консультация для родителей по речевому развитию
консультация (подготовительная группа)

Пискун Ирина Вячеславовна

консультация для родителей по речевому развитию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rr.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

К моменту поступления в школу ребенок должен:

  • правильно произносить и хорошо различать все звуки речи на слух (сформированность звуковой стороны речи и фонематических процессов);
  •  иметь достаточный словарный запас 
    (владеть общеупотребительной лексикой);
  •  уметь пользоваться разными способами словообразования 
    (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывать прилагательные от существительных, глаголы с помощью приставок и т. д.);
  •  грамматически правильно строить предложения     (употреблять в них простые и сложные предлоги, согласовывать слова в роде, числе, падеже и т. д. сформированность грамматического строя речи);
  • правильно отвечать на вопросы и задавать их; составлять рассказы по картинкам, пересказывать небольшие литературные произведения, заучивать наизусть стихотворения (сформированность связанной речи);
  • находить слова с определенным звуком, выделять первый и последний звук в слове, делить слова на слоги, определять количество и последовательность слов в предложении и др. (сформированность предпосылок к обучению грамоте)

Игры и упражнения по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

1. Дополни предложение: (девочка играет…, мама стирает…).

2. Какое яблоко? Медведь? Лимон? Кактус?

3. Как назвать одним словом маленький стул?

А если их много?

4. Составить предложение по одному слову.

Пример: Мальчик. Кукла. Зима.

5. Составить предложение по 3-м данным словам.

Пример: Кукла. Девочка. Платье.

6. Дополнить предложение.

Примеры: 1) Он не пошел на прогулку, потому что …

                 2) Она не взяла игрушку, потому что …

7. Исправить ошибку в предложениях.

Примеры: 1) Он ушла на реку.

                 2) Из травы выпрыгнула зелёный лягушка.

                3) В воде увидел маленький рыбку.

8. Назвать:

  • одно слово
  • один звук
  • одно предложение

Современные технологии для развития речи.

Одной из главных задач, стоящих перед педагогами в детском саду, является формирование у дошкольников связной речи. Речь – одно из важнейших средств развития личности ребенка в целом.  Речевые навыки детей становятся все хуже. У детей вызывает затруднение пересказ прочитанных им сказок, рассказов, они плохо запоминают стихи и владеют монологической речью. В наше время дети перенасыщены информацией. Уже с детского сада они пользуются компьютером, много времени проводят у экрана телевизора. Огромный поток информации и невозможность справиться с ее обработкой самостоятельно. Взрослые очень мало уделяют своим детям внимания в плане общения. Дети разучились говорить.  Возросло количество речевой патологии. Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом. На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Разумеется, что технический прогресс нацелен на улучшение нашей жизни, и лишь умение правильно, рационально воспользоваться достижениями современных технологий, внедряя их в образовательных процесс – зависит от мастерства педагога. Компьютеризация прочно вошла в жизнь садов. Создано множество разнообразных компьютерных программ, направленных на коррекцию различных нарушений развития ребенка.  Научными и практическими исследованиями (И. К. Воробьев, М. Ю. Галанина и др.) доказано, что специальное включение компьютерных программ в образовательный процесс видоизменяет традиционные формы подачи информации. Современные дети ориентируются в цифровом мире не хуже взрослых, а порой и лучше, поэтому они с радостью и большим интересом будут заниматься с интерактивной доской Smart board.  Педагог же, используя «умную доску», делает свои занятия более яркими и с легкостью увлекает детей в мир знаний. 

Различные приложения и ресурсы Smart board позволят построить полезные и интересные занятия. При составлении презентации подбирается материал высокого качества, без искажения цвета, с высоким разрешением, применяя также анимационные эффекты. Сегодня песочная терапия - не менее известная психотерапевтическая методика наряду с такими, как сказкотерапиярисование, работа с пластилином и глиной, музыкотерапия и др. Однако, по сравнению с иными формами арт-терапии, песочная терапия отличается простотой действий, многократным повторением и созданием сюжетов, возможностью реконструкции песочной композиции.  

У детей, в отличие от взрослых, картины редко бывают статичными. Как правило, строя сказочный мир, ребенок разыгрывает сцены, озвучивая своих героев. Даже «молчуны» после нескольких занятий начинают проявлять свои эмоции в звуках, словах, репликах. Кстати, это ещё одно яркое подтверждение тому, что песочная терапия непосредственно влияет на развитие речи у детей. После того, как ребенок построит свою картину на песке, он должен придумать название и немного рассказать о своей работе. Если не хочет рассказывать о своей постройке, то принуждать не надо. По окончанию занятия ребенок должен сам разобрать свою работу, так как в следующий раз «сказочная страна» будет другой. Песок обладает релаксирующим действием, развивает тонкую моторику, стимулирует тактильные ощущения, нормализует мышечный тонус. Вместо песка можно использовать другие сыпучие материалы: морскую гальку, фасоль, горох, манку.

Логоритмика – относительно молодой, но уже успевший стать популярным комплекс занятий по развитию речи детей. Это комплексные занятия по развитию речи детей, опирающиеся на связь музыки, слова и движения. На логоритмических занятиях детей знакомят с окружающим миром, различными музыкальными инструментами, учат правильно дышать, ходить, отстукивать ритм, правильно артикулировать звуки. Также дети разучивают стихи с движениями, песни, танцы.  Логопедическая ритмика способствует непосредственному развитию речи детей: активизации артикуляционных навыков, пополнению активного и пассивного словарного запаса, произношению слова по слогам, т.е. формированию слоговой структуры, умению понимать обращенную речь, активно произносить, договаривать звуки, слоги, слова, регулировать высоту и силу своего голоса (говорить тихо - громко, низко - высоко).  

Интегрированные занятия существенно отличаются от традиционных, являются более эффективными и имеют ряд преимуществ.  По мнению В.М.Акименко, любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные технологии. В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам.

 В своей практической деятельности педагоги применяют симбиоз интеграции, оздоровления и нетрадиционных технологий:

1. Дыхательная гимнастика (комплекс упражнений по методике Стрельниковой).

 На каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые.

2. Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения.

 Метка на стекле (по Аветисову).  Пальминг (автор У.Бейтс). 

Адаптированные упражнения подобраны на основе разработок НИИ глазных болезней им. Гельмгольца. Проводятся в течение 1 минуты в середине занятия в сопровождении релаксационной музыки.

3. Развитие общей моторики.

Комплексы физминуток подобраны согласно лексической теме недели в старшей и подготовительной группах. Проводятся в игровой форме в середине занятия.

4. Кинезеологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнений: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Лягушка", "Ухо-нос", "Замок", а также упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

5. Система работы по развитию мелкой моторики рук.

Календарно-тематическое планирование пальчиковых игр в старшей и подготовительной группах согласно лексическим темам. Игры проводятся на всех видах занятий. Планирование графических диктантов по лексическим темам в подготовительной группе. Обводка шаблонов и штриховка изображений согласно лексическим темам на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Различные задания в "сухом бассейне", с раздаточным материалом и прищепками.

Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными или самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия. К этим методам относятся: ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия, литотерапия, театрализация: включая в себя: куклотерапию и сказкотерапию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...

Консультация для родителей «Норма речевого развития раннего возраста. Отклонения от нормы. Причины нарушений речевого развития» 10.04.2019г.

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко воз...

Консультация для родителей по речевому развитию «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей по речевому развитию «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста» ...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...

Консультация для родителей «Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье»

Если вашему ребенку невролог написал заключение: задержка темпа развития экспрессивной речи, не нужно паниковать, необходимо проконсультироваться у учителя-логопеда, учителя-дефектолога. На основ...