Речевое развитие детей раннего возраста (Рекомендации воспитателя)
материал (младшая группа)

Бредихина Елена Сергеевна

Речевое развитие детей раннего возраста

(Рекомендации воспитателя)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklety.docx496.1 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители предлагаем вашему вниманию сказку для становления гласных звуков.

Сказка о веселом Язычке.

Жил на свете Язычок. Был у него    свой домик. Домик назывался ротик. Домик открывался и закрывался. Посмотри, чем закрывался домик.

(Взрослый медленно и чётко смыкает и размыкает зубы.)

Зубами! Нижние зубы – крылечко, а верхние зубы – дверка. Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из неё и опять спрячется в домик. Посмотри!

(Взрослый показывает несколько раз широкий язык и прячет его.)

Язык был очень любопытным. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает и думает: «Дай-ка и я так попробую». Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет.

Сначала медленно, а потом быстрей. Совсем как у котенка получается. А ты так умеешь? А ну-ка, попробуй!

А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице, то и поет.                     Услышит, как дети кричат «а-а-а», откроет дверцу широко-широко и запоет: «А-а-а». Услышит, как лошадка ржет «и-и-и», узенькую щелку в дверце сделает и запоет: «И-и-и». Услышит, как поезд гудит «у-у-у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «У-у-у». Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот и сказке конец.

          

http://osafieva.ucoz.net/_si/0/15826986.jpg

Речевое развитие детей раннего возраста

(Рекомендации воспитателя)

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/029b/0004e49a-6f02addb/hello_html_m61cde4ce.gif

Что должен уметь ребенок в возрасте 1,5 года до 3 лет?

        Развитие речи.

  • Понимать значение слов. Ребенку можно давать разные задания: произвести действия (топни ножкой, дай ручку, похлопай в ладоши и т.д.), выбрать предмет по его признаку (дай маленький мячик, дай красный кубик), показать предметы в окружающей обстановке и на картинках (где кроватка, стул, телевизор, зеркало?; покажи петушка, коровку, домик и т.д.).
  • Произносить слоги и простые слова (ох, са, лю, мама, папа, баба, дед, дай, мяч, дом, стул, стол и т.д.).
  • Подражать звукам животных и предметов (как лает собака, пищит мышка, мяукает кошка, едет машина, стучит молоток и т.д.).
  • Знать свое имя, имена близких.
  • Отвечать на вопросы: «Как тебя зовут? Как зовут маму (папу)?»
  • Односложно отвечать на простые вопросы по содержанию картинок в книжке.
  • Уметь слушать короткие стихи, короткие сказки, чистоговорки, потешки, понимать их содержание.
  • Повторять за взрослым отдельные слова (строчки) из потешек, чистоговорок.
  • Отвечать на простые вопросы по содержанию текста.

Упражнения по развитию подвижности артикуляционной моторики

        Занятия по развитию подвижности артикуляционной моторики у детей третьего года жизни должны носить чисто подражательный характер.

        Предложите малышу немного «пообезьянничать»: вы будете ему показывать движения, а он будет за вами повторять.

Котенок

        Попросите ребенка «полакать», как котенок, быстро выбрасывая и втягивая язык.

Пузырек

        Научите малыша надувать щеки и резко «разрывать» смычку губ.

Лошадка

        Прищелкивая языком, поцокать, как лошадки (подготовка для артикуляции звука р).

http://myravichki.estalsad12.edumsko.ru/uploads/3000/10968/persona/articles/mini_5.jpg

Речевое развитие детей раннего возраста

(Рекомендации воспитателя)

http://arstyle.org/uploads/posts/2009-12/1262007365_1244405664_prevyu2.jpg

Голосо - дыхательные упражнения .

        Упражнения по обучению малыша дыхательному управляемому ротовому неречевому выдоху являются подготовительным этапом для формирования у него шипящих и свистящих звуков. Существует много игр по развитию дыхания. Предлагаем некоторые из них, которые обязательно понравятся вашему ребенку.

  1. Научите малыша дуть на одуванчик, ватку, пушинку, мелкие бумажки. Губы ребенка должны быть округлены и слегка вытянуты вперед.
  2. Наполните таз водой и научите ребенка дуть на легкие предметы, находящиеся в тазу, например кораблики. Вы можете устроить парусную регату, сравнивая, кто лучше дунул, чей кораблик дальше уплыл. А может быть, это будут рыбки или уточки?
  3. Нравится малышам игра с пусканием мыльных пузырей, поддуванием легких шариков (например, из пенопласта) по желобку, дутье в бутылочку.

