Консультация для родителей «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» (5–6 лет)
консультация (старшая группа)
Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это, дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер? Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, задача взрослых им в этом помочь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей о возрастных особенностях детей 5-6 лет | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» (5–6 лет)
Подготовила: Доротюк Кристина Константиновна
Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я», половая идентификация. В этом возрасте дети имеют представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам. Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. 90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики). Творческая активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала. Ведущая деятельность – игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью. С 5 лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе. Ведущая функция – воображение, у детей бурно развивается фантазия. Воображение – важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека. Детей необходимо обучать умению планировать предстоящую деятельность, использовать воображение для развития внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины. Дети называют не только основные цвета, но и их оттенки, знают формы. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.
Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих процессов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину. В логических играх ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.
В играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей выработать у ребенка стремление победить. Важно: ребенок должен знать, что «Я могу». Необходимо прививать интерес к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых усилий и получаемого результата. Важно, чтобы детям сопутствовал успех.
Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это, дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер? Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, задача взрослых им в этом помочь:
ВНИМАНИЕ:
• выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут, наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию;
• находить 5-6 отличий между предметами, выполнять задания по предложенному образцу, находить пары одинаковых предметов – это концентрация внимания;
ПАМЯТЬ:
• запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
• рассказывать наизусть несколько стихотворений;
• пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
МЫШЛЕНИЕ
• определять последовательность событий;
• складывать разрезанную картинку из 9 частей;
• находить и объяснять несоответствия на рисунках;
• находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
• находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
МАТЕМАТИКА
• счет в пределах 10, знакомство с цифрами;
• правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10, отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»;
• уравнивает неравные группы предметов двумя способами;
• сравнивает предметы (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определенным путем наложения или приложения;
• выражает местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам;
• знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур;
• называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток;
• называет текущий день недели.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
• имеет достаточно богатый словарный запас;
• может участвовать в беседе, высказывать свое мнение;
• составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения;
• определяет место звука в слове. Обучение чтению необходимо начинать с формирования фонематического анализа слова.
ПОЗНАНИЕ
• различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту;
• классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны;
• знает название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес;
• знает о взаимодействии человека с природой в разное время года;
• знает о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений;
• бережно относится к природе.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
• знает стихотворения, считалки, загадки;
• называет жанр произведения;
• драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения;
• называет любимого детского автора, любимые сказки и рассказы.
В изобразительной деятельности 5-6 летний ребёнок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных предметов, дети любят рисовать, лепить. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы, умение вырезывать по контуру – один из показателей готовности к школе.
В развитии эмоциональной сферы необходимо формировать позитивное эмоциональное отношение к самому себе и своему имени, к членам своей семьи, к друзьям, учить детей сопереживать, помогать по мере возможности, заботиться о младших. Ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями.
Родители ДОЛЖНЫ оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
Это консультация для родителей про возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"...
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"
Возраст 5-6 лет очень важен в развитии ребенка и его по праву считают базовым. В этом возрасте закладываются основные качества личности, формируется половая идентификация и образ своего &l...
Консультация для родителей «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»
Ознакомление родителей с возрастными особенностями детей 5-6 лет...
Консультация для родителей "Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста"
Старший дошкольный возраст (6-ти – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивно...
Консультация. Психологические и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения....