Родительское собрание на тему «Без напоминаний и с удовольствием»(трудовое воспитание в семье)
консультация (старшая группа)

Килякова Светлана Александровна

Конспект родительского собрания на тему

«Без напоминаний и с удовольствием»

(старший дошкольный возраст)

Цель: объединение усилий родителей и педагогов в целях трудового воспитания дошкольников.

Задачи:

  • обсудить с родителями вопрос о том, как формировать у детей привычку трудиться;
  • способствовать организации совместной со взрослыми трудовой деятельности;
  • дать практические советы по созданию системы домашних обязанностей детей.

Форма проведения: дискуссия (вопросно –ответная форма)

Участники:  воспитатели, родители.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod._sobranie_trud_v_zhini_rebyonka.docx26.67 КБ
Файл anketa.docx15.72 КБ
Файл bez_napominaniya_i_s_udovolstviem_.pptx1.28 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания на тему

«Без напоминаний и с удовольствием»

(старший дошкольный возраст)

Цель: объединение усилий родителей и педагогов в целях трудового воспитания дошкольников.

Задачи:

  • обсудить с родителями вопрос о том, как формировать у детей привычку трудиться;
  • способствовать организации совместной со взрослыми трудовой деятельности;
  • дать практические советы по созданию системы домашних обязанностей детей.

Форма проведения: дискуссия (вопросно –ответная форма)

Участники:  воспитатели, родители.

Ход мероприятия.

Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады вас видеть сегодня на нашем очередном родительском собрании. Тема нашей встречи отражена на слайде. Как вы считаете, о чём пойдёт речь? (ответы родителей)

Всё верно, речь сегодня у нас пойдёт о трудовом воспитании детей. Почему именно эту тему мы решили проработать сегодня. Во-первых, в настоящее время детский сад приступил к реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования, где одним из требований является приучение детей к труду (трудовое воспитание). Во – вторых, мы уже в таком возрасте, когда это актуально.  В – третьих, в последнее время нас тревожат некоторые моменты, связанные с трудовыми поручениями в группе.

1.Давайте по порядку. Ответьте на вопрос, а нужно ли вообще приучать детей к труду, если да, то зачем? Как вы считаете (ответы).

Конечно же, соглашусь с вами, что воспитание трудом, либо трудовое воспитание важно для общего развития личности.

Труд - является основным видом деятельности человека. Это естественное развитие человечества. Со школьной скамьи, известное всем высказывание о том, что труд из обезьяны сделал человека. До того дня, пока наши дети начнут лечить людей или строить дома, пройдет немало лет. Дети будут ходить в детский сад, учиться в школе, и все это время они будут приобретать определенные трудовые навыки. В период взросления.

Многие родители до сих пор считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями, поскольку детство дается один раз, и ребёнок должен насладиться детством играя, а не выполняя посильную работу по дому. Многие родители идут на "жертву": всю домашнюю работу берут на себя. Конечно, любую работу взрослый сделает быстрее и качественнее без «помощи» ребенка. Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является вот такая длительная опека (можно сравнить её с медвежьей услугой, сделаю сама). Мы хотим, чтобы детям жилось лучше, чем нам, и освобождаем их от всякой трудовой нагрузки, от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить "лучше" – это значит жить, ничего не делая. Как только вы, занявшись домашними делами, отсылаете ребенка: "Иди, играй", – помните, что вы укладываете еще один кирпич в воспитание его эгоизма и одиночества.

"Только бы хорошо учился, а все остальное мы берем на себя!" – еще один из принципов неправильного воспитания. В таком случае, в большинстве, вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.

Многим родителям нужно понять, что, обучая детей принимать на себя ответственность за домашние дела, мы тем самым расширяем их социальный интерес и готовим к тому, чтобы они не боялись принимать на себя ответственность и вне дома. Формируем активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление заботы как о себе, так и об окружающих. Такие дети обычно лучше адаптируются к любой обстановке (детского сада, а в дальнейшем и школы), испытывают гораздо меньше проблем с самооценкой, более уверены в себе, чем их «беззаботные» сверстники.

Т.О., в труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, ответственность, нравственны качества(прийти на помощь),утверждение своих позиций, силе и др.

2.Следующий вопрос, который хотелось бы обсудить сегодня, с какого возраста необходимо приступать к трудовому воспитанию ребёнка? (ответы родителей)

Все согласятся со мной, что основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Первое трудовое воспитание ребенка происходит тогда, когда он начинает понимать, что вокруг все близкие что-то делают. Сестра моет посуду, мама моет полы, папа ремонтирует машину. И чем слаженней выполняется домашняя работа, тем скорее ребенок захочет проявить свое участие в ней.

Желание трудиться само не приходит. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать с раннего детства. Как можно раньше необходимо, чтобы ребенок почувствовал, что он не только объект любви и внимания, но и член семьи, от которого тоже ждут помощи, что она нужна, просто необходима. Именно это сознание формирует настоящего человека.

Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих  детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым. Все родители, у которых дети выросли помощниками, приучали их к труду с самого раннего детства.

Итак, мы выявили, что начинать нужно чем раньше тем лучше и с возрастом возможности ребёнка увеличиваются.

Давайте попробуем ответить на следующий вопрос, «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

С самообслуживания! Овладение навыками самообслуживания напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути его к независимости.(младший возраст) 

Опытные родители никогда не станут делать за ребенка то, что он может и хочет сделать сам. Неопытные родители поступают наоборот. И когда это повторяется сотни раз, у ребенка вырабатывается привычка ничего не делать самому. Затем он начинает командовать (а что ему еще остается). Если ребенок видит в нас не равного себе человека, а существо, которым можно помыкать, у него неизбежно возникают привычки капризного тирана или безвольного эгоиста

 Затем хозяйственно-бытовой труд. С бытового труда и начинается трудовое воспитание.

Не зависимо от того на каком этапе трудового воспитания мы находимся, задача каждого родителя сделать так, чтобы он трудился с удовольствием.

3.Что для этого надо делать? (ответы) Как сделать так, чтобы домашние обязанности стали выполняться без напоминаний и с удовольствием?

Для начала внимательно осмотрите весь дом, даже самые труднодоступные места, и напишите все дела, которые надо сделать. В список можно написать все, что нужно делать постоянно, или только по выходным, а также те дела, которые требуют выполнения, но делать их обычно не хочется. После сесть всей семьей и зачитать составленный список обязанностей. Затем предложить каждому члену семьи выбрать те обязанности, которые они смогут не просто выполнять, а выполнять с удовольствием. При распределении обязанностей важно никого ни к чему не принуждать. Сделайте так, чтобы дети тоже обязательно участвовали в процессе выбора обязанностей.

Во-первых, После того, как все обязанности по списку благополучно распределены необходимо сделать так , чтобы выполнение трудовых поручений было ненавязчивым. С помощью труда можно как сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности. Отторжение. Пусть это будет игра, а не принудиловка. (Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.) Превратите воспитательный процесс в увлекательную и полезную игру.

Во-вторых, очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. (Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей) Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности. Если вам кажется, что для самого маленького члена семьи обязанностей не находится, что он слишком Мал, чтобы взяться даже за самое простое, разбейте несколько дел На Маленькие части. И предложите взять что-то небольшое.

В-третьих, не нагружайте сразу. Дайте почувствовать удовольствие от процесса и результата. Пунктов не должно быть много. Когда они будут выполняться с легкостью и постоянством, можно будет предложить выбрать еще по одному небольшому заданию. Будьте последовательны в своих требованиях. Приготовьтесь к тому, что первые две недели вам понадобится напоминать ребенку о том, что именно эти обязательства он на себя взял. Не пропускайте ни одного дня. Следите больше не за ребенком, а за собой. Ваша задача — помочь ему создать привычку, как чистить зубы по утрам или заправлять постель.