Не пренебрегайте игрой на музыкальных инструментах! Годятся дудки, губная гармошка, флейта. Можно играть в целый духовой оркестр, где у малыша, мамы и папы будут свои партии. Шумно? Зато как интересно!

  1. А еще можно устроить соревнование с папой – по скорости надувания воздушных шаров или по задуванию свечек. Кто после этого вам скажет, что заниматься скучно?

http://ddu289.minsk.edu.by/sm_full.aspx?guid=1543

Упражнения для занятий по        развитию речи с детьми раннего  возраста.

  1. Звукоподражание и артикуляционная гимнастика:  

Тренировать губы и язычок ребенка совсем не трудно: гудите, тарахтите, войте, мычите, каркайте и т. д. Давайте ребенку вылизывать ложки, снимать кончиком языка с ложки капельки. Смазывайте его губы каким-то лакомством, чтобы он их облизывал. Перед зеркалом высовывайте язык, стройте рожицы. Пусть малыш цокает язычком, как лошадка, чмокает, присасывает язык к нёбу. Учите его сплевывать ниточку, бумажку, крупинку.

   2. Игры, развивающие речевое дыхание:          

Как уже упоминалось, очень полезно дуть - тут можно использовать и мыльные пузыри, и вертушки и т. д. Предлагайте игры на сдувание различных легких предметов: кусочков бумаги, ваты, бумажных фигурок (кораблики и т. п.). Например, если малыш уже видел снег на улице, возьмите несколько рыхлых кусочков ваты, покажите ребенку и скажите: "Смотри, вот падает снежок. Я подула на снежинку, и она полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?". Следите за тем, чтобы выдох был ртом, плавный и нешумный, а вдох производился через нос. Помимо упражнений на голосовое подражание и стимуляции мелкой моторики, в методиках раннего развития речи важное место занимают занятия по развитию внимания, слухового восприятия, памяти, развитию речевого аппарата ребенка.

     3.        Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие:

  Они необходимы для развития умения сосредоточиваться на звуке - без этой способности нельзя научиться слушать и понимать речь.

- Где позвонили?

  Ребенок с закрытыми (повязанными) глазами слушает, как вы звените колокольчиком с какой-либо стороны от него. Когда глазки открывают, малыш должен показать (посмотреть), откуда звенел колокольчик (руку с колокольчиком не убирать). Впоследствии ребенок уже с закрытыми глазками должен тянуться за звенящим колокольчиком.

В заключение напомним общие для всех методик развития речи правила:

- говорите с ребенком медленно и внятно, достаточно короткими фразами;

- каждый день читайте ребенку стихи, сказки, обсуждайте картинки; не отказывайте, если ребенок попросит вас в N-ый раз прочитать его любимую сказку.

 - игра - основная деятельность ребенка. По этому все занятия с детьми раннего возраста возможно проводить только в игровой форме.

 - не переходите на "детский язык" (не "сюсюкайте") сами и просите не делать этого других взрослых. Помните, что ваша речь - образец для подражания!!!

                                                 

            ПАМЯТКА родителям!!!

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи детей имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок  обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает.

1 .Во время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых.

2. Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.

3. Создайте дома детскую библиотечку, где можно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

4. Как можно больше знакомьте малышей с фольклором, рассказывайте и читайте сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться.

По времени произношения первых слов и по темпу пополнения активного словаря дети очень сильно отличаются друг от друга.

ПАМЯТКА родителям!!!

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи детей имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок  обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает.

1 .Во время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых.

2. Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.

3. Создайте дома детскую библиотечку, где можно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

4. Как можно больше знакомьте малышей с фольклором, рассказывайте и читайте сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться.

По времени произношения первых слов и по темпу пополнения активного словаря дети очень сильно отличаются друг от друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов ДОУ на тему "Театрализованные игры — средство речевого развития детей раннего возраста".

Хочу рассказать вам, как я приобщаю детей к миру прекрасного — к театру. Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста....

Рекомендации по правильному речевому развитию детей раннего возраста

В работе перечислены мероприятия, выполнения которых обеспечат правильный ход речевого развития ребенка раннего возраста....

Буклет для воспитателей. "Особенности речевого развития детей раннего возраста"

Освоение речи качественно изменяет ориентировку ребенка в окружающем мире и обеспечивает быстрое и лёгкое приспособление к среде.Ранний возраст - наиболее важный в развитии всех психических процессов,...

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста. Рекомендации родителям»

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста. Рекомендации родителям»...

Рекомендации для родителей раннего возраста: «Речевое развитие детей раннего возраста»

В данном материале родителям детей раннего возраста даны рекомендации по речевому развитию детей и несколько правил, при соблюдении которых, у ребенка будет развиваться правильная речь....

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....