Родительское собрание "Развитие речи ребенка в повседневной жизни"
консультация

Гужикова Лариса Ишхановна

 Участие семьи в речевом развитии ребёнка очень значимо.  Все усилия педагогов без помощи родителей будут недостаточны, а иногда и безрезультатны. Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и накопленную к концу дня усталость, рекомендуются различные игры и игровые упражнения для закрепления речевых навыков.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d._razvitie_rechi_rebyonka.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи ребёнка в повседневной жизни

О хорошем развитии речи, как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как же эту речь развивать.

     Часто можно услышать: «Мы так много читали ребёнку, рассказывали стихи, учили, объясняли, так много обо всём рассказывали, но результата нет; сам ребёнок не может, ни описать самую простую картинку, ни о чём рассказать…»

Да как же иначе: ведь это родители рассказывали, говорили, объясняли – не ребёнок.

 «Речистость» у детей разная: одних не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже и «молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора.

 Участие семьи в речевом развитии ребёнка очень значимо.  Все усилия педагогов без помощи родителей будут недостаточны, а иногда и безрезультатны. Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и накопленную к концу дня усталость, рекомендую следующие игры и игровые упражнения для закрепления различных речевых навыков.    

1. «Игры на кухне»

                           Игровые упражнения на развитие мелкой моторики

«Помогаю маме». Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

«Волшебные палочки». Дайте ребёнку счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы, узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображение.

Игры на обогащение словаря

«Ищем слова на кухне». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа?

«Угощаю». Давай вспомним вкусные слова и « угостим» друг друга. Ребёнок называет «вкусное» слово и «кладёт» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока всё «не съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие»  слова.

        Игры на развитие грамматического строя речи.                                  /

«Приготовим сок». -  Из яблок сок…(яблочный); из груш…(грушевый); из слив…сливовый); из вишни, моркови, лимона, апельсина. Справились? А теперь наоборот - апельсиновый сок из чего? И т.д.

2. «Мастерская золушки»

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики

«Узоры». Пока вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц и ярких ниточек красивые узоры.

«Панно». Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с вашей помощью), а можно укрепить на тонком слое пластилина (без вашей помощи).

Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. Дома вы можете проконтролировать своего ребёнка. Кнопки лучше втыкать в плотный поролон.

3. «По дороге из детского сада и в детский сад»

  «Я заметил». -  Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим. Обязательно укажем, какие они? Вот почтовый ящик - он синий. А вот кошка - она пушистая. Ребёнок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.                                                         

 «Волшебные очки». - Представь, что у нас волшебные очки, когда их одеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим и т.п.) Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный забор, красный дом и т.д.                   

             

 

Какими ещё упражнениями можно развивать речь?

 1. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребёнка на  редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.

 2. Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребёнок должен догадаться и назвать последнее в нём слово.

 3. Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:

 - какими словами, красками можно описать время года;

 - назови слово предмет, слово – действие, слова – ассоциации, слово – цвет, только весёлые слова;

- расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных); что он может делать (назови как можно больше глаголов) и т.д.;

- играйте в игру «Если бы да кабы…». Ребёнку предлагается закончить предложение:

Если бы я был Улицей, то я бы …, потому что… .

Если бы я был Музыкой, то я бы …, потому что … .

Если бы я был Дождиком, то я бы …, потому что … .

Если бы я был Мандарином, то я бы …, потому что … .

- играйте в игру «Хорошо – плохо».

Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?

Что хорошего в болезни, а что плохого?

Что хорошего в дождике, а что плохого?

Что хорошего в том, что сломался телевизор, а что плохого?

- играйте в слова с противоположным значением (антонимы): весёлый – грустный, сильный – слабый и т.д.;

Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка – дочка – точка – кочка…

4. Предложите ребёнку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.

5. Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала(короткого, как утро), середины (длинного, как день) и конца (короткого, как вечер).

6. Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.                               

Помните!

  Ребёнка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия – и увлечённый «говорун сразу скисает».

       Будьте терпеливы. Поощряйте его любопытство, любознательность и воображение.  Радуйтесь вашему сыну, дочке.

