Консультация для родителей "Барьеры общения"
консультация

Роговая Александра Семеновна

При изучении данного материала родители могут ознакомиться и получить полезную информацию о том, как правильно вести диалог. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл barery_obshcheniya.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ.

1. Коммуникативные барьеры общения

Логический барьер. При передаче информации на каждом этапе цепочки «задумал — высказал — услышал — раскодировал — понял — воспринял» происходит утечка или искажение информации (по некоторым оценкам, ее может оставаться до 30 %). Основная проблема, заложенная в непонимании, связана с особенностями мышления ошибающихся. Логический барьер возникает чаще у партнеров с неодинаковым видом мышления, например, у одного — абстрактно-логическое, а у другого — наглядно-образное, у третьего — наглядно-действенное.

Стилистический барьер. Стиль — это отношение формы представления информации к ее содержанию. Действие барьера проявляется в том, что стилевые характеристики «упакованной» в словесную форму информации могут препятствовать ее восприятию. Преодоление данного барьера заключается в приведение формы высказывания в соответствие с содержанием.

а) два правила структурирования информации (правило рамки, правило цепи)

Правило рамки осуществляет «внешнее» структурирование, и его суть состоит в том, что начало и конец любого делового разговора должны быть четко очерчены. В начале, как правило, сообщаются цели и намерения, перспективы и ожидания, возможные результаты. В конце должны быть подведены итоги, сделаны выводы по поводу реализованных или нереализованных надежд и ожиданий, показана ретроспектива. В основе данного правила лежит психологический феномен, которым блестяще пользуются опытные ораторы: люди запоминают лучше всего начало и конец общения.

Правило цепи определяет «внутреннее» структурирование, задавая строение содержания информации. Сообщаемая информация для анализа проблемы не должна представлять собой бесформенную груду разнообразных сведений, разношерстных по форме и содержанию. Необходимые сведения должны быть выстроены соответствующим образом, как бы соединены в цепь по каким-либо признакам

б) как должно быть построено сообщение

• от внимания к интересу;

• от интереса к основным положениям;

• от основных положений к возражениям и вопросам;

• ответы, выводы, резюмирование.

в) несоответствие формы общения ее содержанию

Несоответствие формы общения ее содержанию. Например, пригласили на беседу, а вместо ожидаемого диалога — односторонний монолог; или на митинге, где предполагается живая агитационно-пропагандистская речь, выступали с докладом по написанному тексту, а на юбилейном вечере говорили о недостатках и упущенных возможностях хозяина.

г) передача информации функционально – книжным языком

Стилистический барьер возникает и тогда, когда в устной речи информация передается функционально-книжным языком. Научный и канцелярский стиль более понятен при чтении, восприятие же его на слух затруднено. К тому же доказано, что лучше всего запоминается фраза, состоящая из 4–14 слов, 15–18 слов — уже хуже, 18–25 — весьма удовлетворительно, а фраза, насчитывающая свыше 30 слов, на слух практически не воспринимается.

Семантический (смысловой) барьер. Этот барьер возникает тогда, когда общающиеся одним и тем же знакам присваивают разное значение и придают разный смысл.

б) причины возникновения барьера

• несовпадение тезаурусов;

• ограниченный лексикон у одного из партнеров и богатый у другого;

• социальные, культурные, психологические, национальные, религиозные и другие различия.

в) каких правил нужно придерживаться, чтобы преодолеть смысловой барьер

— необходимо понять особенности партнера и говорить с ним «на одном языке», используя понятную для него лексику;

— используя иностранные слова или профессиональную лексику, целесообразно объяснять смысл сказанного или заменять эти слова другими, боле понятными;

— специфика речи должна меняться в зависимости от того, к кому обращено высказывание;

— речевое поведение должно соответствовать социальной роли, социальному статусу общающихся.

Фонетический барьер. Данный барьер связан с фонетикофонематическими особенностями речи говорящего и характеризует «проходимость» информации в процессе общения

б) когда возникает

• неразборчивая дикция;

• плохая артикуляция (при говорении плохо открываются губы или стиснуты зубы, человек шепелявит, картавит, присвистывает, пришептывает, причмокивает и т.д.);

• присутствуют неречевые проявления голоса (хихиканье, хныканье, шепот, крик, вздохи, стон, рычание, икота, зевота и пр., а также околоречевые проявления, так называемые назализации — «хмм-м-м-м», «э-э-э-э» и пр.);

• имеются ошибки, допускаемые при ударениях, в словах, в их окончаниях и пр.

Социальные барьеры. Данные барьеры обусловлены глубинными социально-психологическими различиями, существующими между партнерами (национальными, социальными, политическими, религиозными, профессиональными и пр.).

