Консультация "Развитие мелкой моторики в быту с детьми 5-6 лет"
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
"Роль мелкой моторики в развитии детей 5-6 лет. "
«История письма ребёнка начинается
значительно раньше того момента,
когда учитель впервые вкладывает
ему в руки карандаш и показывает,
как надо писать буквы»
Л. С. Выготский
Известный педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В последнее время наблюдается рост детей с недостаточно развитой общей моторикой и слабо развитой мелкой моторикой руки, общей неготовностью отдельных детей к письму при поступлении в школу, с проблемами речевого развития. В чем же причина такого положения?
Выявляется следующая закономерность: если у ребенка есть нарушения речи, то существуют и проблемы с моторикой. Учеными доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости тонких движений пальцев рук. Это связано с тем, что в головном мозге человека есть зоны, отвечающие за речевые навыки, а также за мышление, внимания, зрительную и двигательную память. Отсюда следует что, стимулируя мелкую моторику руки, мы активизируем тем самым соответствующие отделы мозга, отвечающие за речь и интеллект в целом!
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки ребенка к школе, в частности, к письму. В процессе регулярного использования специальных упражнений у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуется зрительно-двигательная координация, улучшается ориентировка на листе бумаги, развивается зрительная память, речь.
По Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук развитие руки включает в себя три основных направления:
1. Сформировать правильный захват орудия письма.
2. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.
3. Развивать мелкую моторику руки.
Упражнения для развития мелкой моторики по Гризик Т. И.
Упражнения проводятся без наглядности (картинок).
Каждое упражнение выполняется три раза. При этом сначала идет инструкция взрослого, сопровождающаяся показом. Затем ребенок выполняет упражнение под счет в следующем порядке:
1-й раз выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых (около 5 с);
2-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых;
3-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15).
1. «Кольцо». Соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживать под счет до 15.
2. «Коза». Вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 5-6 лет до 10)
3. «Три богатыря». Поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 5-6 лет до 10)
4. «Заяц». Вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 5-6 лет до 10)
5. «Солдатики» (упражнение для пяти пальцев). Удерживать вытянутые напряженные пальцы руки. Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 5-6 лет до 10)
Уважаемые родители, помните, детки очень быстро становятся взрослыми, найдите время для игр со своим ребенком, это очень важно в его развитии!
Ниже приведены 15 игр, упражнений, заданий на развитие мелкой моторики руки, которые вы можете использовать, занимаясь с детьми:
1. Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.
Например, в банку с крупой опускают мелкую игрушку, и ребенок старается на ощупь ее отыскать и определить «что это?».
Например, опознание предметов, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой («Чудесный мешочек»).
2. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
Например, игры с грецким орехом: ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает: «Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех».
Всевозможные другие пальчиковые игры со стихами.
3. Игры со шнурами, веревочками, нитями (плетение пальчиками косичек, узлов, «узоров-путаниц» и др.).
4. Игры с резиновыми игрушками «Сильные ладошки»: ребенок сжимает резиновую игрушку – она издает звуки (например, резиновый ежик), использование мягкого эспандера для рук.
5. Работа с бумагой: складывание, вырезание, создание оригами, выполнение аппликации и др.
6. Лепка из пластилина, глины, соленого теста предметов, сюжетов, фигур, букв, цифр и др.
7. Игры с мозаикой, забавы с бусинками, пуговицами (выкладывание из них дорожки, выкладывание фигур, предметов, цифр, букв).
8. Игры с сюрпризными моментами: игры-шнуровки, закручивание/откручивание крышек и пробок, закрывание /открывание замков.
9. Нанизывание на веревочку - бусин, пуговиц, даже макаронин.
10. Рисование (индивидуальный, совместный рисунок): закрашивание и раскрашивание (при этом штрихи должны плотно прилегать друг к другу и не выходить за границы рисунка, а сам рисунок должен содержать множество мелких деталей);
штриховка фигур, обведение по контуру;
рисование нетрадиционными способами: ладошками, пальчиками;
рисование с помощью трафаретов,
рисование пальчиками на подносе по крупе, по стеклу; ватой или воском с использованием разного вида красок (в том числе самодельных (состав: гуашь, вода, чуть клея, чуть муки ).
11. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками (ребенок собирает спички или счетные палочки одними и теми же пальцами обеих рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д., либо выкладывает из них различные узоры).
12. Работа с природным материалом (используются шишки, желуди, листья и т.п.); украшение поделок с помощью круп и природного материала.
13. Пальчиковый театр и игры с мелкими предметами (пальчиковые игрушки бибабо, киндер-игрушками, бусинками, бисером, пробками).
14. Игры с различного вида конструкторами.
15. Задания и упражнения на развитие графической моторики на бумаге:
«Фигурные линии» (ребенка просят провести с использованием карандаша (фломастера) фигурную дорожку, соединив линию штриховки или провести линию посередине фигурной дорожки, если она двойная);
Рисование по точкам, по контурам, по клеткам, по фигурным линейкам и т.д.
Работа в тетрадях, в занимательных прописях для дошкольников.
Выполнение графических упражнений, диктантов («поставь точку, от нее вверх проведи линию на две клетки, теперь влево на одну и т.д.»)
Уважаемые родители!
Выбирайте игры и задания, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку, не допускайте его переутомления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гризик Т. И. Подготовка ребёнка к обучению письму: пособие для родителей. – М. : Просвещение, 2007.
2. Гризик Т. И. Умелые пальчики: Пособие для детей 4–5 лет. – М. : Просвещение, 2007.
3. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Издательский центр «Академия», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики в быту»
Упражнения для развития мелкой моторики руки:...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики в быту"
Консультация посвящена теме развития мелкой моторики детей в быту, дома, используя любые подручные средства...
Консультация для родителей"Развитие мелкой моторики в быту."
Консультация для родителей"Развитие мелкой моторики в быту."...
Развитие мелкой моторики в быту
Это консультация для родителей для организации работы по развитию мелкой моторики в домашних условиях...
развитие мелкой моторики в быту
развитие мелкой моторики...
Развитие мелкой моторики в быту
В рекомендациях предложены игры и игровые задания для ваших детей, которые можно использовать каждый день....
Развитие мелкой моторики в быту
Необходимость развития моторики рук обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. По данным М.И. Кольцовой, морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под вл...