет!», «Они все ужасные!». Чтобы ребенок расширил круг общения, нужно посещать с ним места, где собираются его сверстники.
Рекомендация 3. Установить эмоциональный контакт с ребенком
Родители считают, что хороший ребенок – это послушный ребенок. Они требуют, чтобы дошкольник не мешал, занимался чем-то самостоятельно и не нарушал порядок. Эмоционально неблагополучный ребенок уходит играть с гаджетом, чтобы родители не ругались на него за шум и назойливость. Поэтому ребенку нужно быть в состоянии благополучия, чтобы не зависеть от гаджетов.
Посоветуйте родителям проявлять больше внимания и интереса к ребенку – спрашивать, что он чувствует, почему выбрал то или иное занятие. Не нужно критиковать или оценивать ребенка, тон должен быть заинтересованный и одобрительный. Родителям следует избегать вопросов, которые доказывают их правоту. Например: «Опять отвлекаешься?», «Ты что, еще не сделал?!». Необходимо сдерживать негативные эмоции, не нападать на ребенка, не переносить на него плохое настроение.
Чтобы улучшить эмоциональное состояние дошкольника, нужен непосредственный контакт с ним. Рекомендуйте родителям чаще обнимать, гладить, целовать ребенка, ухаживать за ним, его одеждой, внешностью. Помогать поддерживать уют в детской комнате, допускать «творческий беспорядок», который никому не мешает, но позволит ребенку чувствовать себя комфортно.
Важно, чтобы ребенок чувствовал себя успешным. Расскажите родителям, что в их силах создавать для него ситуации успеха ежедневно. Для этого нужно одобрять и поддерживать ребенка, отмечать даже самые небольшие его достижения в любом деле. Родителям следует выражать эмоции по отношению к ребенку: любопытство или сочувствие, радость от общения, интерес к его занятиям.
Игра для дошкольника – единственный тихий способ выразить негативные эмоции, который разрешают родители. Поэтому не нужно запрещать ему злиться. Лучше научить выражать агрессию приемлемыми способами. Снимать напряжение и агрессию поможет активность, поэтому рекомендуйте родителям давать ребенку возможность побегать и пошуметь хотя бы какое-то время в день.
Рекомендация 4. Договориться с ребенком о правилах
Родители тоже должны пользоваться гаджетом только по необходимости и откладывать его подальше, когда общаются с ребенком
Ребенок не понимает, можно или нельзя играть с гаджетом, если родители не могут ясно выразить свое отношение к этому. Например, требуют прекратить игру, только когда злятся. В семье могут разрешать дошкольнику играть в качестве поощрения и запрещать, если он нарушает правила. Также, когда родители не могут остановить игру ребенка, они меняют решение в ответ на его негативные эмоции. Все это говорит о том, что четких правил нет.
Чтобы избежать стихийного воспитания, предложите родителям сформулировать и записать правила и требования, которые они хотят предъявить ребенку. Следует быть краткими. Три четких и постоянных правила лучше, чем тридцать три, которые зависят от настроения взрослых. Тем более дети в силу возраста не могут воспринимать и помнить много запретов.
Посоветуйте родителям продумать, озвучить и обсудить правила со всеми членами семьи. Предложите им определить: что ребенок должен делать до того, как играть с гаджетом, когда играть нельзя, сколько можно играть. Затем родители должны озвучить правила ребенку и начать следовать им. Если ребенок возражает – признать его чувства, дать возразить, не ругать, посочувствовать, но правил не менять.
Когда родители будут формулировать требования, пусть отталкиваются от обязательных ежедневных дел и действий, которые категорически запрещены. Придерживаться этих правил нужно всем членам семьи вне зависимости от настроения или усталости. То есть сами родители тоже должны пользоваться гаджетом только по необходимости и откладывать его подальше, когда общаются с ребенком и другими членами семьи.
Рекомендуйте родителям избегать риторических и двусмысленных высказываний. Например, «Да что ты делаешь!», «На что это похоже?», «Что же это такое?», «Когда же ты наиграешься?» или «Ты что, самый умный?». Нужно использовать однозначные и понятные высказывания, когда ребенок нарушает правила. Свое пожелание взрослые должны обозначать твердо, но спокойно. Например: «Я прошу тебя прекратить это делать», «Остановись», «Убери гаджет, садись обедать».
Предварительный просмотр:
Практическое занятие для совместного досуга родителей и детей старшего возраста
Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень под водой»
в рамках тематической недели «Осень, приметы осени»
Рыбакова Елена Александровна, сентябрь 2023
Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это – сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. При этом совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» — внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. В рамках реализации программы, дети знакомятся с пересказом данного произведения с опорой на схемы. Но текст произведения даётся им в краткой форме. Предлагаю Вам усложнить работу с ребёнком, закрепив его знания.
Задачи:
- Обучать ребёнка в игровой форме последовательно пересказывать рассказ, выделяя главный смысл;
- Формировать навык пересказа с опорой на наглядность в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Умения и навыки, формируемые родителем у ребёнка:
- Улучшение взаимоотношений родителя и ребёнка в процессе совместной деятельности;
- Развитие слуховых и зрительных процессов при пересказе;
- Развитие монологической речи;
- Активизировать у ребёнка приёмы планирования собственного пересказа;
- Развивать ассоциативное мышление;
- Практиковать правильность использования грамматических форм, обобщений на основе работы с языковым материалом пересказываемого текста.
