Консультация для родителей «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)
Консультация для родителей «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» | 22.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»
Различие понятий «пол» и «гендер».
Пол – это биологическое различия между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.
Гендер - социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками)
В период дошкольного детства у детей, происходит принятие гендерной роли:
• к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
•в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится.
Важность гендерного подхода в воспитанию.
Если в дошкольные годы не заложить у девочек: мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков : смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
Задачи формирования гендерной идентичности в старшем дошкольном возрасте
• Имеет представления о себе (имя, пол, возраст);
• Может сравнивать свое поведение с поведением других детей (девочек и мальчиков) и взрослых;
• Имеет первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые, девочки нежные);
• Знает членов семьи и называет их по именам, свои обязанности в семье и в детском саду.
Задачи формирования гендерной идентичности в старшем дошкольном возрасте
• Ребенок подробно рассказывает о себе (события биографии, увлечения, поступление в будущем в школу) и своей семье, называя не только имена родителей, но и объясняя их профессиональные обязанности в семье и планах на будущее, связывает их с мужскими и женскими ролями в семье и обществе;
• Соотносит себя с идеалами мужественности и женственности, стремится им соответствовать, уважительно относится к другому полу, вступает с представлениями другого пола в партнерские отношения;
• С уважением относится к представителям разных поколений, в том числе старшего поколения, гордится ими и проявляет о них заботу;
• Стремится «блеснуть» знаниями о семейных и народных традиций.
Психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит:
• От отношения родителей к ребенку
• От характера родительских установок
• От привязанности матери к ребенку
• От привязанности ребенка к матери
• От роли отца в воспитании ребенка Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье. Доказано, что у девочек и мальчиков разные потребности и особенности развития. Следовательно, воспитывать мальчиков и девочек, руководствуясь одинаковыми принципами воспитания, нельзя.
Различия в психике и поведении детей
• Мальчики
• Используют все пространство
• Мышление обобщенное, абстрактное. Манипулируют с геометрическими формами
• Быстрее утомляется левое полушарие (речевое мышление, логические операции)
• Ориентированы на информацию. Во время общения смотрят в сторону или перед собой
• Кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный фактор
• Девочки
• Играют в ограниченном пространстве
• Мышление детальное, конкретное. Манипулируют с цифрами и формулами • Быстрее утомляется правое полушарие (образное мышление, эмоциональное самочувствие)
• Ориентированы на отношения между людьми. Во время общения смотрят в лицо взрослого. Ждут одобрения.
• Готовые в любую секунду отреагировать на эмоциональный фактор.
Что нужно знать родителям о девочке.
У девочек уже в раннем возрасте проявляется «инстинкт материнства», выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает, прежде всего, человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т.п.). Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они, как правило, прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания. У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению; быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях. Что нужно знать о воспитании девочки
Что нужно знать родителям о девочке. Независимо от возраста, девочкам требуется больше заботы. Задача родителей - дать девочке больше заботы, понимания и уважения, чтобы она могла доверять окружающим. Когда девочке плохо, она должна знать, что родители готовы окружить ее заботой. Если девочка получает необходимую ей заботу, она доверяет родителям и остается открытой. Доверчивая девочка счастлива и довольна жизнью. Для развития своих дарований и талантов девочкам необходима уверенность в близких людях. В противном случае они чувствуют себя ни на что не годными, нелюбимыми и отказываются от поддержки окружающих. Родителям следует понять, что девочки формируют позитивное представление о себе на основе внимания и заботы, которые им дарят люди. Отцы часто дают дочерям слишком много самостоятельности и возможности обходиться без посторонней помощи, пренебрегая потребностью девочек в заботе. Если же отец слишком верит в способность дочери делать что-то самостоятельно, она может подумать, будто папа не очень о ней заботится. Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды. Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь. Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят. Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!
Рекомендации родителям по воспитанию дочерей.
• Для того чтобы девочка достигла здоровой гендерной идентичности, необходимы теплые и близкие отношения с матерью и такие же отношения с отцом, а родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.
• Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.
• Уважая личность дочери, демонстрируя удовлетворённость её поступками, родители формируют её позитивную самооценку.
• У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": Мама должна находить время для уединения с дочерью, сделать эти беседы ритуальными и традиционными.
• Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.
• Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.
Что нужно знать родителям о мальчике.
У мальчиков обычно есть особые потребности, которые менее важны для девочек. Точно так же у девочек есть особые потребности, менее важные для мальчиков. Конечно же, главная потребность для тех и других - любовь. Но любовь может выражаться по-разному. Любовь родителей в первую очередь проявляется через доверие и заботу. Доверять - значит признавать, что у ребенка все в порядке. Это вера в то, что ребенок может успешно учиться на собственных ошибках. Это готовность позволить жизни идти своим чередом, веря, что в конце концов все будет хорошо. Доверять ребенку - значит верить, что он всегда делает лучшее, на что способен, даже если на первый взгляд кажется, будто это не так. Доверять - значит давать малышу свободу и пространство делать все самостоятельно. Задача родителей - проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности. Для того чтобы мальчик заботился об окружающих, его действия необходимо мотивировать успехом и поощрением. Нужно ясно давать ему знать, что он способен радовать своих родителей и радует их. Если мальчику удается доставить родителям радость, это служит ему мотивацией, чтобы и дальше вести себя соответствующим образом, в противном случае мальчик становится слабым и перестает заботиться об окружающих. Позитивное поощрение правильного поведения служит мальчику дополнительным подтверждением успеха.
Рекомендации родителям по воспитанию сыновей.
• Папам в общении с сыновьями следует сдерживать эмоции, которые могут подавить его мужское начало (разговаривать, не повышая тона, спокойно).
• Мальчикам часто не хватает положительной мотивации: нужно не запрещать, а разрешать что-то дополнительное за хороший поступок.
• Нужно разрешать мальчикам проявлять свою эмоциональность - разрешать плакать, например (т.е. разрешать быть естественными).
• Мамам мальчиков нужно доверять мужской интуиции пап: они чувствуют, как нужно воспитывать мужчину.
• Мальчикам нужно организовывать режим и дисциплину: это формирует его ответственность!
• Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!
• Учить доверять, формируя тем самым опыт его социального доверия.
• Использовать юмор в общении - для снижения агрессивности и страха перед ответственностью.
• Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика.
• Мальчик - это посыл в будущее: его нужно иметь ввиду не только как сына, но и как будущего мужа, защитника и т.п.
• Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.
П А М Я Т К А
1. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас. 2. Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков. 3. Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней, – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка.
4. Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т.к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать.
Родители должны помогать ребенку и направлять его. Осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста не происходит само по себе. Понятие принадлежности к тому или иному полу у ребенка формируется благодаря воспитанию, которое он получает в семье и детском саду. Правильное гендерное воспитание помогает ребенку понять свою роль, овладеть ею и вырасти полноценной любви.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста"
Дошкольный возраст - важный период для воспитания культурных гендерных взаимоотношений. Мужчину в мальчике и женщину в девочке следует воспитывать в раннем возрасте....
Консультация для родителей."Гендерное воспитание детей дошкольного возраста".Провела воспитатель Толкунова Елена Геннадьевна.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим ...
Консультация для родителей «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим ...
Консультация для родителей. « Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей по воспитанию мальчиков и девочек...
Консультация для родителей "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста"
Данная консультация предназначена для родителей. В ней родителям даются советы по воспитанию дочерей и сыновей....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. «ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. «ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
laquo;ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те ...