Вашим девизом должно стать «Сначала обязанности по дому, а потом все остальное!». Пусть дети приучаются, что игры следуют после необходимых по дому дел.

Разумеется, могут быть исключения. Не стоит вводить террор. Если сегодня ребенок пришел уставшим и хочет выспаться, стоит пойти ему навстречу. Но он должен помнить, что его обязанности из-за этого никто отменять не будет. Они останутся при нем. И должны быть выполнены в ближайшее время.

Пусть ребенок привыкает, что он точно такой же член семьи со своими правами и обязанностями. Что он точно так же вносит свой вклад в общий уклад жизни. Что от него зависит многое. И это многое он может дать, получив свою порцию благодарности и ощущение нужности.

В-четвертых, в трудовом воспитании детей важен пример. Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь.

- В семьях, где мать, вернувшись с работы, проводит время на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.

Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями. Пройдите с ним первый раз каждую обязанность с начала и до конца.

В-пятых, тактично оценивайте результаты труда ребенка. Помните о похвале, это очень важно в процессе воспитания ребенка! Принимать его помощь надо с благодарностью (что, кстати, и в нем воспитывает это чувство) и все время помнить, что именно в эти минуты в ребенке растет настоящий человек. Каждому «спасибо» — свое время и место.

Обязательно хвалите, награждайте своим вниманием, отмечайте, насколько это важно лично для Вас, как много времени и сил помогают экономить дела, которые дети взяли на себя. Особенно на начальном этапе!

Слова благодарности, похвала имеют великую силу. Но тогда, когда звучат к месту и ко времени. Когда Вы показываете, что на самом деле оценили помощь, что она заметна глазу, что есть результат, который очень всем нужен.

Помните, что, создавая систему и отслеживая на первых порах ее работу, вы выстраиваете фундамент из умений, которые пригодятся вашему ребенку во взрослой жизни. И эта конструкция должна быть не только прочной, но и очень гибкой. Не стоит требовать выполнения одних и тех же обязанностей. Они могут варьироваться, меняться, обретать игровую форму, чтобы не надоели своим однообразием. К тому же вы сможете провести ребенка через все этапы ведения домашнего хозяйства, чтобы, став взрослым, он однажды не опустил руки со словами: «Наверное, я никогда не научусь с этим справляться...»

Нет и не может быть ленивых детей. Есть родители, которым недосуг превратить воспитательный процесс в увлекательную и полезную игру.

Заключительная часть

Готовых рецептов в воспитании у детей трудолюбия нет. В каждой семье этот вопрос решается по-своему. Но главная непростая задача состоит в том, чтобы воспитание шло через доброту, взаимопонимание, терпение и терпимость.


А сейчас давайте попробуем разобрать несколько СИТУАЦИЙ

Первая ситуация.
Вы поручили своему ребенку поливать комнатные растения, а через неделю обнаружили, что они находятся в плачевном состоянии. И, в сердцах выругав ребенка, а то и шлепнув его, вы решаете сами следить за растениями. 
Ваши действия?

Результат не замедлит сказаться, одним этим своим действием вы разом нарушили целый свод правил воспитания домашнего трудолюбия
.

Главное же - 
правила постоянства и обязательности участия детей в домашнем труде. 
И еще одно - 
постоянный контроль порученного дела.

Вторая ситуация.

Вы, опаздывая на работу, попросили вашу дочь вымыть посуду. А вечером обнаружили, что хотя посуда и вымыта, но, очень плохо. И в сердцах бросили: «Такую мелочь тебе доверила, а ты и этого не смогла сделать!»

Дети ориентируются не на результат, а на затраченные усилия. Они гордятся своим трудом и, выполняя его, нуждаются в подкреплении, в том числе и в виде оценки полезности сделанного. А тут такой ушат холодной воды на голову! И нарушение двух основополагающих принципов - 
постоянной подкрепляющей оценки и подчеркивания полезности выполняемых детьми домашних дел.


