Консультация для родителей: «Зимующие птицы».
консультация (средняя группа)

Шаркова Анастасия николаевна

Зимой на улице, во дворе и в парке ребенка ожидает много открытий.

Пришло время познакомить детей с зимующими птицами, которых они не

смогут увидеть в другое время года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_zimuyushchie_ptitsy_.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Зимующие птицы».

 Понаблюдайте с детьми зимой.
           Многие из вас, родителей, из детства наверное помнят как маленькими сидели зимой у окошка и наблюдали за птичками на кормушке. Зимой на улице, во дворе, в парке ребёнка ожидает множество открытий. Он сталкивается с неизвестной для него природой. И если вы прислушаетесь как ваш ребёнок, то заметите, что вас окружают множество звуков, издаваемых птицами. А если будете внимательными, то у вас есть шанс увидеть и самих птиц. Зимой самое время познакомить ребёнка с зимующими птицами, которых он не сможет увидеть в другое время года. 

           Гуляя вместе с ребенком в лесу или парке, понаблюдайте за птицами, а дома рассмотрите с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назвать их; обратить внимание на характерные внешние признаки (величина , окраска перьев, спинка, грудка, головка, крылья, лапки, клюв, хвост ) покажите зимующих птиц: снегиря, синицу, клест, свиристеля, сороку, ворону, галку, воробья, голубя. Обратите внимание ребенка на особенность строения клюва клеста и рассказать, почему именно такой клюв нужен клесту. Помогите запомнить информацию.  
           Расскажите где они живут, чем питаются, почему называются зимующими; во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотрите увиденных зимующих птиц. 
           Обратите внимание малыша на то, какие птицы часто прилетают во двор (голубь, ворона, галка, воробей, синица) на кормушку. Изготовьте совместно с ребенком кормушку и подвесьте её на улице. 
           Проведите беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой 

Желательно покормить птиц вместе с ребенком.



           Задайте детям вопросы. 
           • Каких зимующих птиц ты знаешь? 
           • Почему они называются зимующими? 
           • Чем птицы питаются зимой? 
           • Что для птицы страшнее зимой: холод или голод? 
           • Как можно помочь птицам? 


           Составьте сравнительный рассказ о снегире и синице. 
           Взрослый говорит: «Как называются эти птицы?» 
           Ребенок отвечает: «Эта птица называется снегирь, а эта – синица» 
           Какие они по размеру? (Синица маленькая, а снегирь чуть больше) 
           Какой у них клюв? (У синицы маленький острый клюв, а у снегиря - короткий толстый) 
           Какого цвета оперение? 
           Какие лапки? 
           Чем они питаются? 


           Составьте описательные загадки о зимующих птицах. 
           Взрослый, описывает любую зимующую птицу, чтобы ребенок мог догадаться. Следующую птицу описывает ребенок. Чтобы ребенку легче было справиться с заданием, покажите ему картинку с изображением птицы. 
           Эта птица маленькая. У неё короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях есть белые и черные полоски. Целый день прыгает и чирикает... (воробей) 


           Загадайте загадки о зимующих птицах. 
           • Плотник с острым долотом, строит дом с одним окном... (дятел). 

           • Кто красуется на ветке в желтой праздничной жилетке? -
           Это маленькая птичка, а зовут её ...(синичка) .

           • Эта птица так болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут её ...(сорока). 
           • Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать, 
           С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь) 

           • Чернокрылый, красногрудый зимой на ветках яблоки! 
           Скорей их собери! 
           И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это ... (снегири) 

           • От простуд он не страдает, не страшится злобных вьюг, 
           И к зиме не улетает на далёкий знойный юг. 
           Пусть покроют снега груды и пригорок, и пустырь - 
           Раскрасавец красногрудый, житель севера ... (снегирь) 

           • На ветвях украшенных снежной бахромой, 
           яблоки румяные выросли зимой. 
           Яблоки на яблоне весело снуют, 
           гусениц мороженых яблоки клюют. (Снегири) 

           • В тёплый край не улетают, на морозе распевают, 
           Эти птички-невелички называются ... (синички) 

           • У этой птички клюв кривой, а гнёзда вьёт она зимой, 
           Из шишек семечки клюёт, кто это птичку назовёт? (Клёст) 
           • В серой шубке перовой и в морозы он герой, 
           Зимовать не улетает, под карнизом обитает. (Воробей) 

           • Что за стол среди берез под открытым небом? 
           Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом (Кормушка) 
           Сало и зёрнышки, хлеба горбушка - Птиц угощает зимою ... (Кормушка) 


           Сыграйте с ребенком в следующие игры: 
           “Вороны и воробьи”. 
           (Дети имитируют движения той птицы, которую назовёт взрослый.) 

