Пальчиками играем - речь развиваем. (консультация для родителей)
учебно-методический материал

Трушникова Алла Геннадьевна

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Видео консультация для родителей25.98 КБ

Предварительный просмотр:

        Пальчиками играем - речь развиваем.

(консультация для родителей)

https://youtu.be/m5mKEcaMfws

      Подготовила:

 Трушникова Алла Геннадьевна,

учитель-логопед МБДОУ

«Детский сад №8 комбинированного вида»

г. Исилькуль                      

       Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас  в нашей Логопедической гостиной «От А до Я»! А теперь закройте глаза и мы с вами перенесёмся в ваше детство. Помните ли вы свои самые первые стихи или заклички?

 Наверняка это было так «Ладушки, ладушки,
- Где были? – У бабушки!», или «Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая», а может «Сорока, сорока –кашу варила, деток кормила!». А знают ли ваши дети эти простые и ритмичные игры с пальчиками, передали ли вы свой первый опыт вашему малышу?

       Еще в давние времена наши бабушки интуитивно и неосознанно придумывали забавы для малышей. 

      Специально развивающих игрушек не было, детки играли подручным материалом ,который имелся  в доме. Забавляя детей,  наши предки неосознанно развивали мелкую моторику детей, приучая слушать родную  речь, понимать, о чем говорится в потешке, соотносить слова с действиями пальцев.

      А парадокс заключается в том , что в современном мире  родители осознают пользу игр на мелкую моторику ,а у современных детей у каждого третьего ребенка, который поступает в школу,  слаба развита  моторика рук и пальцев. 

       Сегодня я хочу рассказать вам о необходимости развития мелкой моторики для детей, имеющих нарушение речи.

       Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы [1, с.206].

       Каким образом развивается речь, когда ребёнок занимается упражнениями и играми с пальчиками?

  • Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами  приводит к возбуждению речевых центров головного мозга,  и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон и зон, отвечающих за моторику пальцев, которые находятся рядом, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  • Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
            Именно поэтому в системе логопедического воздействия значение мелкой моторики очень велико.

       Мелкую моторику можно развивать различными способами, например игры с мелкими предметами, всевозможные упражнения с элементами письма, массаж кистей и пальцев, лепка и различные пальчиковые игры.
В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.
И задача взрослых при подготовке его к школе — помочь развить мелкую моторику рук, если этого не произошло раньше [4, с.115].
     
  Сегодня мы остановимся на некоторых из этих игр.

        А теперь, уважаемые родители, усаживайте ваших малышей поудобнее,  мы начинаем! Сначала отгадайте загадку, подскажите словечко:

От дождей у всех усталость.               
Плачут серые дома.               
И мечтают, чтоб примчалась,               
Белоснежная … (зима).

Предлагаю вашему вниманию пальчиковые игры  о зиме «Зимние фигуры»! 

  • Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять

Поочерёдно соединить пальцы левой и правой руки

К нам зима пришла опять.

Пальцы обеих рук сгибать и разгибать

Снег лежит сплошным ковром-

Руки положить на стол

Изменилось всё кругом.

Развести пальцы, лежащих на столе рук

Нет веселей для нас зимы:
На лыжах мчимся мы с … (горы).

  • Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы».

К нам зима пришла. Ура!

Руки на столе , ладошками вниз, разводить пальцы в стороны.

Мы во двор спешим с утра.

Пальцы сжаты в кулачок, указательные и средние «бегут» по столу вперёд.

Будем саночки катать,

Погладить правой рукой внешнюю сторону левой ладони, а затем левой рукой внешнюю сторону правой ладони.

На катке в хоккей играть.

Соприкасаться подушечками пальцев обеих рук, начиная с больших.

  • А когда декабрь пройдёт,
    Все мы встретим … (Новый год).

Ну и платье, сплошь иголки,

Его носят вечно-… (ёлки)

  • Пальчиковая гимнастика «Ёлочка».

Перед нами ёлочка

Пальцы рук переплетены, из больших пальцев-верхушка «ёлочки»

Шишечки,

иголочки.