Третья  ситуация.
Вы в восторге от того, что ваш ребенок довольно охотно выполняет текущую уборку квартиры - подметает пол, вытирает пыль, вы заодно поручаете ему еще с десяток несложных (с вашей точки зрения) поручений. А через неделю с изумлением обнаруживаете мусор на полу и пыль по всем углам. 

Вы опять сделали что-то не так? Конечно, вы 
нарушили принцип постепенности. Круг обязанностей наших детей может быть очень широк, но вряд ли следует в связи с этим идти на перегрузку их домашними делами.

Четвертая ситуация.
Во время подготовки к приему гостей вы поручили своему сыну начистить картофель для салата. Все остальные компоненты уже готовы, и вы с нетерпением начинаете посматривать на пыхтящего с ножом в руках ребенка, не выдержав, отбираете у него «инструмент и материал». 


Действуете вы из самых лучших убеждений, чтобы успеть до прихода гостей. 
Но совершаете, серьезную педагогическую ошибку,  
не проявляете терпения. Медлительность детей или их неумение правильно что-то сделать ни в коей мере не должны явиться причиной вашего поспешного вмешательства.


Общие ошибки.
Распределяя на семейном совете обязанности между членами вашей семьи, вы из самых лучших побуждений  
поручаете вашему ребёнку не то, что он просил, а то, что кажется разумным.
Результат будет в лучшем случае нулевой, поскольку вы нарушили еще один важный 
принцип - обязательного учета склонностей и интересов ребенка



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

  1. Рассказываете ли детям о своей работе, о труде других?

-Да, нет, иногда(подчеркните).

  1.  Наблюдаете ли вместе с детьми за трудом людей (строитель, продавец, дворник, шофер, парикмахер и др.)?

-Да, нет, иногда(подчеркните).

В чем, с Вашей точки зрения, польза таких наблюдений?

-

  1. В какой работе и как часто  вместе с взрослыми участвует Ваш ребенок?

-

-систематически,                 от случая к случаю (подчеркните)

  1. Есть ли у ребенка какие-либо постоянные небольшие обязанности (например, уборка игрушек, помощь младшему в одевании)?

-Да, нет (подчеркните).

-Если да, то какие именно?

  1. Какая работа и почему больше всего привлекает ребенка ?

-по Вашему мнению

-со слов ребенка

  1. Какие черты, по Вашему мнению, могут воспитываться у ребенка в процессе посильного труда? 
  2. Как?

-

  1. В чем вы испытываете наибольшие затруднения:

-ребенок не хочет выполнять трудовые поручения, задания взрослого;

-забывает; не доводит дело до конца;

-не проявляет старания при выполнении работы;

-готов бросить дело при затруднении (не знает, как выполнять, сомневается, теряется) 

(подчеркните, допишите недостающее)

  1. Ваш ребенок скорее трудолюбив или скорее ленив? (подчеркните)
  2. Как Вы поступаете:
  • если ребенок не заканчивает начатое дело (устал, отвлекся, не знает как)

-

  • если не хочет выполнять поручения, свои обязанности?

-

  1. Поощряете ли вы ребёнка за выполнение домашних обязанностей? Да Нет
  • Покупаю сладости, мороженое
  • Покупаю игрушки
  • Разрешаю играть в компьютер
  • Благодарю, хвалю
  • Выдаю деньги на карманные расходы
  • По мере материальных возможностей выполняю желание ребёнка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Без напоминания и с удовольствием» Родительское собрание

Слайд 2

Формирование положительного отношения ребёнка к труду Цель трудового воспитания дошкольника

Слайд 3

«Лучшая форма наследства , оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание трудолюбия , которое является одним из важнейших условий человеческого счастья » К.Д.Ушинский

Слайд 4

Труд – важнейшее средство воспитания , в процессе которого формируется личность ребёнка , складываются коллективные взаимоотношения. В период взросления дети приобретают определенные трудовые навыки.

Слайд 5

В труде формируются особенности поведения ребенка активность, самостоятельность, ответственность, нравственные качества(забота, помощь), утверждение своих позиций, уверенность, социальный интерес и др.

Слайд 6

Основы трудового воспитания закладываются в семье . Выделяют четыре основные принципа работы семьи в трудовом воспитании детей: Приобщение к труду через самообслуживание; Постепенный переход от самообслуживания к труду для других (хозяйственно – бытовой труд); Постепенное расширение круга обязанностей , наращивание их сложности; Тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;

Слайд 7

Примерный перечень поручений полить цветы, разобрать сумку с продуктами, расставить аккуратно обувь в прихожей, сложить разбросанные по всему дому карандаши и ручки в одно место, найти и положить в определенное место пульт от телевизора, вытирать собаке лапы после прогулки, развесить белье, убрать учебники и т.д

Слайд 8

Как сделать так, чтобы домашние обязанности стали выполняться без напоминаний и с удовольствием? 1. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей. 2.Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей . 6.Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. 5.Тактично оценивайте результаты труда ребенка. Помните о похвале, это очень важно в процессе воспитания ребенка! 4.Прежде всего покажите образец правильного выполнения поручения, несколько раз выполните поручение совместными усилиями. 3.Не нагружайте сразу. Дайте почувствовать удовольствие от процесса и результата. Будьте последовательны в своих требованиях.

Слайд 9

Нарушены принципы: обязательности участия детей в домашнем труде. постоянный контроль порученного дела. Вы поручили своему ребенку поливать комнатные растения, а через неделю обнаружили, что они находятся в плачевном состоянии. И, в сердцах выругав ребенка, вы решаете сами следить за растениями.

Слайд 10

Нарушены принципы: постоянной подкрепляющей оценки подчеркивания полезности выполняемых детьми домашних дел Вы, опаздывая на работу, попросили вашу дочь вымыть посуду. А вечером обнаружили, что хотя посуда и вымыта, но, очень плохо. И в сердцах бросили: «Такую мелочь тебе доверила, а ты и этого не смогла сделать!»

Слайд 11

Нарушен принцип: постепенности. Круг обязанностей наших детей может быть очень широк, но вряд ли следует в связи с этим идти на перегрузку их домашними делами. Вы в восторге от того, что ваш ребенок довольно охотно выполняет текущую уборку квартиры - подметает пол, вытирает пыль, вы заодно поручаете ему еще с десяток несложных (с вашей точки зрения) поручений. А через неделю с изумлением обнаруживаете мусор на полу и пыль по всем углам.

Слайд 12

ТРУД В ПРИРОДЕ ХОЗЯЙСТВЕННО – БЫТОВОЙ ТРУД РУЧНОЙ ТРУД МАСТЕР КЛАССЫ

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Воспитывайте своих детей трудиться через доброту, взаимопонимание и терпение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Без напоминания и с удовольствием"

«Без напоминания и с удовольствием» Цель: объединение усилий родителей и педагогов в целях т...

Родительское собрание на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье».

Родительское собрание на тему:«Использование нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье». Цель: повысить компетентность родителей по реализации образовательной области «Художествен...

Родительское собрание на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье».

Родительское собрание на тему:«Использование нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье». Цель: повысить компетентность родителей по реализации образовательной области «Художествен...

Конспект родительского собрания по теме « Здоровый образ жизни дошкольника в детском саду и семье»

Проблема здоровья подрастающего поколения является одной из важных проблем жизни современного общества....

Родительское собрание на тему: «Эмоциональное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье»

      У детей с ограниченными возможностями здоровья чаще, чем у здоровых детей наблюдается эмоциональные нарушения: незрелость эмоциональной сферы, эмоциональная тревожность, за...

Родительское собрание на тему: «Эмоциональное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье»

Сегодня наша встреча будет посвящена рассказу об особенностях эмоционального развития ребенка в семье.      Постоянно сменяющиеся пережи­вания, каждодневные всплески...

Родительское собрание на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»

Родительское собрание на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»...