Развивающие игры для старших дошкольников
статья (старшая группа)
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Психологи отмечают ее важную роль в формировании психики ребенка и считают, что игра - это основа всего последующего развития ребенка, так как именно в игре ребенок обретает первоначальный опыт и развивает физические и духовные силы и способности, которые понадобятся ему для последующей жизни в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.51 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 лет)
Старший дошкольный возраст (5–7 лет) – время интенсивного физического, психического и личностного развития ребенка. В этом возрасте активно развивается познавательная деятельность: ребенок стремится узнать, как устроены предметы, для чего они предназначены, учится устанавливать причинно-следственные связи между явлениями действительности. Старшему дошкольнику уже доступно принятие учебной задачи: он понимает, что выполняет какое-либо действие для того, чтобы научиться делать его правильно. В этот возрастной период появляется произвольное запоминание, устойчивее становится внимание, развивается наблюдательность и продолжает активно развиваться речь. Знания на протяжении дошкольного детства углубляются и расширяются, происходит их обобщение. Таким образом, в старшем дошкольном возрасте детям доступно понимание общих связей и закономерностей, лежащих в основе научного знания, а не только усвоение конкретных представлений об окружающем мире. Более высокого уровня познавательной деятельности дети достигают, если родители и педагоги создают для этого специальные условия дома, в детском саду, центрах дошкольного образования.
Ведущей деятельностью детей 5–7-летнего возраста является игра, в которой происходит развитие всех психических процессов и сторон личности ребенка. Развивающие игры для детей в этом возрасте способствуют бурному развитию образного мышления, речи, воображения, получению новой информации и являются важнейшим элементом подготовки детей к новому этапу жизни – обучению в школе.
Игры для развития памяти
- "Кукловод"
Взрослый, который выполняет роль кукловода, завязывает глаза ребенку и водит его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д.. Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.
- "Пуговица"
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
- "Фотоаппараты"
1-ый вариант: ребенку на секунду показывается карточка с любым изображением и он должен как можно подробнее описать его.
2-ой вариант: показывается картинка с изображением какого-либо сюжета (30 секунд), после чего дается другая, подобная первой картинка, но на ней некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Надо сказать, что изменилось.
- «Расскажи и покажи»
Взрослый просит ребенка рассказать стихотворение сюжетного характера (заранее подобранное и выученное) и показать то, что происходит.
Игры для развития внимания
- «Будь внимателен!»
Групповая игра. Дети шагают по кругу. Затем взрослый произносит какое-либо слово, и дети должны начать выполнять определенное действие: на слове «зайчик» — прыгать, на слове «лошадки» - ударять «копытом» (ногой) об пол, «раки» - пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» - стоять на одной ноге.
- «Четыре стихии»
Групповая игра. Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и лучевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
- «На стол! Под стол! Стучать!»
Ребенок должен выполнять словесные команды взрослого, при этом взрослый старается его запутать. Сначала взрослый говорит команду и сам ее выполняет, а ребенок повторяет за ним. Например: взрослый говорит: «Под стол!» и руки прячет под стол, ребенок за ним повторяет. «Стучать!» и начинает стучать по столу, ребенок за ним повторяет. «На стол!» – руки кладет на стол, ребенок за ним повторяет и так далее. Когда ребенок привыкнет повторять движения за взрослым, взрослый начинает его путать: говорит одну команду, а выполняет другое движение. Например: взрослый говорит: «Под стол!», а сам стучит по столу. Ребенок должен делать то, что говорит взрослый, а не то, что он выполняет.
- "Топ-хлоп"
Взрослый произносит фразы-понятия - правильные и неправильные. Если выражение верное, ребенок хлопает, если не правильное - топает.
Примеры: "Летом всегда идет снег". «Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица".
- «Зеркало»
Играют два человека. Игроки садятся или встают друг напротив друга. Один из них совершает разные движения: поднимает руки, двигает ими в разные стороны, чешет нос. Другой - "зеркало" первого. Для начала можно ограничиться движениями рук, но постепенно усложнить игру: строить рожицы, поворачиваться и т.д. Время игры ограничивается 1-2 минутами. Если "зеркало" сумело продержаться нужное время, оно получает один балл, а игроки меняются ролями.
- «Что изменилось?»
Взрослый ставит перед ребенком игрушки, дает сигнал, чтобы он закрыл глаза, и убирает одну игрушку. Открыв глаза, ребенок должен угадать, какая игрушка спрятана.