Кулачки,

указательные пальцы выставлены

Шарики,

фонарики,

Зайчики

и свечки.

«Шарики»

из пальцев соединённых рук.«Фонарики» из пальцев обеих рук, соединённых внутрь. «Ушки» из указательного и среднего пальцев.

«Свечка» обе ладони сложены, пальцы сжаты.

Звёзды,

человечки.

Ладони сложены, пальцы расправлены. «Человечки» указательный и средний пальцы стоят на столе.

Снег сжимаю в рукавицах,

Тороплюсь слепить комок;

Не успеешь отклониться –

Полетит в тебя?  (снежок)

                                              Игра со снежками

Для игрового упражнения нам понадобится любой белый лист бумаги.

Его надо смять вместе ребёнком, чтобы получился шарик – «снежок».

И.п.: Кладём снежок на левую ладошку, прижимаем сверху правой

ладошкой. Выполняем движения и говорим:

Я снежок в руках катаю

Катаем снежок между ладошками по кругу

взад-вперёд его гоняю

Ритмично катаем вперёд-назад.

Им поглажу я ладошку

Берём снежок в правую ручку,

Будто я сметаю крошку

.  гладим им левую.

И сожму его немножко,

как сжимает лапку кошка.

Сжимаем снежок в кулачок.

Затем меняем ручки: кладём снежок на правую ладошку, прижимаем его

сверху левой и повторяем упражнение.

Всех в гости Дед Мороз позвал               
На новогодний … (карнавал).               
Всем приглашенья разослал:               
«Сегодня в замке будет  … (бал)»!   

Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.

- Мама, мама!

(мизинцы четыре раза постукивают друг о друга).

- Что, что, что?

(три раза постукивают друг о друга указательные пальцы).

- Гости едут!

(постукивают мизинцы).

- Ну и что?

(постукивают указательные пальцы)

- Здрасьте, Здрасьте!

(средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева)

- Чмок, чмок, чмок! (гости целуются)

Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.

   -А теперь вспомните, о каком времени года были наши пальчиковые игры?

  -Попробуйте себя в роли поэтов и вместе с ребёнком придумать своё зимнее    

   стихотворение или закличку.

            Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникатив-ности. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более  подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

     Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия.

         Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, чтобы узнать обо всех его интересных новостях.

                До свидания, до новых встреч, мы работаем для вас!

ЛИТЕРАТУРА

  • Кольцова М.М., Двигательная активность и развитие мозга ребёнка.- М.,1973.- 206 с.
  • Краузе Е.Н., Логопедия. Санкт-Петербург. КОРОНА принт. 2003.- 286 с.
  • Крупенчук О.И., Развиваем мелкую моторику. ООО Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург. 2002. — 267 с.
  • Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. ООО «Издательство АСТ» 2000. — 115 с.
  • Рузина М.С., Страна пальчиковых игр. Издательский ДОМ «Кристалл». Санкт-Петербург. 2000.- 124 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем».

При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует мнение, что рука человека является как бы «выходом»...

«Играем — речь развиваем!» Консультация для родителей

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляд...

Консультация для родителей "Пальчиками играем - речь развиваем"

Консультация для родителей "Пальчиками играем - речь развиваем"...

Консультация для родителей: «С пальчиками играем – речь развиваем».

Существует мнение, что рука человека является как бы «выходом» из головного мозга. Многочисленные научные исследования указывают на то, что при развитии мелкой моторики ребенка (пальчиковая гимнастика...

"С пальчиками играем - речь развиваем" (Консультация для родителей)

quot;С пальчиками играем - речь развиваем" (Консультация для родителей)...

"Пальчики играют - речь развивают"- консультация

quot;Источники способностей и дарований детей  - на кончиках ихпальцев" - Сухомлинский.  Развитие мелкой моторики рук - очень важное дело. От этого зависит развитие речи детей и прочих...

«В игры играем – речь развиваем» (консультация для родителей) .

Звуки оставлены и введены в речь, но если не контролировать речь ребёнка, он легко может их вновь утратить, и всё придётся начинать сначала. Не спешите выбрасывать тетрадь, папку с рекомендациями лого...