"Возрастные особенности детей четвёртого года жизни"
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrastnye_osobennosti_detey_chetvyortogo_goda_zhizni.docx | 17.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Возрастные особенности детей четвёртого года жизни»
Как правило, в возрасте около трех лет ребенок очень часто начинает использовать словосочетание «я сам». Малыш отождествляет себя со взрослыми и хочет стать «как они». Отделение себя от взрослого - характерная черта кризиса 3 лет.
Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости - он может сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. Взаимоотношения, которые ребёнок четвёртого года жизни устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации.
Дети 3-4 лет усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя», могут увидеть несоответствие поведения другого ребёнка нормам и правилам поведения. Однако при этом дети выделяют не нарушение самой нормы, а нарушение требований взрослого («Вы сказали, что нельзя драться, а он дерётся»). Характерно, что дети этого возраста не пытаются указать самому ребёнку, что он поступает не по правилам, а обращаются с жалобой к взрослому.
В этот период высока потребность ребёнка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Возраст 3-4 лет также является благоприятным возрастом для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств (скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости). К четырем годам у малышей должны сформироваться определенные умения и моторные навыки:
• Уверенно прыгать с места и с разбега;
• Бегать, быстро меняя направление;
• Стоять на одной ноге;
• Взбираться по веревочной лестнице;
• Преодолевать препятствия;
• Ходить и стоять на цыпочках;
• Ездить на самокате и велосипеде с боковыми колесами.
У четырехлетнего ребенка достаточно хорошо развиты координация движения и равновесие, благодаря чему малышу становятся более доступны различные виды физической активности, такие как танцы, гимнастика, езда на велосипеде.
Детей в возрасте 3–4 лет обязательно нужно развивать. Для этого необходимо проводить с ребенком определенные занятия, учить его. Конечно, не стоит перегибать палку и давать малышу тот материал, который он не сможет освоить в столь раннем возрасте, однако определенный набор знаний доступен ребенку даже в это время. В трехлетнем возрасте у ребенка можно развивать математические способности. В это время можно научить его считать до трех, а также показывать на пальцах называемые цифры. Можно объяснить малышу основные противоположные по смыслу понятия:
Много – мало, широкий – узкий, длинный – короткий. Именно в этом возрасте важно заложить ребенку понимание основных цветов, форм и фигур. Кроме того, можно научить малыша сочетать предметы, подбирая их по парам, а также сравнивать различные объекты по основным признакам. Занятия для детей 3-4 лет должны развивать логическое мышление. Этого можно достичь, составляя вместе с малышом картинки из трех-четырех частей. Более крупные паззлы в столь раннем возрасте малышу давать еще рано. Можно просто выбирать картинки, разрезать их и вместе с ребенком складывать части в единое целое. Также можно помогать ребенку находить на картинках отличия или лишние предметы. В этом возрасте в памяти у малыша могут сохраняться слова и движения, которые повторяют взрослые, а также он может запоминать признаки, характерные для определенных предметов. Помимо всего прочего, необходимы ребенку и специальные занятия по развитию речи. Важно, чтобы в возрасте 3–4 лет дети могли самостоятельно формулировать простые предложения и описывать предметы или события. При этом малыш должен различать группы предметов по разным признакам. Рекомендуется рассказывать ребенку о признаках, свойственных предметам и животным. Достаточно, чтобы малыш мог называть хотя бы по одной характеристике.
Занятия для детей 3-4 лет могут быть направлены на изучение отличий домашних и диких животных. Также можно показать им основные виды насекомых, птиц и рыб. Также в это время у малыша закладываются понятия о фруктах, овощах, ягодах и грибах. Кроме того, ребенок должен различать природные явления, такие как снег, дождь, ветер.