           “Вороны” - важно расхаживают по дороге, гордо выступают то правым, то левым плечом вперёд, “воробьи” - резво прыгают по дорожке 

           «Один – много» 
           ( на образование существительного  множественного  числа). 

           Взрослый говорит: «Синица», ребенок отвечает: «Синицы» 
           (ворона – вороны, галка – галки, голубь – голуби и т.д.) 

           «Назови ласково» 
           (образование новых слов при помощи суффиксов) 
           (на образование существительного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов) 

           Взрослый говорит: «Голубь», ребенок отвечает: «Голубок» (воробей – воробушек, галка – галочка, голова – головушка, крыло – крылышко, нога – ноженька и т.д.) 

           «Сосчитай-ка» 
           (согласование числительных и существительных) 

           Взрослый начинает счет: «Один голубь», ребенок продолжает: «Два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т.д.) 

           «Чей, чья, чьё, чьи?» 
           (на образование притяжательных прилагательных.) 

           Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от 
           кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки. 
           Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке. 
           Закончи предложения. 
           Перья вороны (чьи?)..., перья воробья (чьи?)..., перья снегиря (чьи?)..., 
           перья голубя (чьи?)... 

           «Четвертый лишний» 
           (на классификацию) 
           Взрослый называет три зимующих птицы и одну перелетную, ребенок должен определить какая птица лишняя. 
           «Ворона, ласточка, сорока, голубь»; 
           «Снегирь, кукушка, галка, сорока»; 
           «Жаворонок, ворона, синица, воробей» и т.д. 

           «Подбери признак» 
           (согласование имен существительных с прилагательными) 

           Взрослый спрашивает: 
           Синица (какая?) – Ребёнок отвечает: быстрая, пугливая, ловкая, желтогрудая... 
           Голубь (какой?) - сизый, неуклюжий, важный ... 
           Снегирь (какой?) - нарядный, красногрудый, медлительный...- 
           У синицы клюв тонкий, а у дятла – ... (толстый) 
           Ворона большая, а воробей ... (маленький 
           Вот снегирь малоподвижный, а синица ... (шустрая) 
           Клест – нарядный, а воробей ... (невзрачный) 
           Синицы высиживают птенцов летом, а клест – ... (зимой 
           Если снегирь мало двигается, то он какой? (малоподвижный) 
           Если у синицы черная голов, то она какая? (черноголовая) 
           Если у сороки белый бок, то какая она? (белобокая) 
           Если у сороки черный хвост, то она какая? (чернохвостая) 

           «Узнай птицу по описанию». 

           Я сегодня в парке видела птицу: сама маленькая, грудка розовая, 
           сидит на ветке, как яблочко красное. Кто это? 

           "Скажи наоборот" 
           (на подбор антонимов). 

           Воробей маленький, а ворона ... 
           У синицы хвост короткий, а у сороки ... 
           Голубь тяжелый, а воробей ... 
           У синицы клюв тонкий, а у вороны ... 


           Учите детей перессказывать рассказы без опоры на вопросы. 
           Кормушка. 
           Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны. 




           Составьте описательные загадки о зимующих птицах 
           Взрослый описывает любую зимующую птицу, чтобы ребенок мог догадаться. Следующую птицу описывает ребенок. Чтобы ребенку легче было справиться с заданием, покажите ему картинку с изображением птицы. 
           Пример: 
           Эта птица маленькая. У неё короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях есть белые и черные полоски. Целый день прыгает и чирикает... (воробей) 


           Выучите стихотворение: 
           ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ 

           Покормите птиц зимой. 
           Пусть со всех концов 
           К вам слетятся, как домой, 
           Стайки на крыльцо. 

           Не богаты их корма. 
           Горсть зерна нужна, 
           Горсть одна — 
           И не страшна 
           Будет им зима. 

           Сколько гибнет их — не счесть, 
           Видеть тяжело. 
           А ведь в нашем сердце есть 
           И для птиц тепло. 

           Разве можно забывать: 
           Улететь могли, 
           А остались зимовать 
           Заодно с людьми. 

           Приучите птиц в мороз 
           К своему окну, 
           Чтоб без песен не пришлось 
           Нам встречать весну. 
           А.Яшин 


           «БЕРЕГИТЕ ПТИЦ». 

