Методическая разработка "Маленькие слова"
методическая разработка

Шкуропат Татьяна Алексеевна

Система предлогов в русском языке сложна, и детям самостоятельно освоить ее достаточно сложно. Например, ребенок может знать грамматическое значение слов «кукла», «стол», но затрудняться при определении различий в словосочетаниях «кукла на столе» и «кукла за столом». Это влечет определенные трудности в процессе обучения ребенка в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razr_.-malenkie_slova.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

«Маленькие слова»

Система предлогов в русском языке сложна, и детям самостоятельно освоить ее достаточно сложно. Например, ребенок может знать грамматическое значение слов «кукла», «стол», но затрудняться при определении различий в словосочетаниях «кукла на столе» и «кукла за столом». Это влечет определенные трудности в процессе обучения ребенка в школе.

Как правило, у детей в возрасте двух-трех лет появляются первые простые предлоги на, в, у, с. В дальнейшем, в 3-4 года, в речи детей отмечаются предлоги подо, вместо, после. После 4 лет предлоги употребляются детьми в разнообразных значениях. В процессе становления речи у детей с ОНР возникают определенные трудности в усвоении предлогов. В 5-6 лет такие дети испытывают затруднения в понимании и употреблении предлогов в, около, из-под и даже простых предлогов на, под, над. Часто пропускают в речи предлоги в, из, не используют предлоги из-подоколо, перед, за, смешивают предлоги из и вна и в. В речи детей часто можно услышать такие конструкции: кисточку-альбом (кисточку в альбом), лежит на коробка (на коробке), мяч лежит на столом (под столом), и коробке (в коробке), а столом (под столом).

Для того чтобы подобных и других ошибок в речи детей было меньше, необходимо систематически упражнять ребенка в правильном употреблении предложно-падежных конструкций. С этой целью рекомендуется практиковать в домашних условиях игровые приемы обучения и придерживаться ряда правил.

  1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
  2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением: в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (Это книга; думаю о книге; карандаш под книгой и др.); обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни показывать детям связь приставочного глагола со значением предлога (въехал в гараж, заехал за гараж); привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину и т.д.); совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры. Примеры таких игр:

 «Что в корзинке? За корзинкой?» (различение предлогов в – за)

Приготовить корзинку и игрушки. Корзинку приносит Мишка. Он сидит на диване и слушает, как отвечает ребенок. Родители помещают одну игрушку в корзинку, а другую – за корзинку и спрашивают: «Что в корзинке? А что за корзинкой?» Взрослым следует обращать внимание на окончания слов, которые при ответе произносит ребенок.

 «Экскурсия по комнате» (закрепление предлогов в, на, над, под)

Взрослый (ребенку): Сегодня мы с тобой будем путешествовать по нашей комнате и называть все, что в ней есть. Постарайся ответить на мои вопросы. Где находится посуда? Где лежат книги? Где стоят цветы? Где хранится одежда? Где висит картина? И т.д.

  1. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Манипуляции с любимой игрушкой по заданию взрослого (спрячь мишку под подушку, достань мячик из коробки), составление коротких предложений о ней принесут большое удовольствие ее обладателю – ребенку.
  2. Важно, чтобы вся вышеописанная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладеть сложной структурой родной речи.
  3. Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личностные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические пособия "Слова-действия"

Эти задания помогут детям с ОНР научиться составлять словосочетания, предложения без предлогов....

Методическая разработка "Слово и сквернословие"

Методическая разработка "Слово и сквернословие" для использования на родительских собраниях и методических советах....

Методическая разработка. Дидактическое пособие по развитию речи «Фонематический анализ слова – определение места звука в слове».

Фонематическое восприятие – это умение услышать звук (фонему) и отличить его от других в потоке речи. Фонематические представления считаются сформированными, если ребенок может вспомнить слово (...