Развитие речи ребенка в 3–4 года Речевое развитие очень важно для детей. Этот процесс напрямую влияет на адаптацию ребенка в обществе и его дальнейшие успехи. Речь ребенка 3-4 лет должна формироваться по определенному сценарию. Желательно, чтобы родители следили за становлением малыша и контролировали процесс речевого развития. Сделать это можно, зная некоторые возрастные особенности речи детей 3-4 лет: в три года ребенок должен знать порядка полутора тысяч слов, в четыре – уже около двух тысяч; малыш должен пытаться говорить так же, как взрослые, повторять выражения, мимику; изменения в речи должны быть заметными, то есть постоянно появляются новые слова, а произношение становится более четким; малыш должен прислушиваться к новым для него звукам и пытаться повторять их; в данном возрасте ребенок должен начинать формировать свои собственные слова и словоформы; малыш пытается рифмовать слова, иногда даже сочинять небольшие стишки; допустимы ошибки в речи, ребенок в этом возрасте пытается составлять предложения и рассказывать о том, что видел и слышал; в таком возрасте у ребенка не может быть идеального произношения, поэтому не нужно думать, что у малыша присутствует отставание в развитии, если он не выговаривает все слова и звуки; нормальным для малыша является путать местами звуки и слоги в словах. Недочеты и погрешности в речи ребенка являются характерной особенностью в данном возрасте. Не стоит беспокоиться, если он не может произносить какие-то звуки или что-то путает.
В 3-4 года ребенок учится правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, за, под, над, около, между;
Различать и называть части предметов: у дома дверь, окно, крыша; у машины кабина, кузов, колеса, дверцы, руль;
Учите ребенка использовать в речи распространенные предложения.
Малыш должен уметь пользоваться вежливой формой обращения к взрослым: проходите, дайте, возьмите, а также пользоваться вежливыми словами: здравствуйте, спасибо, пожалуйста.
Интеллектуальное развитие четырехлетних детей во многом зависит от их окружения. Малыши в этом возрасте любят играть с конструктором, а также с радостью принимают всевозможные дидактические игры, с помощью которых можно развивать память, внимание и мышление крохи.
К 4 годам у ребенка обычно формируется ведущая рука. Ей он рисует, пишет, держит ложку и т. д. Однако по-прежнему нужно развивать мелкую моторику обеих рук.
Младший дошкольный возраст – важный период в жизни ребенка. Именно в это время происходят серьезные изменения в отношении между малышом и взрослыми, другими детьми, и даже окружающими предметами.
Знать возрастные особенности развития ребенка, несомненно, важно. Но без любви и уважения к его индивидуальности не будет успеха даже у самых знающих родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Возрастные особенности детей шестого года жизни""
И вот вашему ребенку исполнилось шесть лет — совсем большой и в школу скоро. Именно в этом возрасте происходят значительные прогрессивные изменения в психике ребенка....
Возрастные особенности детей (четвёртый год жизни)
Возрастные особенности детей (четвёртый год жизни)...
Возрастные особенности детей четвёртого года жизни
Характериcтика физического и психического развития младшего дошкольного возраста....
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. Тема: «Давайте познакомимся. Возрастные психологические особенности детей четвёртого года жизни. Задачи воспитания и обучения».
В помощь педагогу....
Сценарий родительского собрания в средней группе Тема: «Возрастные особенности детей пятого года жизни. Роль семьи и детского сада в оздоровлении детей»
Цель: повысить педагогическую компетентность родителей.Задачи: рассмотреть возрастные особенности детей пятого года жизни; раскрыть вопрос о роли семьи и детского сада в оздоровлении детей; спос...
Сценарий родительского собрания в средней группе Тема: «Возрастные особенности детей пятого года жизни. Роль семьи и детского сада в оздоровлении детей»
Цель: повысить педагогическую компетентность родителей.Задачи: рассмотреть возрастные особенности детей пятого года жизни; раскрыть вопрос о роли семьи и детского сада в оздоровлении д...
Возрастные особенности детей четвёртого года жизни
Возрастные особенности детей четвертого года жизниДошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменени...