"Психологическая готовность ребенка к школе".
тест (подготовительная группа)
«Быть готовым к школе - не значит умение читать, считать и писать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Венгер Л. А Тест для родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Презентация
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе или как помочь ребенку стать успешным
Слайд 1. Говоря словами педагога-психолога,
«Быть готовым к школе - не значит умение читать, считать и писать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Венгер Л. А.
От того, как ребенок подготовлен к школе всем дошкольным периодом, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его успехи и психологическое самочувствие.
Слайд 2.
С наступлением осени, родители дошколят начинают озадачиваться вопросами:
Когда начинать готовить к школе?
Кто должен это делать?
Чему учить ребенка до школы?
Вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе.
Самое главное - не впадать в крайности.
Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению.
Но и не пускать все на самотек, надеясь, например, на воспитателя детского сада
Слайд 3.
Чтобы ответить на ваши вопросы, мы предлагаем вам пройти небольшой тест «Готовы ли вы отдавать своего ребенка в школу?»
Для записи ответов, начертите таблицу, представленную на слайде 5
Занесите свои ответы в табличку:
если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.
Проведение теста.
Слайд 4.
1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
15. Мой ребенок часто говорит: “Мама, мы пойдем в школу вместе!”.
Слайд 6.Результаты тестирования:
- до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
- 5-10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
- 10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.
- 1 — необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.
- 2 — нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.
- 3 — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
- 4 — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.
- 5 – ваш ребенок недостаточно самостоятелен, вероятно, он излишне привязан к матери.
Слайд 7.
Итак, что же представляет из себя понятие, готовность ребенка к обучению в школе. Образно, портфель ребенка, в который, как мы с вами видим на экране входит несколько понятий:
См. на слайд
Слайд 8.
Готовность к школе включает в себя несколько компонентов:
Психологическая готовность
Интеллектуальная, мотивационная, волевая, коммуникативная
Физическая готовность
Здоровье, моторика рук, движения, возраст
Специальная готовность
Чтение, счет, учебные умения
Слайд 9.
Психологическая готовность ребенка к школе, комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность ребенка в школе, прохождение адаптации к школе.
Три наиболее значимые характеристики психологической готовности ребенка к школе:
- желание учиться
- способность управлять своим поведением
- способность управлять интеллектуальными процессами, т. е. своими знаниями, полученными в дошкольный период
Слайд 10.
Другими словами, составляющие психологической готовности
- личностно-социальная готовность
- интеллектуальная готовность
- мотивационная готовность
- эмоционально-волевая
Слайд 11.
Интеллектуальная готовность включает в себя:
- Ориентировка во времени, пространстве и своем ближайшем окружении
- Умение устанавливать связи между явлениями и событиями.
- Желание узнавать новое, любознательность.
- Сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения
- Развитие внимания, памяти.
Слайд 12.
Мотивационная готовность:
- Желание ребенка принять новую социальную роль школьника.
- Понимание необходимости учения и того, что учеба отличается от игры, она требует ответственности и серьезности.
- Желание решать задачки и кроссворды и др. интеллектуальные задания; любознательность
- Активность в общении, задает много вопросов. Что? Зачем? Почему?
Необходимо давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Слайд 13.
Личностная и социально-психологическая готовность к школе:
- Потребность в общении.
- Умение подчиняться правилам и интересам группы.
- Способность устанавливать отношения с другими детьми.
- Способность действовать совместно с другими детьми.
Слайд 14.
Волевая готовность, умение сдерживать и контролировать поведение
- Умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия.
- Умение ориентироваться на заданную систему требований.
- Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания.
Слайд 15.
Эмоционально-волевая готовность, понимается как:
- Способность управлять своими эмоциями и поведением.
- Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем.
- Стремление преодолевать трудности.
- Стремление к достижению результата своей деятельности.
Слайд 16.
Коммуникативная готовность, умение ребенка строить свои взаимоотношение с другими людьми:
- играть и общаться с другими ребятами;
- быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;
- общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;
- доброжелательность и отсутствие агрессивности.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими.
Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Слайд 17.
Физическая готовность:
- Состояние здоровья, общее физическое развитие.
- Развитие анализаторных систем.
- Развитие мелких групп мышц.
- Координация движений в соответствии с возрастной нормой
- Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.
Слайд 18.
Как можно помочь ребенку:
1. Выбор школы.
Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником - Возможно, ему полезно ещё один год посидеть дома или походить на подготовительные занятия. Или же вам нужно серьёзно подойти к выбору школы: нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка.
2. Самостоятельность.
Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, чтобы он научился выполнять свою работу без помощи взрослых.
3. Коллектив.
Если ребёнок никогда не ходил в детский сад, постарайтесь, чтобы оставшееся время перед школой он пообщался со сверстниками. Иначе одновременно привыкать и к урокам и к большому коллективу ему будет очень тяжело.
Слайд 19.
Особенно внимательно необходимо готовится к школе, если:
- беременность и роды протекали с осложнениями;
- ребёнок перенёс родовую травму или родился недоношенным;
- ребёнок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, подвержен частым простудам;
- ребёнок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив;
- вы замечаете двигательную заторможенность или гиперактивность.
- если у ребенка есть логопедические проблемы
Слайд 20.
Подводя итог выше сказанному, уважаемые родители, ответьте сами себе на вопрос
Готовы ли Вы к школе? Готовы ли:
- Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками.
- Сдерживать свои эмоции, не кричать, не унижать и не обижать.
- Не сравнивать своего ребенка с другими детьми.
- Не выставлять напоказ неуспех, неумения в работе, поведенческие погрешности детей
- Не наказывать ребенка без причины.
- Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой.
- Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты.
- Договариваться находить общее мнение в решении спорных вопросов
- Не вмешиваться в его занятия с которыми он справляется
- Помогать , когда он просит
Слайд 21.
Еще всем родителям нелишне знать, что мы все грешны высокими амбициями и ожиданиями по отношению к своим детям. И бывает очень сложно детям дотянуться до той планки, которую мы ставим.
Бесспорно, проще стучать кулаком по столу и требовать: «Учись хорошо, слушай учительницу!». Гораздо сложнее помогать ребенку, ежедневно разбираясь в его проблемах, подбадривать в случае неудачи и хвалить за успехи.
Помните: ребенок-это чистый лист, который нам предстоит заполнить. И от того, как мы это будем делать, зависит образ будущей личности
Слайд 22.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Готовность к школе «Быть готовым к школе - не значит умение читать, считать и писать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Венгер Л. А. От того, как ребенок подготовлен к школе всем дошкольным периодом, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его успехи и психологическое самочувствие.
Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе. Самое главное - не впадать в крайности. Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению. Но и не пускать все на самотек, надеясь, например, на воспитателя детского сада
Тест Готовы ли вы отдавать своего ребенка в школу? Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой. 1 2 3 4 5 1/ 2/ 3/ 4/ 5/ 6/ 7/ 8/ 9/ 10/ 11/ 12/ 13/ 14/ 15/
Тест Готовы ли вы отдавать своего ребенка в школу? 1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей. 2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей. 3. На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для маленького ребенка. 4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей. 5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама. 6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать. 7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить. 8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна. 9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек. 10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью. 11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка. 12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка. 13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников. 14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка. 15. Мой ребенок часто говорит: “Мама, мы пойдем в школу вместе!”.
Результаты тестирования: до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка; 5-10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее; 10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться с детским психологом. А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика. 1 — необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику. 2 — нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми. 3 — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями. 4 — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры. 5 – ваш ребенок недостаточно самостоятелен, вероятно, он излишне привязан к матери.