- «Раскрась правильно»
Взрослый пишет буквы и цифры крупным шрифтом, чередуя их друг с другом, и предлагает ребенку обвести все буквы красным карандашом, а все цифры - синим. Усложняя задание, можно предложить все гласные буквы обвести красным карандашом, все согласные - синим, цифры – зеленым.
- «Я покажу, а ты отгадай»
Взрослый предлагает ребенку поочередно изображать какие-либо действия, по которым можно узнать одну из этих игрушек. Например, вы загадали медвежонка и должны пройти по комнате, имитируя походку медведя, показать, как зверь «сосет» лапу.
Игры для развития воображения
- «Закорючки»
В эту игру взрослому лучше играть вместе с ребенком. Надо нарисовать друг для друга произвольные закорючки, а потом поменяться листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.
- «Оживление предметов»
Взрослый предлагает ребенку представить себя и изобразить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.
- «Дорисуй картинку»
Взрослый предлагает ребенку незаконченное изображение предмета и просит его назвать этот предмет. Если ребенку не удается сразу опознать предмет, взрослый оказывает ему помощь в виде загадок и наводящих вопросов.
- «Имитация действий»
Взрослый просит показать ребенка, как взрослые варят суп: моют и вытирают руки перед приготовлением пищи, наливают воду в кастрюлю, включают плиту и ставят кастрюлю на конфорку, чистят и режут овощи, засыпают их в кастрюлю, солят, помешивают суп ложкой, черпают суп поварешкой.
Игры для развития мышления и логики
- «Бывает - не бывает»
Взрослый называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять и т.д.
- «Угадай по описанию»
Взрослый предлагает ребенку угадать, о чем он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.
- «Что будет, если…»
Взрослый задает вопрос - ребенок отвечает.
"Что будет, если я встану ногами в лужу?"
"Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?" и так далее. Затем ребенок и взрослый меняются ролями.
- «Незаконченные предложения»
Взрослый говорит незаконченное предложение - ребенок его продолжает.
Примеры предложений:
«Шерсть у нашей кошки очень ….»;
«Ночью на улице очень …»;
«У людей есть руки, для того чтобы …»;
«Я заболел потому, что …».
- «Логические концовки»
Взрослый предлагает ребенку логически закончить фразу:
Примеры фраз:
- Лимон кислый, а сахар... (сладкий).
- Ты ходишь ногами, а бросаешь... (руками).
- Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).
- Если два больше одного, то один... (меньше двух).
- Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).
- Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).
- Если правая рука справа, то левая... (слева).
- «Полезно - вредно»
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны, например: если идет дождь - это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго - это плохо, потому что корни растений могут сгнить от переизбытка влаги.
- «Что я загадал?»
Взрослый раскладывает перед ребенком 10 кругов разного цвета и размера и предлагает показать тот круг, который загадал. Отгадывая, можно задавать вопросы, только со словами больше или меньше.
Например:
- Это круг больше красного? (Да.)
- Он больше синего? (Да.)
- Больше желтого? (Нет.)
- Это зеленый круг? (Да.)
- «Группируем по признакам»
Взрослый предлагает разложить карточки с изображением разных предметов, которые можно объединить в несколько групп по какому-либо признаку. Например: апельсин, морковь, помидор, яблоко - продукты питания; апельсин, яблоко - фрукты; морковь, помидор - овощи; апельсин, помидор, яблоко, мяч, солнце - круглые; апельсин, морковь - оранжевые; солнце, цыпленок - желтые.
- «Из чего сделано»
Взрослый называет какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно из него сделать. Например, из дерева можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши.
- «Что бывает...»
Взрослый предлагает ребенку поочередно задавать друг другу вопросы следующего порядка:
- Что бывает большим? (Дом, машина, радость, страх и т. п.)
- Что бывает узким? (Тропа, лепта, лицо, улица и т. п.)
- Что бывает низким (высоким)?
- Что бывает красным (белым, желтым)?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/25/picture-256724-1427267638.jpg)
Лабиринты. Развивающая игра для старших дошкольников.
Во-первых, игра лабиринт для детей – это игра, которая способствует развитию логического и пространственного мышления, учит ребенка анализировать, развивает внимание, а также, в игровой форме, обучает...
Игры развивающие познавательную сферу старших дошкольников.
Игры на развитие внимания, памяти, мышления....
Развивающие игры для старших дошкольников
В помощь воспитателям...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/24/picture-1085897-1543082953.jpg)
Картотека (старшая группа) на тему: " Развивающие познавательные игры для старших дошкольников".
Развивающие познавательные игры для старших дошкольников ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/02/picture-1422388-1664703351.jpg)
Развивающие игры для старших дошкольников
Развивающие игры для старших дошкольников на развитие логического мышления....