Барьеры психологического характера возникают вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся или в силу сложившихся между ними отношений. Примером может служить барьер отношений — неприязнь, недоверие к партнеру по общению, которое распространяется на передаваемую им информацию.

б) барьер авторитета

1. Барьер авторитета. Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Например, пожилые и молодые слабо прислушиваются к советам друг друга.

в) барьер избегания: (понятие, приемы привлечения внимания, приемы поддержания внимания)

2. Барьер избегания. В этом случае человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора). Иногда наблюдается стремление избежать не только источников информации, но и определенных ситуаций.

Привлечь внимание позволяют три основных приема:

— прием нейтральной фразы. В начале разговора, выступления или беседы произносится фраза, прямо не связанная с основной темой, но имеющая смысл, ценность для собеседника или присутствующих (откуда родом, последний просмотренный фильм, передача, прочитанная книга, увлечения и т.д.);

— прием завлечения. Говорящий произносит нечто трудно воспринимаемым образом, например, очень тихо, монотонно или неразборчиво, а слушающему приходится прилагать специальные усилия, чтобы хоть что-нибудь понять. Этими действиями говорящий провоцирует слушателя самому применить способы концентрации внимания, а потом их использует;

— прием зрительного контакта. Говорящий обводит аудиторию взглядом, смотрит пристально на кого-нибудь, фиксирует взглядом несколько человек в аудитории и кивает им и т.д.

поддержания внимания. Ее можно решить, используя ряд приемов:

— прием изоляции (собеседника отводят в сторону, уединяются; в лекционных аудиториях закрывают двери и окна и т.д.);

— прием навязывания ритма (постоянное изменение характеристик голоса и речи: громкости, темпа и пр.); — прием акцентировки (употребление различных служебных фраз, призванных привлечь внимание, типа «Прошу обратить внимание…», «Важно отметить, что…», «Необходимо подчеркнуть, что…» и др.).

— прием акцентировки (употребление различных служебных фраз, призванных привлечь внимание, типа «Прошу обратить внимание…», «Важно отметить, что…», «Необходимо подчеркнуть, что…» и др.).

4. Краткая типология барьеров общения по В. И. Андрееву в «Деловой риторике»

Рассмотрим еще одну краткую типологию барьеров общения, приведенную в «Деловой риторике» В.И. Андреев . Наиболее характерные барьеры общения:

а) отсутствие психологической совместимости (черты характера, манеры поведения и прочее одного не нравятся другому);

б) неискренность и нечестность по отношению друг к другу;

в) излишне официальное или, наоборот, фамильярное обращение друг к другу;

г) бесстрастное, равнодушное или скучное отношение ко всему тому, что говорится собеседником;

д) один из собеседников считает другого некомпетентным или профессионально неподготовленным;

е) отсутствие чувства юмора;

ж) стремление показать свое превосходство, подавление и унижение собеседника;

з) безучастность и безразличие в общении;

и) проявление высокомерия, общение в назидательно-поучительном тоне;

к) неблагоприятная обстановка (шум, жара или холод в помещении и др.);

л) перевод общения в полемику и выяснение отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей:"Общение воспитателя с ребенком в период адаптации"

Эта статья поможет воспитателям в работе с детьми раннего возраста,а именно в период адаптации малышей....

Консультация для педагогов "Общение детей дошкольного возраста с родителями"

Развитие общения с возрастом, определение уровня развития общения, компенсация возможных недостатков общения, виды и формы общенгия....

Консультация для родителей «Общение со вторым ребенком в вашей семье»

Если у вас в семье два ребенка, ваше вербальное и невербальное общение со вторым из них будет отличаться от общения с первым. Следующие рекомендации помогут вам улучшить свое общение со вторым ребенко...

Консультация для родителей. Общение с ребенком

От того,как общаются с ребенком близкие люди, как разговаривают с ним, понимают его, во многом зависит успех воспитания. Как настроено общение взрослых, зависят не только сиюминутные реакции ребенка, ...

Консультация для родителей "Общение ребенка с музыкой"

Родители могут организовать со своими детьми игры со звуками, которые помогут детям лучше научиться слушать, различать и самостоятельно производить звуки разной силы и разной окраски, сознательно комб...

Консультация для родителей "Общение в жизни ребенка"

Родителям хочется видеть своего счастливым, умеющим общаться с окружающими его людьми. Но не всегда ребенку это удается. Задача взрослых - помочь ему в этом....

консультация для родителей "Общение с детьми дошкольного возраста"

В этой статье раскрываются особенности общения с детьми дошкольного возраста...