Консультация «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»
консультация

Якунина Ольга Евгеньевна

Ребёнок, способный любоваться цветком или бабочкой, сумеет более бережно подойти к ним, будет стараться не повредить им, не сломать их. Уже на основе этой первичной эстетической восприимчивости у ребёнка развиваются эстетические чувства и отношения, которые являются необходимой предпосылкой формирования активного гуманистического отношения к окружающему миру. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvenno_estet_vospitanie_v_seme.docx15.78 КБ

Предварительный просмотр:

«Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»

     Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.

Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:

— развитие творческого потенциала ребенка;

— развитие образного, ассоциативного мышления;

— развитие самостоятельности и творческой активности.

    В  детском саду предусматривается воспитание детей в процессе знакомства с различными видами искусства; с окружающей действительностью; воспитание любви у детей прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, чувств.

   

    В связи с этим первая задача семьи, если дело идёт об эстетическом воспитании ребёнка, - это развитие у него эстетической восприимчивости ко всему окружающему. Это вполне доступная задача. Даже самому маленькому ребёнку присущи элементарные эстетические чувства. Эстетическое воспитание осуществляется как на занятиях, так и вне их. Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащают жизнь человека, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки. Поэтому огромное значение имеет воспитание эстетической восприимчивости во всестороннем развитии личности ребёнка. Он тянется к яркой нарядной игрушке, ощущает удовольствие, слушая весёлую песенку. Как часто мы слышим от ребёнка восторженные восклицания: «Посмотри, какой красивый цветок! Смотри, какая бабочка!» Но мы, к сожалению, не всегда обращаем внимание на это. Как и все способности, способность к эстетической восприимчивости может быть развита, воспитана. Ребёнок, способный любоваться цветком или бабочкой, сумеет более бережно подойти к ним, будет стараться не повредить им, не сломать их. Уже на основе этой первичной эстетической восприимчивости у ребёнка развиваются эстетические чувства и отношения, которые являются необходимой предпосылкой формирования активного гуманистического отношения к окружающему миру. Самое страшнее в человеке, в ребёнке, в подростке – это безразличие, равнодушие, отсутствие интереса к явлениям и предметам.

    Как же можно и должно воспитывать способность к эстетической восприимчивости у ребёнка в семье? Большое значение здесь имеет воспитание у него наблюдательности, умения видеть, рассматривать, отдать себе посильный отчёт в увиденном. Наблюдательность обогащает знания, зрительные представления ребёнка о предметах, способствуя эстетической восприимчивости. Обе стороны, познавательная и эмоциональная, у ребёнка находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому развитие у детей культуры видения, способности к наблюдению, к внимательному рассматриванию окружающих его предметов и явлений является важнейшей стороной воспитательной работы в семье.

      Одно из наиболее эффективных средств в эстетическом воспитании – систематическое поощрение ребёнка к наблюдениям, к посильному для него осознанию характерных особенностей формы, строения, окраски предметов, их различия и сходства с другими, хорошо ему знакомыми предметами. Любая экскурсия с детьми на природу, прогулки в город, в парк имеют большое значение для ребёнка, но вопросы эстетического воспитания детей нередко забываются при этом. Правильно делает мама, когда во время прогулки она говорит ребёнку: «Посмотри, какое сегодня красивое небо. Нежно-голубое, с лёгкими, как бы танцующими облаками. Обрати внимание на листочки осины, осенью они совсем тёмно-красные; у берёзки золотистые, а у клёна особенно яркие, пёстрые, одни жёлто-оранжевые, другие жёлто-зелёные. И как красивы все эти оттенки вместе в осеннем лесу». Надо обращать внимание детей на особенности и красоту отдельных зданий в городе, на их различия, на яркость и красочность праздничного оформления города. Восприятие всего этого ребёнком, эстетические чувства, вызываемые окружающим, имеют большое значение в пробуждении и укреплении любви ребёнка к родной природе, к своему городу, к своей стране.

   Эстетическую восприимчивость у ребёнка следует развивать, привлекая его внимание к мелким повседневным явлениям, к привычным ему бытовым предметам. Так, например, сознание, что чашка, которой он пользуется, красива по цвету и узору, заставляет ребёнка бережнее к ней относиться. Это обязывает родителей внимательно выбирать вещи, которыми ребёнок пользуется в повседневной жизни, избегать вещей безвкусных по форме и украшению.

    Большое значение для воспитания способности ребёнка эстетически воспринимать окружающее имеет развитие у него активного отношения к предметам и явлениям. То, что он сам путём сравнения выбрал наиболее понравившуюся ему вещь из нескольких аналогичных по содержанию и назначению вещей, заставляет ребёнка мотивировать свой выбор, находить для этого соответствующие словесные объяснения, что способствует активизации его эстетического отношению к окружающему. Большое значение в развитии эстетической восприимчивости детей имеет образное хорошо найденное слово взрослого. Оно помогает детям понять, какие качества, свойства предметов могут быть отнесены к положительной его эстетической оценке, т.е. делают его красивыми. Красиво то, что величественно и стройно, что строго, просто, что тщательно и любовно выполнено, что правдиво, красочно, тонко и изящно по форме, приятно по цветовым сочетаниям и т.д.

     Большие возможности для развития художественно-эстетической восприимчивости дают занятия по рисованию. Очень важен с самого начала здоровый подход к изобразительной деятельности ребёнка в семье. Не следует преувеличивать художественные способности ребёнка, говоря при нём, что это будущий художник, но и нельзя относиться небрежно, как к ненужному баловству, к его творчеству. Рисуя, ребёнок не просто изображает те или другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль имеют чувства ребёнка, в том числе и эстетические. Стремясь передать это отношение, ребёнок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками. Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне, что никакой помощи со стороны взрослых маленьким рисовальщикам не требуется. Это, разумеется, не так.

     Самое главное – вовремя заметить эту тягу ребёнка к творчеству и поддержать его. Это будет хорошим подспорьем в воспитательном процессе. Воспитание живой эстетической восприимчивости ребёнка к окружающему и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое его поощрение, наконец, продуманная организация общения ребёнка с искусством – всё это доступно семье, матери. И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности ребёнка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»

Консультация для родителей на тему: «Художественно-эстетическое  воспитание детей в семье» ...

Консультация для родителей на тему:«Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»

Консультация для родителей на тему:«Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»В программе воспитания и обучения детей в детском саду предусматривается воспитание детей в процессе знакомства ...

Консультация для родителей "Воспитание детей в семье последнего российского императора Николая II - пример для воспитания современных детей"

Вопрос воспитания ребенка актуален во все времена и волнует многих родителей. Материал консультации ответит на многие интересующие родителей вопросы, поскажет, как правильно воспитать ребенка в соврем...

Консультация "Задачи музыкального воспитания детей в семье"

ТЕМА: «Задачи музыкального  воспитания  детей  в  семье»...

Консультация "Задачи музыкального воспитания детей в семье."

Консультация "Задачи музыкального воспитания детей в семье."...