Методическая разработка "Маленькие слова"
методическая разработка
Система предлогов в русском языке сложна, и детям самостоятельно освоить ее достаточно сложно. Например, ребенок может знать грамматическое значение слов «кукла», «стол», но затрудняться при определении различий в словосочетаниях «кукла на столе» и «кукла за столом». Это влечет определенные трудности в процессе обучения ребенка в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razr_.-malenkie_slova.docx | 17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Маленькие слова»
Система предлогов в русском языке сложна, и детям самостоятельно освоить ее достаточно сложно. Например, ребенок может знать грамматическое значение слов «кукла», «стол», но затрудняться при определении различий в словосочетаниях «кукла на столе» и «кукла за столом». Это влечет определенные трудности в процессе обучения ребенка в школе.
Как правило, у детей в возрасте двух-трех лет появляются первые простые предлоги на, в, у, с. В дальнейшем, в 3-4 года, в речи детей отмечаются предлоги по, до, вместо, после. После 4 лет предлоги употребляются детьми в разнообразных значениях. В процессе становления речи у детей с ОНР возникают определенные трудности в усвоении предлогов. В 5-6 лет такие дети испытывают затруднения в понимании и употреблении предлогов в, около, из-под и даже простых предлогов на, под, над. Часто пропускают в речи предлоги в, из, не используют предлоги из-под, около, перед, за, смешивают предлоги из и в, на и в. В речи детей часто можно услышать такие конструкции: кисточку-альбом (кисточку в альбом), лежит на коробка (на коробке), мяч лежит на столом (под столом), и коробке (в коробке), а столом (под столом).
Для того чтобы подобных и других ошибок в речи детей было меньше, необходимо систематически упражнять ребенка в правильном употреблении предложно-падежных конструкций. С этой целью рекомендуется практиковать в домашних условиях игровые приемы обучения и придерживаться ряда правил.
- Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
- Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением: в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (Это книга; думаю о книге; карандаш под книгой и др.); обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни показывать детям связь приставочного глагола со значением предлога (въехал в гараж, заехал за гараж); привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину и т.д.); совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры. Примеры таких игр:
«Что в корзинке? За корзинкой?» (различение предлогов в – за)
Приготовить корзинку и игрушки. Корзинку приносит Мишка. Он сидит на диване и слушает, как отвечает ребенок. Родители помещают одну игрушку в корзинку, а другую – за корзинку и спрашивают: «Что в корзинке? А что за корзинкой?» Взрослым следует обращать внимание на окончания слов, которые при ответе произносит ребенок.
«Экскурсия по комнате» (закрепление предлогов в, на, над, под)
Взрослый (ребенку): Сегодня мы с тобой будем путешествовать по нашей комнате и называть все, что в ней есть. Постарайся ответить на мои вопросы. Где находится посуда? Где лежат книги? Где стоят цветы? Где хранится одежда? Где висит картина? И т.д.
- Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Манипуляции с любимой игрушкой по заданию взрослого (спрячь мишку под подушку, достань мячик из коробки), составление коротких предложений о ней принесут большое удовольствие ее обладателю – ребенку.
- Важно, чтобы вся вышеописанная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладеть сложной структурой родной речи.
- Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личностные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие на методическом объединение: Дифференциация шипящих и свистящих звуков в словах «В гости к бабушке- загадушке»
Дифференциация шипящих и свистящих звуков в словах ...
Открытое занятие на методическом объединение: Дифференциация шипящих и свистящих звуков в словах «В гости к бабушке- загадушке»
Дифференциация шипящих и свистящих звуков в словах...
Методические пособия "Слова-действия"
Эти задания помогут детям с ОНР научиться составлять словосочетания, предложения без предлогов....
Методическая разработка "Слово и сквернословие"
Методическая разработка "Слово и сквернословие" для использования на родительских собраниях и методических советах....
Методическая разработка. Дидактическое пособие по развитию речи «Фонематический анализ слова – определение места звука в слове».
Фонематическое восприятие – это умение услышать звук (фонему) и отличить его от других в потоке речи. Фонематические представления считаются сформированными, если ребенок может вспомнить слово (...