           О птицах много знаем мы 
           И в то же время мало, 
           И нужно всем: и вам, и нам, - 
           Чтоб их побольше стало. 
           Для этого побережём 
           Своих друзей пернатых, 
           Иначе мы к нулю сведём 
           Певцов наших крылатых. 
           Съедят деревья и плоды 
           Личинки насекомых, 
           И поредеют все сады 

           Без наших птиц знакомых. 
           Зимой поставь кормушку им, 
           Синицам дай ты сала; 
           Пшено едят все воробьи, 
           Подсыпь, как станет мало. 
           Они вознаградят труды, 
           И зацветут кругом сады. 
           Среди зелёной той листвы 
           Их песенку услышишь ты. 
           Т. Евдошенко 


           «СНЕГИРЬ» 

           Побелело за окошком: 
           Все в снегу. Какая ширь! 
           Как румяная матрешка – 
           На крыльце живой снегирь. 
           Снегиря в окно увидишь: 
           Здравствуй милый зимний гость! 
           На крыльцо скорее выйди, 
           Брось им спелых зерен горсть 


           «ВОРОБЕЙ» 

           Чуть живой, 
           Не чирикает даже. 
           Замерзает совсем воробей. 
           Как заметит подводу с поклажей, 
           Из-под крыши бросается к ней, 
           И дрожит он над зернышком, бедный, 
           И летит к чердаку своему. 
           А гляди, не становится вредным 
           Оттого, что так трудно ему... 
           (Н. Рубцов) 


           «ВОРОНА» 

           Вот ворона сидит на заборе. 
           Все амбары давно на запоре. 
           Все обозы прошли, все подводы, 
           Наступила пора непогоды. 
           Суетится она на заборе. 
           Горе ей. Настоящее горе! 
           Ведь не зернышка нет у вороны. 
           И от холода нет обороны. 
           (Н. Рубцов) 


           «СИНИЦА» 

           Скачет шустрая синица, 
           Ей на месте не сидится. 
           Прыг-скок, прыг-скок, 
           Завертелась как волчок. 
           Вот присела на минутку, 
           Почесала клювом грудку 
           И с дорожки на плетень, 
           Тири-тири, тень-тень-тень. 
           (А. Барто) 


           Изготовить кормушек для наших пернатых друзей 
           Изготовить простую кормушку можно из любых 
           подручных материалов. В дело можно пустить и 
           пустые пластиковые бутылки и коробки, пакеты 
           из под сока или молока, а если немного 
           пофантазировать, можно сделать превосходные 
           кормушки. Но важно помнить несколько важных 
           правил: 
           • У кормушки должно быть 2 отверстия 
           (вход и выход), чтобы птица не боялась залезть 
           в кормушку; 
           • Отверстия должны быть широкими, чтобы 
           птица спокойно могла проникнуть в кормушку 
           и покинуть ее; 
           • У кормушки обязательно должна быть крыша, 
           иначе корм может быть засыпан снегом; 
           • У кормушки должен быть сделан порог, чтобы 
           корм не рассыпался. 


           Чтобы правильно кормить птиц зимой, необходимо соблюдать следующие правила: 

           • во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки – лучше сделать кормушки
           • подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени; 
           • кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить 
           • корма класть немного, именно для того,чтобы подкормить, поддержать в трудное время. 


           Кого чем угостить? 
           • Воробья— крошками хлеба, крупой, семенами 
           • Синицу—несоленым салом 
           • Снегиря—ягодами рябины, семечками арбуза, тыквы 
           • Голубя—пшеном, хлебом 
           • Свиристеля—семенами подсолнечника 
           • Ворону—очистками от овощей, любую пищу 


           Приметы. 
           • Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз. 
           • Воробьи дружно расчирикались – к оттепели. 
           • Ворона под крыло клюв прячет – к холоду. 
           • Перед метелью воробьи чирикают. 
           • Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место. 
           • Синицы порхают под окном – к холоду. 
           • В марте птички щебечут к хорошей погоде. 
           • Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть. 
           • Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. 
           • Если вещая птаха подаёт голос – загаданному сбыться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Зимующие птицы"

Консультация содержит рекомендации родителям по занятиям с детьми, различные задания и упражнения на развитие речи, мелкой моторики (пальчиковые игры), множество игр на познавательно-речевое развитие,...

Консультация для родителей «Зимующие птицы»

Родителям рекомендуется:пойти вместе с ребёнком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребёнку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, ...

Консультация для родителей: "Зимующие птицы" (средняя группа)

В данной консультации представлены задания, которые могут быть использованы при работе с детьми с нарушением зрения средней группы...

Консультация для родителей "Зимующие птицы"

Рекомендации для родителейВопросы для детейЗагадки для детей...

Консультация для родителей "Зимующие птицы"

Консультация для родителей старшей группы на тему "Зимующие птицы"...

Консультация для родителей «Зимующие птицы»

Родителям рекомендуется:пойти вместе с ребёнком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребёнку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, ...