Доклад по теме: «Экологическое воспитание дошкольников»
консультация (средняя группа)
«Экологическое воспитание дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_ekologii_dlya_roditeley_v_detskom_sadu.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по теме: «Экологическое воспитание дошкольников»
Экологическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало одним из приоритетных в воспитательно-образовательной деятельности дошкольных учреждений. Это не просто дань «модному» направлению, а необходимость, диктуемая временем. Причина тому – произошедшие в последние десятилетия изменения экологических условий на планете, повлекшие за собой многочисленные социально-экологические проблемы, одна из которых – воспитание экологически грамотного человека.
Это сложная, но решаемая задача. Ведь экологическое образование, начальной ступенью которого является дошкольное детство, предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания, развития личности на протяжении всей жизни.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно- правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни, а также позитивное отношение к себе и другим людям.
Цель нашей деятельности заключается в становлении у детей научно-
познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Задачи, стоящие перед воспитателями, имеют несколько направлений:
оздоровительные:
– охранять и укреплять здоровье детей;
– учить их правильно взаимодействовать с природой;
– формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.
образовательные:
– формировать и развивать элементарные экологические знания;
– систематизировать знания о живой и неживой природе;
– учить понимать причинно-следственные связи внутри природного ком-плекса;
– формировать умение решать экологические задачи;
– развивать воображение.
воспитательные:
– формировать эмоционально-доброжелательное отношение к живой природе;
– воспитывать отзывчивость, уважение к традициям своего народа;
– формировать представление об экологических проблемах своего края;
– формировать представление о себе, как жителе Земли.
развивающие:
– развитие трудовых умений и навыков;
– развитие эстетических представлений.
Формы работы по экологическому воспитанию:
НОД;
игра;
прогулки;
наблюдения;
опыты и эксперименты;
чтение художественной литературы, беседы, проблемные вопросы, рассказы - описание и т. п. ;
практическая деятельность в природе (труд, экологические акции, игровые методы и игра);
практическая работа и поисковая деятельность;
экскурсии;
проектная деятельность;
изобразительная деятельность с отображением природы;
развлечения, вечера досугов;
театрализация (экологические сказки и т. д.);
выставки (детское творчество).
Содержание экологического воспитания в нашем детском саду включают в себя три блока.
1 блок – работа с детьми.
Задача: повышение познавательной активности дошкольников через экологическое воспитание.
Одна из групп нашего детского сада работает по экологическому направлению
В уголках природы на подоконниках расположились мини-огороды. Зимой здесь растет зеленый лук, а весной – цветочная и огородная рассада, за которым ухаживают дошкольники старшей и подготовительной групп и воспитатели. В течение лета дети всех возрастных групп имеют возможность наблюдать за развитием и ростом этих растений.
Благодаря природному уголку в детском саду дети получают базовое представление о мире растений, учатся наблюдать, рассуждать, мыслить логически, заботиться, сопереживать.
Большую роль в экологическом воспитании детей нашего дошкольного учреждения играют наблюдения за природой. Это сложная познавательная деятельность дошкольника, с помощью которой у ребенка развиваются: восприятие, мышление, речь, устойчивое внимание, умение видеть и понимать природные явления и связь между ними, а также вырабатываются навыки сравнения и сопоставления увиденного, воспитывается стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть и ценить его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Наблюдения осуществляются во время прогулок, на которых у дошкольников формируются представления о сезонных изменениях в природе (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей, о свойствах воды, снега, песка, льда, земли. В осенний период на участке дети собирают листья рябины, клена, дуба, каштана, березы, сравнивают их по форме и цвету, составляют гербарий, который оказывает большую помощью в распознавании пород деревьев. С наступлением холодов дошкольники совместно с воспитателями подкармливают оставшихся на зимовку птиц, насыпая корм в кормушки, развешенные по всей территории детского сада, наблюдают за повадками пернатых, учатся распознавать птиц, сравнивать их.
Огромный интерес в нашем детском саду дошкольники проявляют к исследовательской работе, поэтому в образовательном процессе большое место отведено опытам и экспериментам, которые осуществляются в рамках проектной деятельности и строятся на основе имеющихся у детей представлений, полученных во время наблюдений и труда.
Опыты проводятся в старших группах, а в младшей и средней используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, где дети стараются самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Для накопления эмоционально-положительного опыта общения с природой воспитатели проводят экологические праздники и развлечения, ставят сказки на экологическую тему. Роль этих мероприятий заключается в осознании ребенком доступных его пониманию экологических проблем, в сочувствии и желании помочь героям решить возникшую проблемную ситуацию.
Воспитатели обращаются к экологической теме и во время проведения комплексных занятий по рисованию, аппликации, лепке. Такие занятия учат дошкольников видеть и понимать прекрасное в окружающем мире, побуждают к нравственно-эстетическим переживаниям, развивают воображение, формируют навыки, помогающие передавать в работах свое видение красоты природы.
В нашем детском саду на протяжении нескольких лет работают экологический кружок «Юный эколог», который с большим интересом посещают дошкольники.
На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию.
2 блок – работа с родителями.
Задача: повышение культуры и уровня экологического воспитания родителей.
Только совместными усилиями, опираясь на семью, может решиться главная задача – воспитание человека, экологически грамотного. Для этого в детском саду воспитатели проводят с родителями беседы, консультации, оформляют тематические выставки, проводят природоохранные акции, направленные на сохранение объектов природы, экологические конкурсы, родительские собрания, экологические праздники.
Совместно с родителями мы часто проводим такие мероприятия:
1) конкурс «Осенние фантазии» (изготовление поделок из природного материала);
2) «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время);
3) «Чистое утро» (уборка территории).
4) Акции «Сдай батарейку», «Соберем макулатуру»
Такие мероприятия способствуют эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей, дают им уникальную возможность проявить себя, сформировать положительное отношение к природе.
3 блок – работа с социальным окружением.
Задачи: расширение кругозора дошкольников; обогащение представления детей о разнообразии природного мира; развитие любознательности; формировать представление об экологических проблемах своего края; учить детей правильно взаимодействовать с природой.
Результат проделанной воспитателями работы по экологическому воспитанию дошкольников нашего детского сада таков:
• сформированы первоначальные основы экологической культуры у детей;
• сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
• дети учатся практическим действиям по охране природы;
• развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление по теме “Воспитание экологической культуры личности в ДОУ” на городском семинаре для воспитателей детских садов на тему “Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ”
Выступление по теме "Воспитание экологической культуры личности в ДОУ"...
Доклад по теме «Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»
доклад читался на авгестовском совещании...
Доклад на педагогическом совете по теме: « Экологическое воспитание дошкольника».
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой тем...
Доклад по теме «Экологическое воспитание дошкольников»
Экологическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало одним из приоритетных в воспитательно-образовательной деятельности до...
Доклад на тему: "Экологическое воспитание и образование дошкольников"
Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и...
Доклад по теме: "Экологическое воспитание дошкольников"
Сказочна и богата природа. В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке.Мы редко задумываемся над тем, ка...
Доклад на тему: Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни
Воспитание дошкольников в повседневной жизни осуществляется в совместных делах и общении, которые могут быть преднамеренными, спланированными или спонтанными, ситуативными. Независимо от это...