Обогащение словаря ребенка

    На четвертом и пятом году жизни речевая активность ребенка усиливается (особенно на пятом году - начинается возраст "почемучек"). Запас слов быстро нарастает, дети употребляют слова в самых разнообразных грамматических формах и сочетаниях. Они выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями. Но очень часто бывает так, в предложении, построенном ребенком, имена существительные заменяются местоимениями: "Он пошел…А потом он увидел… А потом он взял…" - оказывается, разговор идет о дедушке. Нарушения относятся и к порядку слов в предложении, и к грамматическим формам изменения слов (не вполне усвоены типы склонений и видя спряжений). Учтите, что эта характеристика приблизительна. Уровни речевого развития детей одного возраста бывают очень различными.

   Родители детей четвертого - пятого года жизни главную задачу должны видеть обогащении словаря (углублении понимания смысла употребляемых слов) и в развитии связной речи. Для обогащения, уточнения и расширения словаря детей используйте самое ближайшее окружение ребенка, то, с чем он сталкивается дома, в детском саду, на улице. Вводите в словарь детей не только названия цветов (красный, синий и т.д.), но и их оттенков. Не только названия формы, величины предметов, но и материала, из которого эти предметы сделаны. Когда малыш рассматривает предмет, подумайте, какой именно вопрос ему лучше задать. Такие вопросы, как "Кто это?" или "Что это?", естественно, предполагают ответы, называющие предмет. Вопрос "Какой?" заставляет называть различные признаки предмета. Если вы спросите: "Из чего сделан?" - ребенок назовет материал; при этом, кстати, он должен будет поставить слово в родительном падеже ("Из стекла"). "Что делает?" - называется действие. "Для чего нужен этот предмет?" - этот вопрос вызывает распространенный ответ; иногда при ответе малыш строит даже сложное предложение.

   Важно, разумеется, не просто знакомить ребенка с окружающим. Вы должны иметь в виду и чисто речевые задачи. Рассмотрели предметы, назвали их - закрепите слова в различных словесных играх. Эти игры расширяют в сознании детей смысловое содержание слова и помогают им самим создавать самые разнообразные словесные сочетания. Вот, например, игра "Какое что бывает". Взрослый спрашивает, что бывает высоким, а ребенок отвечает: дерево, столб, человек. Здесь же можно провести сравнение: что выше - дерево или человек? Дети учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного слова "высота". На вопрос о том, что бывает широким, ребенок отвечает: река, дорога, бульвар, лента. Затем можно спросить, побуждая ребенка к сравнению: "А что шире - ручеек или река?". Такую игру можно проводить с самыми различными словами, играя, малыши будут учиться классифицировать предметы по цвету, по форме ("Что бывает красным, зеленым, круглым?").

   Когда ребенок рассматривает предмет и его спрашивают, какой он, то здесь ставится задача назвать побольше признаков предмета. Когда же берется один признак, дети припоминают самые разнообразные предметы, обладающие этим признаком. В таких упражнениях, когда ребенок ищет слово (а взрослый помогает ему при затруднениях - ведь он еще может не знать слово), уточняется смысл слов, они выступают перед ребенком в самых разнообразных сочетаниях.

   Для обогащения словаря, для понимания переносного значения образных слов неоценимо чтение художественной литературы. Прочитали малышу сказку, рассказ, стихотворение - обратите его внимание на отдельные слова и выражения, повторите их, задержите на них внимание ребенка, тогда он запомнит и усвоит эти слова и будет использовать их в других речевых ситуациях.

Помогаем своему ребенку в развитии речи

   Развитие речи ребенка начинается с первых дней его жизни. А как будет проходить это развитие, зависит в первую очередь от родителей. Услышав речь мамы, папы, малыш прислушивается, отыскав взглядом источник звука и поворачивает голову. Уже к 4 месяцам ребенок пытается подражать нашей речи.

   Наиболее активное развитие речи приходится на период с трех до пяти лет. Это время, когда возникают миллионы вопросов, на которые обязательно надо получить ответы, время закладывания фундамента связной речи. Именно в этот период родитель должен стать очень активным собеседником своего ребенка.