Перед проведением занятия с ребёнком, распечатайте схемы. (Приложение 1)
Практическая часть:
- Чтение родителем загадок и работа с ними
Прочитайте ребёнку загадки: Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим. Нам ответят: «Это...» (осень)
Опустели наши грядки. Огород и сад в порядке. Ты, земля, еще рожай. Мы собрали... (урожай)
Листья в воздухе кружатся, Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад — Это просто... (листопад)
Цель работы с загадкой не только правильная отгадка, но и нахождение признаков отгадки в тексте загадки. После правильной отгадки ребёнком, обязательно спросите:
«Как ты догадался?».
- Далее проведите с ребёнком игру: «Исправь ошибки». Читайте рассказ
медленно, давая возможность ребёнку исправить ошибку по ходу чтения. Задавайте детям вопрос: «Почему это ошибка по мнению ребёнка?»
Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы. Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили
крошками птиц.
Чтение теста для пересказа Н. Сладкова «Осень под водой»
Читайте ребёнку текст медленно, с выражением.
Вы купаетесь — раздеваетесь, а я купаюсь — одеваюсь. Надеваю тёплое бельё, тёплые брюки и тёплую куртку. На ноги натягиваю шерстяные носки, а на руки — шерстяные перчатки.
Поверх всего — резиновый костюм.
На лицо маску, на ноги ласты — и в воду.
Вы купаетесь летом, а я купаюсь и поздней осенью. Смотрю, какая осень под водой. Холодно осенью в подводном лесу. Бешеный ветер гонит поверху злые волны. Жёлтые тростники клонятся над водой, будто заглядывают в глубину.
А в глубине всё в движении. Ёрзают по дну утонувшие листья. Покачиваются обомшелые тростники. Набухшие брёвна-топляки переваливаются с боку на бок, как поросята.
Над озером высокое синее небо. На берегах берёзки — горящие свечи. Чёрные строгие ели. Трепетные красные осинки. Золотая осень.
А в подводном лесу золотой осени не бывает. Осень под водой всегда хмурая. Стынет от воды лицо. Не шуршат листья, не посвистывает ветер. Вокруг пустынно и глухо.
Ветви водорослей поломались, поникли, обвисли. Всё поблёкло и покрылось густым слоем мути.
Не играют быстрые блестящие рыбки. Рыбы опустились в тёмную глубину. Лягушки сбились в кучу и зарылись в густой ил. Одни зеленоглазые щуки быстро уходят, поднимая хвостами муть. Длинные тонкие водоросли шевелятся, как ленивые сонные змеи… Землю скоро укутает снег — наступит белая зима. А воду затянет лёд. И под водой настанет долгая ночь — чёрная зима. И на земле, и под водой все с нетерпением будут ждать прихода зелёной весны.
Беседа по содержанию текста
- Как автор готовится к купанию осенью?
- Почему он купается осенью?
- Что видно в подводном осеннем царстве?
- Что описывает автор над озером?
- Опиши, какая бывает осень под водой?
- Что будет, когда наступит зима?
После ответа на вопросы, прочитайте рассказ ещё раз.
- Динамическая пауза «Осенние листочки» Перед следующим заданием, проведите с ребёнком небольшой отдых.
Мы дорожки подметаем (имитация движений)
Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение) Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (подскоки на месте) Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть)
И домой скорей пойдем (шаги на месте)
Пересказ отрывка рассказа по схемам из приложения 1.
Разложите перед ребёнком схемы. Они знакомы ребёнку. Попросите выложить их в правильной последовательности для пересказа отрывка.
После пересказа отрывка ребёнком, прочитайте ему окончание рассказа:
Не играют быстрые блестящие рыбки. Рыбы опустились в тёмную глубину. Лягушки сбились в кучу и зарылись в густой ил. Одни зеленоглазые щуки быстро уходят, поднимая хвостами муть. Длинные тонкие водоросли шевелятся, как ленивые сонные змеи… Землю скоро укутает снег — наступит белая зима. А воду затянет лёд. И под водой настанет долгая ночь — чёрная зима. И на земле, и под водой все с нетерпением будут ждать прихода зелёной весны.
Нарисуйте вместе с ребёнком схемы к окончанию рассказа.
Данный систематический вид работы способствует обогащению словаря, развивает восприятие, память, внимание. Постепенно совершенствуется структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. А рисование схем, в которых отражены ключевые моменты рассказа, развивает образное мышление.
Желаю Вам успехов!
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Ребенок и гаджеты»
Современный мир практически невозможно представить без всевозможных гаджетов: компьютеров, мобильных телефонов, планшетов. Дети, с присущей им любознательностью и наивностью, с удовольствием погр...
Консультация для родителей "Ребенок и гаджеты"
В материале описаны положительные и отрицательные стороны использования гаджетов детьми. Даны рекомендации родителям по безопасному использованию гаджетов, по профилактике гаджет-зависимости у детей....
консультация для родителей "Ребенок и гаджеты"
содержание прикреплено к файлу...
Консультация для родителе "Ребенок и гаджеты"
Консультация для родителей "Ребенок и гаджеты"...
Консультация для родителей "Как отвлечь ребенка от гаджетов?"
Сегодня дети все больше времени проводят в интернете. Несомненно, современные технологии значительно упростили нашу повседневную жизнь, но с другой стороны лишили нас ежедневного повседневного общения...
Консультация "Ребенок и гаджеты"
Консультация для родителей в детском саду....
Консультация для родителей " Ребенок и гаджеты"
Современный мир практически невозможно представить без всевозможных гаджетов: компьютеров, мобильных телефонов, планшетов. Дети, с присущей им любознательностью и наивностью, с удовольствие...