Развитие эмоциональной сферы у детей с ОВЗ через игровую деятельность с набором «Дары Фрёбеля».
консультация (старшая группа)
Одной из интересных развивающих технологий, используемых в последнее время педагогами в работе с детьми с проблемами развития, является систематическое и целенаправленное использование игрового набора «Дары Фребеля». Игровой набор «Дары Фребеля» - это конструктор, состоящий из деревянных, объемных и плоскостных деталей. Использование в работе конструктора, яркого функционального развивающего средства, позволяет процесс обучения и воспитания детей логопедической группы превратить в игру, сказку, и одновременно решить поставленные коррекционно-развивающие задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_emotsionalnoy_sfery_u_detey_s_ovz_cherez_igrovuyu_deyatelnost_s_naborom.docx | 21.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие эмоциональной сферы у детей с ОВЗ через игровую деятельность с набором «Дары Фрёбеля».
Одной из интересных развивающих технологий, используемых в последнее время педагогами в работе с детьми с проблемами развития, является систематическое и целенаправленное использование игрового набора «Дары Фребеля». Игровой набор «Дары Фребеля» - это конструктор, состоящий из деревянных, объемных и плоскостных деталей. Использование в работе конструктора, яркого функционального развивающего средства, позволяет процесс обучения и воспитания детей логопедической группы превратить в игру, сказку, и одновременно решить поставленные коррекционно-развивающие задачи. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство для развития природных задатков ребенка с рождения, признал индивидуальность, и природные способности каждого ребенка, был известный немецкий педагог Фридрих Фрёбель. По мнению Ф. Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение.
Цель: развитие и коррекция эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) через игровую деятельность с набором «Дары Фребеля».
Задачи: -изучение уровней эмоционального развития ; - развитие способности понимать, осознавать, выражать свои чувства, эмоциональное состояние на символическом и вербальном уровне; - формировать умение и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой); - способствовать освоению позитивных форм поведения, отношения к себе и окружающим; - развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения; - формировать у детей эмпатию (сострадание, сочувствие); - снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности, гиперактивности и агрессии; - формировать позиции партнерских взаимоотношений детей друг с другом через игровую деятельность; -- развитие мышления, речи, произвольного внимания, мелкой моторики.
Игры с «Дарами Фрёбеля» имеют две цели: прямую и косвенную. Прямая цель опирается на актуальную возможность ребенка, т. е. способность к самостоятельному действию. Косвенная цель (не осознанная ребенком) работает на зону ближайшего развития. В зоне ближайшего развития ребенок работает с дидактическими материалами совместно-разделенным способом с помогающим ему педагогом, а в зоне актуального развития упражняется с материалами самостоятельно. Спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой, предложенной Фребелем – педагог вправе проявить свое творчество и фантазию где и как он мог бы использовать тот или иной комплект или продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями.
Познакомимся подробнее с каждым «Даром».
С помощью модуля №1 «Текстильные мячики» у детей:
- тренируется мелкая моторика рук;
- развиваются речевые способности и самостоятельная игровая деятельность ребенка;
- дети изучают цвета и формы;
- ребенок обучается рассматриванию одного и того же предмета выделяя его различные качества (величина, цвет, материал, упругость, мягкость, твердость, звук при падении и т. д.);
- с помощью мячиков подвешенных на нитях ребенок обучается направлению движения предмета в различные стороны;
- закрепление опыта основ движения (вправо, влево, вперед, назад, вверх, вниз) и формирует у ребенка пространственную ориентацию.
Модуль №2 – «Основные тела» помогает детям усвоить форму предметов, развивает умение сравнивать фигуры между собой, анализировать и выявлять особенность и качество каждой, знакомит с движениями предмета по траектории и различным направлениям.
Подобные работы закрепляют опыт основы движения (вправо, влево, вперед, назад, вверх, вниз) и формируют у ребенка пространственную ориентацию.
