Организация эффективной домашней среды для формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста
консультация (младшая группа)

Тетерина Татьяна Леонидовна

Автореферат к презентации "Организация эццективной домашней среды для формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_domashney_sredy_dlya_rannikov.docx13.12 КБ

Предварительный просмотр:

Организация эффективной домашней среды для формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста

(консультация педагога-психолога Тетериной Т. Л.)

"....то, что сегодня ребенок умеет

делать в сотрудничестве и под руководством,

завтра становится способен выполнить самостоятельно"

Л.С. Выготский

Добрый вечер, Уважаемые родители!

Слайд 1. Для того, чтобы обеспечить малышу развитие самостоятельности в быту, формирования культурно-гигиенических навыков необходимо создать соответствующую развивающую среду. Рассмотрим особенности создания домашней среды для ребенка.

Слайд 2. В сознании взрослых детское пространство: - очень яркое, красочное; - насыщенное игрушками и аксессуарами.

Слайд 3. Ребёнка привлекают яркие предметы, но, если их в поле зрения больше 3,4 - внимание рассеивается. Яркие столы, стулья, разноцветные шкафчики – всё это ведёт к снижению концентрации внимания, быстрой утомляемости.

Слайд 4.

Основные правила при создании среды

*Безопасность

*Участие в жизни семьи

*Минимум вещей

*Простота и естественность

*Качество и красота

*Обеспечение свободы передвижения (для ребёнка раннего возраста движение - это развитие)

*Возможность исследования (осуществлять выбор)

*Поддержание правил и границ, возможность самостоятельной уборки

*Поддержка самостоятельности

Слайд 5.

Принцип среды - ЗОНИРОВАННОСТЬ:  4 основные зоны.

1. Зона сна

2. Зона еды (принятия пищи)

3. Зона ухода за собой

4. Зона движения (творчества, игры), отдых.

 Слайд 6.

  1. Зона сна  (отдельно стоящая кроватка).

Слайд 7.

  1. Зона еды (принятия пищи). В нее входят: стол и облегчённый стул для приёма пищи соответствующие росту ребенка, скатерть и салфетка с маркировкой для сервировки стола (на салфетке вышито или обозначено место для тарелки, стакана).

Слайд 8.

Желательно организовать свободный доступ к питьевой воде. Это может быть маленький кулер или кувшинчик с кружкой на низком столике На кухне важна организация самообслуживания, кухонные принадлежности в доступе ребенка, чтобы он мог самостоятельно организовать прием пищи (полка в шкафу, на которой будет его посуда).

Слайд 9. Стульчик трип-трап

Слайд 10.

Важно, чтобы у ребёнка была возможность есть вместе со всей семьёй за общим столом. Так он осваивает правила этикета и чувствует себя частью семьи.

Слайд 11.

У ребёнка должна быть возможность убрать за собой (доступны средства уборки (индивидуальная тряпочка, губка, маленькая швабра, щетка и совок). Средства для уборки всегда находятся в специально отведенном для них месте Обязательно в комнате ребёнка должна быть корзина для мусора.

Слайд 12.

Одежда

*Ребенку необходимо не более 2 – 3 комплектов одежды на день.

*Ребенку сложно сделать выбор из большого количества одежды, но даем возможность выбора.

*Одежда должна быть удобной.

*Из натуральных материалов.

*Одежда, которую ребенок может надеть сам! Без зауженных штанин и горловин.

Слайд 13.

Ванная и туалет

*Подставка для раковины;

*Личная щётка в подставке для чистки зубов;

 *Свой стаканчик для ополаскивания рта;

*Использовать зубную пасту без ароматов, они очень привлекательны для детей и мотивируют их есть зубную пасту;

*Зеркало на уровне глаз ребенка для самоконтроля;

*Крючок для личного полотенца на уровне глаз ребёнка;

*Горшок находится только в туалете, не перемещается по квартире;

*Возле горшка стульчик для переодевания;

*Унитаз должен быть доступен для ребенка (подставка и накладка).

Слайд 14, 15

Прихожая

*Детский стульчик,

*Крючок на удобной высоте для вещей ребенка или детская вешалка,

*Коврик под обувь или обувная полка,

*Зеркало, зона для прихорашивания, чтобы ребёнок видел себя, мог самостоятельно расчёсываться.

Слайд 16.

4. Зона движения (творчества, игры), отдых.

*Спортивный комплекс, батут, тяжелые предметы (пуф).

Слайд 17.

Хранение материалов:

*Отсутствие больших корзин, контейнеров для игрушек

*Все материалы расставлены на стеллажах или открытых полках

*Полки располагаются на уровне ребенка так, чтобы он мог самостоятельно взять любое заинтересовавшее его пособие

*У каждого материала есть свое определенное место.

*Ребенок всегда знает, откуда можно взять то, что ему нужно, и куда убрать

*Игрушки должны соответствовать реальностям жизни

*Ограниченный набор игрушек (не более 4-5) облегчает выбор ребенка, помогает сконцентрироваться на чем-то конкретном

*Группировать игры по смыслу. В одном отсеке рамки-вкладыши, в другом – кубики и конструкторы, в третьем – шнуровки, застежки, в четвертом – пазлы, в пятом – музыкальные инструменты.

Слайд 18.

Зона для чтения

*Доступные и открытые книжные полки

*Не более 3- 4 книг

*Чаще обновлять

*Книги стоят обложкой к ребенку - может самостоятельно выбирать книги для совместного чтения, изъявляя свои предпочтения в литературе.

Слайд 19.

Зона творчества

*Мольберт

*Стол и стул

Что тревожит родителей при создании среды? Чем же интересно заниматься ребёнку раннего возраста в домашних условиях? Тем же самым, чем занимаются взрослые. Детство нужно именно для того, чтобы перенять эффективный опыт и взрослые модели поведения. Все активности, которые ребёнок использует в повседневности, должны иметь выход в жизнь. Давать для использования ребёнком НАСТОЯЩИЕ предметы, а не их поддельно-игровые имитации, и пользоваться по прямому назначению.

Слайд 20.

Создание адекватной возрасту ребенка домашней среды будет способствовать развитию у него культурно-гигиенических навыков, что положительно сказывается на развитии его самостоятельности.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

О формировании у детей раннего возраста таких навыков самообслуживания, как приём пищи, одевание и раздевание, гигиена тела, опрятность....

Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам!» - заявляет ребёнок, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста заним...

проект: "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

Работая с детьми раннего возраста, хочется отметить, что трудовое воспитание осуществляется своеобразно. Основным содержаниям труда является самообслуживание в повседневной жизни. Осваивая навыки само...

Обобщение из опыта работы " Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

Хочется поделиться своими наработками, наблюдениями именно по данной теме. Формирование у детей раннего возраста навыков самообслуживания, важно их научить самостоятельно есть, умываться, одеваться и ...

Конспект родительского собрания "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста" (группа раннего возраста)

Родительское собрание на тему "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста"     ПОДГОТОВКА К СОБРАНИЮОформление фотоальбома;Подбор литературы для родителей...