Консультация для родителей «Правильно ли говорит ваш ребенок»
консультация
Консультация для родителей «Правильно ли говорит ваш ребенок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Правильно ли говорит ваш ребенок»
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает подготовка детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими. Таким образом, речь взрослых должна быть образцом: четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная.
Поэтому хочется рассказать родителям, как развивается речь ребенка, что необходимо делать, чтобы не допустить ошибок.
У каждого ребёнка этот процесс проходит индивидуально. Хорошее здоровье ребенка и благоприятная речевая среда способствует формированию высокоразвитой речи.
С момента рождения ребёнка до 1,5-2 месяцев ребёнок обращает на себя внимания плачем и криком. Уже вскоре после рождения крик приобретает различную обертональную окраску в зависимости от состояния ребенка. Так, крик «голода» отличатся от крика, связанного с охлаждением ребенка, или другими состояниями ощущения дискомфорта. Крик является первой интонацией, значимой по своему коммуникативному содержанию, которая в дальнейшем оформляется как сигнал недовольства.
Ко 2-3-му месяцу жизни крик ребенка значительно обогащается интонационно. При крике отмечается усиление не координированных движений рук и ног. С этого возраста ребенок начинает реагировать криком на прекращение общения с ним, удаление ярких предметов из поля зрения и т.п. Нередко дети реагируют криком на перевозбуждение, особенно перед засыпанием.
К 2-3-м месяцам жизни появляются специфические голосовые реакции — гуление. К ним относятся звуки кряхтения, радостного повизгивания. Их с трудом можно идентифицировать со звуками родного языка. Однако можно выделить звуки, которые напоминают гласные (а, о, у, э), наиболее легкие для артикулирования; губные согласные (п, м, б), обусловленные физиологическим актом сосания, и заднеязычные (г, к, х), связанные с физиологическим актом глотания. В период гуления, помимо сигналов неудовольствия, выраженных криком, появляется интонация, сигнализирующая о состоянии благополучия рёбёнка, которая время от времени начинает носить выражение радости. Периоды гуления бывают особенно длительными в моменты эмоционального общения со взрослыми. Дети пристально смотрят в лицо говорящего человека.
В этот период ребенок начинает держать голову вертикально, разжимать и сжимать кисть, удерживать вложенный в руку предмет. В это же время ребенок начинает прислушиваться к звукам речи, отыскивать взглядом источник звучания, поворачивать голову к говорящему, сосредотачивая свое внимание на лице, губах взрослого.
Между 4-мя и 5-ю месяцами жизни начинается следующий этап предречевого развития ребенка — лепет. Лепетная речь, являясь ритмически организованной, тесно связана с ритмическими движениями ребенка, потребность в которых появляется к 5-6-ти месяцам жизни. Взмахивая руками или прыгая на руках у взрослых, он по несколько минут подряд ритмически повторяет слоги «та-та-та», «га-га-га», «ба-ба-ба» и т.д. Этот период совпадает с формированием у ребенка функции сидения.
Уже в 7-8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются соответствующими жестами и мимикой. Например, ребенок поворачивает голову и глаза в ответ на вопрос: «Где баба?», «Где мама?» и т.п. То есть, в это время начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом в конкретной ситуации.
Первые слова появляются к концу первого года жизни. Наблюдаются некоторые различия в темпах развития речи у мальчиков и девочек. Есть указания на то, что у девочек слова появляются на 8-9 месяце жизни, у мальчиков позднее — на 11-12 месяцев. Первые слова обычно-представляют собой сочетание открытых повторяющихся слогов (ма-ма, па-па, дя-дя и т.д.).
В 1-1,5 года объем словарного запаса детей составляет 30-50 слов. Этот период совпадает с новым этапом развития психомоторики. Ребенок начинает делать первые шаги, в короткое время обучается ходить. Развивается активная манипулятивная деятельность рук. В захватывании кистью предметов начинает участвовать большой палец и конечные фаланги остальных пальцев.
К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. Элементарная фразовая речь включает в себя, как правило, 2-3 слова, выражающие требования («мама, дай», «папа, иди», «пить дать» и др.). К концу второго года ребенок произносит до 200слов.
Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи считается, что темп его речевого развития начинает отставать от нормы.
На третьем году жизни резко усиливается потребность ребенка в общении. Словарь ребёнка возрастает, и составляет до 1000 слов. В этом возрасте не только стремительно увеличивается объем общеупотребительных слов, но и возрастает возникшая в конце второго года жизни способность к словотворчеству. Первоначально это явление выглядит как рифмование. В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа. В норме в 3 года, ещё не сформировались произношение некоторых шипящих звуков и сонорные звуки. Допустимо смягчение некоторых звуков. 3-х летний возраст называют возраст «почемучек». Ребенок задает вопросы «Когда?» «Почему?» «Что это?» «Зачем?» и т.д. Категорически нельзя оставлять без ответа вопросы ребенка.
Начиная с 4 лет жизни фразовая речь ребенка усложняется. В среднем предложение состоит из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, в речи значительно увеличивается число прилагательных. Для этого возраста ещё допустимо замена некоторых звуков, и их смягчение.
К концу 5 года жизни ребенок начинает овладевать контекстной речью, т.е. самостоятельно создавать текстовое сообщение. Его высказывания начинают напоминать по форме короткий рассказ. В активном словаре появляется большое количество слов, сложных по лексико-логической и фонетической характеристикам. Ребёнок в этом возрасте овладевает всеми частями речи.
В 6 лет ребёнок владеет 14000 слов. К 6 летнему возрасту в норме ещё допустимо появление звуков сложных по артикуляции, таких как - Р, Л.
В школьный период речевого развития продолжается совершенствование связной речи. Дети сознательно усваивают грамматические правила оформления свободных высказываний, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. На этом этапе формируется письменная речь.
Таким образом, в дошкольном возрасте проходит процесс интенсивного формирования двух основных сторон речевого процесса: психического и речедвигательного.
Нормальное развитие речи позволяет ребенку перейти к новому этапу – овладению письмом и письменной речью.
Хорошее здоровье ребенка и благоприятная речевая среда способствует формированию высокоразвитой речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/30/picture-676742-1443591501.jpg)
Консультация для родителей "Правильно ли говорит ваш ребенок"
Как развивается речь ребенка с момента рождения до школы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/20/picture-728128-1461153325.jpg)
консультация для родителей Правильно ли говорит Ваш ребенок
Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/02/picture-991032-1514920371.jpg)
Консультация для родителей "Правильно ли говорит ваш ребенок?"
Каждый родитель хочет знать, правильно ли развивается речь его малыша? Вашему вниманию предлагается таблица с характеристикой речи ребенка согласно возрастной нормы. Сравнив результаты с данными табли...
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/23/picture-1187257-1727094236.jpg)
Консультация для родителей «Правильно ли говорит ваш ребенок?»
Консультация для родителей «Правильно ли говорит ваш ребенок?»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/03/picture-787731-1462278316.jpg)
Консультация для родителей "Правильно ли говорит ваш ребенок"
Диалогической речи бывает вполне достаточно в повседневном общении. Даже, когда ребенок о чем-то рассказывает, вспоминает какие-то события, речь его по сути диалогична. Прежде всего ребенок говорит о ...