Модуль № 3 «Куб из кубиков»
Модуль № 4 «Куб из брусков»
Модуль № 5 «Кубики и призмы»
Модуль № 6 «Кубики, столбики, кирпичики» дает возможность в наглядной форме объяснить ребёнку понятие «целое» и «часть», разницу между формой и величиной, знакомит с числом. Исследуя кубики, ребёнок начинает строить фигуры, которые напоминают ему предметы из социального окружения (стол, стул, ступеньки и т. д.). Всему, что сможет построить ребёнок даётся название и в ходе беседы идёт сравнение реального объекта с получившейся моделью.
Таким образом, развивается мышление, а это ведёт к осознанию ребёнком того, что он изобразил.
Модуль № 7 «Цветные фигуры» позволяет ребенку «окунуться» в мир различных плоскостных геометрических фигур, в результате чего тренируется мелкая моторика рук, развивается зрительно-моторная координация, речь и мышление.
Модуль № 8 «Палочки» помогает детям обучиться счёту, овладеть простейшими математическими действиями (сложение и вычитание) с использованием палочек, способствует развитию творческих способностей (составление различных узоров и картинок, развивает речевые способности и самостоятельную игровую деятельность ребёнка.
Модуль № 9 «Кольца и полукольца» тренирует мелкую моторики рук, развивает зрительно - моторную координацию, творческие способности (составление различных узоров и картинок, игровую деятельность ребёнка.
Модуль № 10 «Фишки» применяем с целью сортировки и упорядочивания фигур по цвету, по форме, обучению счету, используя фишки в качестве счетного материала. Также с помощью данного модуля дети выполняют простейшие математические действия (сложение и вычитание).
Модуль № 11 «Цветные тела» знакомит ребенка с различными геометрическими формами, тренирует мелкую моторику рук, развивает сенсомоторные навыки, умение классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять задания по образцу.
Модуль № 12 «Мозаика. Шнуровка» тренирует мелкую моторику рук, развивает сенсомоторные навыки, умение действовать самостоятельно или по заданному образцу с комбинацией форм и цветов, развивает речевые способности и игровую деятельность ребенка.
С помощью модуля № 13 «Башенки» закрепляем название геометрических фигур, навыки конструирования. Объединение с модулями 3-6 позволяет создать сложные конструкции.
Модуль № 14 «Арки и цифры» способствует развитию мелкой моторики рук, сенсомоторных навыков, творческих способностей, готовит руку к рисованию и письму, развивает речевые способности и самостоятельную игровую деятельность ребенка.
Используя «Дары Фрёбеля» в работе с детьми с ОВЗ, мы учитываем индивидуальные особенности, а так же возможности каждого ребенка в частности, их желания и интересы. Мы считаем, что «Дары Фрёбеля» – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребенка.
Основной целью этой части занятия закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение игры-забавы или создание рисунка. После занятия проводиться «Рефлексивный круг» с целью формирования умения слушать и понимать друг друга, развития умения выражать свои чувства и переживания. Для развития эмоционально- волевой сферы и коммуникативных навыков целесообразно использовать игровой набор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Использование игры для лучшего понимания математической сущности вопроса, уточнения и формирования математических знаний учащихся.Игра как способ познания дощкольниками окружающего мира, как средство ...
Презентация "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка...
Самообразование «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
План по самообразованию, упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет, математические игры "Количество и счет", дидактические игры для детей средней - подготовительной ...
Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего возраста посредством игровой деятельности
Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего возраста посредством игровой деятельностиРаннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Качественные преобразования,...
Опыт работы воспитателя Паткиной С.Д. МБДОУ №3 по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста через игровую деятельность и мини-праздники»
Опыт работы по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста через игровую деятельность и мини-праздники»...
Опыт работы по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста через игровую деятельность и мини-праздники»
Опыт работы по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста через игровую деятельность и мини-праздники»Игровая деятельность...
«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста через совместную деятельность с педагогом»
В настоящее время очень большое внимание уделяется интеллектуальному развитию детей – существует множество программ раннего обучения, овладение счетом, чтением, английским с ранних лет. Но, давн...