Готовность к школе включает в себя несколько компонентов Психологическая готовность Интеллектуальная, мотивационная, волевая, коммуникативная Физическая готовность Здоровье, моторика рук, движения, возраст Специальная готовность Чтение, счет, учебные умения
Составляющие психологической готовности личностно-социальная готовность интеллектуальная готовность мотивационная готовность эмоционально-волевая
Интеллектуальная готовность Ориентировка во времени, пространстве и своем ближайшем окружении Умение устанавливать связи между явлениями и событиями. Желание узнавать новое, любознательность. Сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения Развитие внимания, памяти .
Мотивационная готовность Желание ребенка принять новую социальную роль школьника. Понимание необходимости учения и того, что учеба отличается от игры, она требует ответственности и серьезности. Желание решать задачки и кроссворды и др. интеллектуальные задания; любознательность Активность в общении, задает много вопросов. Что? Зачем? Почему?
Личностная и социально-психологическая готовность Потребность в общении. Умение подчиняться правилам и интересам группы. Способность устанавливать отношения с другими детьми. Способность действовать совместно с другими детьми.
Волевая готовность умение сдерживать и контролировать поведение Умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия. Умение ориентироваться на заданную систему требований. Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания.
Эмоционально-волевая готовность Способность управлять своими эмоциями и поведением. Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем. Стремление преодолевать трудности. Стремление к достижению результата своей деятельности.
Коммуникативная готовность Это умение ребенка строить свои взаимоотношение с другими людьми: играть и общаться с другими ребятами; быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам; общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения; доброжелательность и отсутствие агрессивности.
Физическая готовность Состояние здоровья, общее физическое развитие. Развитие анализаторных систем. Развитие мелких групп мышц. Координация движений в соответствии с возрастной нормой Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.
Как помочь дошкольнику? 1. Выбор школы. Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником - Возможно, ему полезно ещё один год посидеть дома или походить на подготовительные занятия. Или же вам нужно серьёзно подойти к выбору школы: нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка. 2 . Самостоятельность . Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, чтобы он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. 3. Коллектив. Если ребёнок никогда не ходил в детский сад, постарайтесь, чтобы оставшееся время перед школой он пообщался со сверстниками. Иначе одновременно привыкать и к урокам и к большому коллективу ему будет очень тяжело.
Особенно внимательно необходимо готовится к школе, если: беременность и роды протекали с осложнениями; ребёнок перенёс родовую травму или родился недоношенным; ребёнок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, подвержен частым простудам; ребёнок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив; вы замечаете двигательную заторможенность или гиперактивность. если у ребенка есть логопедические проблемы
Готовы ли родители к школе? Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками. Сдерживать свои эмоции, не кричать, не унижать и не обижать. Не сравнивать своего ребенка с другими детьми. Не выставлять напоказ неуспех, неумения в работе, поведенческие погрешности детей Не наказывать ребенка без причины. Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой. Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты. Договариваться находить общее мнение в решении спорных вопросов Не вмешиваться в его занятия с которыми он справляется Помогать , когда он просит
Еще всем родителям нелишне знать, что мы все грешны высокими амбициями и ожиданиями по отношению к своим детям. И бывает очень сложно детям дотянуться до той планки, которую мы ставим. Бесспорно, проще стучать кулаком по столу и требовать: «Учись хорошо, слушай учительницу!». Гораздо сложнее помогать ребенку, ежедневно разбираясь в его проблемах, подбадривать в случае неудачи и хвалить за успехи. Помните: ребенок-это чистый лист, который нам предстоит заполнить. И от того, как мы это будем делать, зависит образ будущей личности .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Материал будет полезен как для воспитателей так и родителей будущего первоклассника...
Психологическая готовность ребенка к школе. Презентация для родителей.
Данная презентация помогает родителям подготовить ребенка к школе. Из презентации можно узнать, какие навыки помогут ребенку быстрее адаптироваться к школьному процессу....
Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школе"
Консультация для родителей."Психологическая Готовность ребенка к школе"Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готови...
Психологическая готовность ребенка к школе
Статья о психологической готовности ребенка к школе...
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...
РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....
Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе
Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....