Организация эффективной домашней среды для формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста
консультация (младшая группа)
Автореферат к презентации "Организация эццективной домашней среды для формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_domashney_sredy_dlya_rannikov.docx | 13.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация эффективной домашней среды для формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста
(консультация педагога-психолога Тетериной Т. Л.)
"....то, что сегодня ребенок умеет
делать в сотрудничестве и под руководством,
завтра становится способен выполнить самостоятельно"
Л.С. Выготский
Добрый вечер, Уважаемые родители!
Слайд 1. Для того, чтобы обеспечить малышу развитие самостоятельности в быту, формирования культурно-гигиенических навыков необходимо создать соответствующую развивающую среду. Рассмотрим особенности создания домашней среды для ребенка.
Слайд 2. В сознании взрослых детское пространство: - очень яркое, красочное; - насыщенное игрушками и аксессуарами.
Слайд 3. Ребёнка привлекают яркие предметы, но, если их в поле зрения больше 3,4 - внимание рассеивается. Яркие столы, стулья, разноцветные шкафчики – всё это ведёт к снижению концентрации внимания, быстрой утомляемости.
Слайд 4.
Основные правила при создании среды
*Безопасность
*Участие в жизни семьи
*Минимум вещей
*Простота и естественность
*Качество и красота
*Обеспечение свободы передвижения (для ребёнка раннего возраста движение - это развитие)
*Возможность исследования (осуществлять выбор)
*Поддержание правил и границ, возможность самостоятельной уборки
*Поддержка самостоятельности
Слайд 5.
Принцип среды - ЗОНИРОВАННОСТЬ: 4 основные зоны.
1. Зона сна
2. Зона еды (принятия пищи)
3. Зона ухода за собой
4. Зона движения (творчества, игры), отдых.
Слайд 6.
- Зона сна (отдельно стоящая кроватка).
Слайд 7.
- Зона еды (принятия пищи). В нее входят: стол и облегчённый стул для приёма пищи соответствующие росту ребенка, скатерть и салфетка с маркировкой для сервировки стола (на салфетке вышито или обозначено место для тарелки, стакана).
Слайд 8.
Желательно организовать свободный доступ к питьевой воде. Это может быть маленький кулер или кувшинчик с кружкой на низком столике На кухне важна организация самообслуживания, кухонные принадлежности в доступе ребенка, чтобы он мог самостоятельно организовать прием пищи (полка в шкафу, на которой будет его посуда).
Слайд 9. Стульчик трип-трап
Слайд 10.
Важно, чтобы у ребёнка была возможность есть вместе со всей семьёй за общим столом. Так он осваивает правила этикета и чувствует себя частью семьи.
Слайд 11.
У ребёнка должна быть возможность убрать за собой (доступны средства уборки (индивидуальная тряпочка, губка, маленькая швабра, щетка и совок). Средства для уборки всегда находятся в специально отведенном для них месте Обязательно в комнате ребёнка должна быть корзина для мусора.
Слайд 12.
Одежда
*Ребенку необходимо не более 2 – 3 комплектов одежды на день.
*Ребенку сложно сделать выбор из большого количества одежды, но даем возможность выбора.
*Одежда должна быть удобной.
*Из натуральных материалов.
*Одежда, которую ребенок может надеть сам! Без зауженных штанин и горловин.
Слайд 13.
Ванная и туалет
*Подставка для раковины;
*Личная щётка в подставке для чистки зубов;
*Свой стаканчик для ополаскивания рта;
*Использовать зубную пасту без ароматов, они очень привлекательны для детей и мотивируют их есть зубную пасту;
*Зеркало на уровне глаз ребенка для самоконтроля;
*Крючок для личного полотенца на уровне глаз ребёнка;
*Горшок находится только в туалете, не перемещается по квартире;
*Возле горшка стульчик для переодевания;
*Унитаз должен быть доступен для ребенка (подставка и накладка).
Слайд 14, 15
Прихожая
*Детский стульчик,
*Крючок на удобной высоте для вещей ребенка или детская вешалка,
*Коврик под обувь или обувная полка,
*Зеркало, зона для прихорашивания, чтобы ребёнок видел себя, мог самостоятельно расчёсываться.
Слайд 16.
4. Зона движения (творчества, игры), отдых.
*Спортивный комплекс, батут, тяжелые предметы (пуф).
Слайд 17.
Хранение материалов:
*Отсутствие больших корзин, контейнеров для игрушек
*Все материалы расставлены на стеллажах или открытых полках
*Полки располагаются на уровне ребенка так, чтобы он мог самостоятельно взять любое заинтересовавшее его пособие
*У каждого материала есть свое определенное место.
*Ребенок всегда знает, откуда можно взять то, что ему нужно, и куда убрать
*Игрушки должны соответствовать реальностям жизни
*Ограниченный набор игрушек (не более 4-5) облегчает выбор ребенка, помогает сконцентрироваться на чем-то конкретном
*Группировать игры по смыслу. В одном отсеке рамки-вкладыши, в другом – кубики и конструкторы, в третьем – шнуровки, застежки, в четвертом – пазлы, в пятом – музыкальные инструменты.
Слайд 18.
Зона для чтения
*Доступные и открытые книжные полки
*Не более 3- 4 книг
*Чаще обновлять
*Книги стоят обложкой к ребенку - может самостоятельно выбирать книги для совместного чтения, изъявляя свои предпочтения в литературе.
Слайд 19.
Зона творчества
*Мольберт
*Стол и стул
Что тревожит родителей при создании среды? Чем же интересно заниматься ребёнку раннего возраста в домашних условиях? Тем же самым, чем занимаются взрослые. Детство нужно именно для того, чтобы перенять эффективный опыт и взрослые модели поведения. Все активности, которые ребёнок использует в повседневности, должны иметь выход в жизнь. Давать для использования ребёнком НАСТОЯЩИЕ предметы, а не их поддельно-игровые имитации, и пользоваться по прямому назначению.
Слайд 20.
Создание адекватной возрасту ребенка домашней среды будет способствовать развитию у него культурно-гигиенических навыков, что положительно сказывается на развитии его самостоятельности.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
О формировании у детей раннего возраста таких навыков самообслуживания, как приём пищи, одевание и раздевание, гигиена тела, опрятность....
Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам!» - заявляет ребёнок, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста заним...
Консультация для родителей " Использование игровых приемов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста "
Использование игровых приемов...
Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Приемы для формирования навыков...
проект: "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста"
Работая с детьми раннего возраста, хочется отметить, что трудовое воспитание осуществляется своеобразно. Основным содержаниям труда является самообслуживание в повседневной жизни. Осваивая навыки само...
Обобщение из опыта работы " Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста"
Хочется поделиться своими наработками, наблюдениями именно по данной теме. Формирование у детей раннего возраста навыков самообслуживания, важно их научить самостоятельно есть, умываться, одеваться и ...
Конспект родительского собрания "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста" (группа раннего возраста)
Родительское собрание на тему "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста" ПОДГОТОВКА К СОБРАНИЮОформление фотоальбома;Подбор литературы для родителей...