   Быстрое развитие технической сферы приводит к некоторым последствиям изменениям в семейном воспитании. Статистика говорит, что родители разговаривают со своими детьми максимум пятнадцать минут в день. Остальное время ребенок проводит перед экраном телевизора, монитором компьютера или планшетом. Да, он получает какую-то информацию, но это ему никогда не заменит общение с родными людьми. Общаясь с нашим ребенком, мы даем ему образец речи, практику общения, помогаем развитию личности.

   Родителям необходимо обращать внимание на систематическую работу по развитию речи у детей, по уточнению, активизации и пополнению словарного запаса. И начать можно с того, что следовать простым советам:

- уметь слушать маленького собеседника;

- разговаривать с ребенком четко, повернувшись к нему лицом;

- особое внимание обращать на четкость произношения окончаний и предлогов;

- когда дети допускают речевые ошибки, не следует прерывать их, нужно предоставить  

  возможность высказаться, а затем исправить ошибку и закрепить правильный речевой

  образец;

- просить ребенка комментировать ваши и свои действия;

- выражать свои эмоции словами;

- повторять стихи, считалки, скороговорки;

- стараться всегда отвечать на вопрос ребенка;

- поощрять в ребенке стремление задавать вопросы;

- вызывать ребенка на диалог;

- беседовать на ту тему, которая ему интересна;

- строить правильно свои вопросы и направлять ребенка на полный ответ;

- читать и обсуждать прочитанное.

   Многочисленные исследования доказывают: чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь. Активные игры с малышом, особенно на свежем воздухе - основа для формирования его речевой функции. Взрослым надо поддерживать, грамотно направлять и развивать его двигательную активность. Мелкая моторика и речь взаимосвязаны. Пальчиковые игры считаются важным направлением речевого развития детей. В суете и спешке взрослые стараются сами собрать разбросанные игрушки, покормить, одеть ребёнка, застегнуть пуговицы, зашнуровать ему ботинки. Не хватает терпения, но важно и просто необходимо доверять действия своему ребенку. 

   Ребенку нужно слышать от взрослых правильную речь. Не стоит подражать в неправильном произношении слов, шепелявить, картавить. Одна из проблем нарушений звукопроизношения в детском возрасте – неправильное формирование речи в семье.
  Жизнь ребёнка должна быть богатой на впечатления. Его надо постоянно удивлять, что-то показывать, рассказывать. У дошкольника будет развиваться кругозор, он захочет выражать свои эмоции, а это ускорит процесс формирования речи. Занятия по коррекции речи можно сделать интересными у увлекательными. 

Что делать, если вы заняты, а ребенок рядом?
      

Игры— «превращалки»

-Жили-были разные слова. Но, однажды они так веселились, играли, бегали, танцевали, что перепутали свои буквы и слоги. Наведи порядок в словах: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и т. д. 
-Замени первый звук в словах, которые я скажу, звуком «Щ» и назови новое слово. 
   
Был кит, а стал щит, тучка — щучка, река — щека, венок — щенок, мель — щель

-Давай искать слова на кухне. А вот и корзинка (коробочка, мешочек и т. д.), в которую мы их будем складывать. 
-Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?..

Угостим друг друга «вкусными» словами.

-Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все. Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
           

«Наши помощники»

-Как, одним словом, назвать прибор, который варит кофе (кофеварка), режет овощи (овощерезка), мелет кофе (кофемолка), выжимает сок (соковыжималка), чистит картофель (картофелечистка)? 
          

«Назови ласково»

-Попросить ребенка назвать ласково все предметы в комнате.


         
«Что, где лежит?»

-Предложить рассказать где какие предметы находятся (вверху, внизу, слева, справа, в…., на…., под…, за…, между…, около…. и т.д.)


         
«Веселый счет»

-Предложить посчитать посуду (тарелки, вилки…и т.д.). Например, одна тарелка, две тарелки, три тарелки, четыре тарелки, пять тарелок… и т.д.


          «Чего не стало?»

-Попросить ребенка внимательно посмотреть, что лежит на столе. Затем малыш закрывает глаза, а взрослый убирает один из предметов.

Любите своих детей, общайтесь с ними чаще! Общение — первое, и самое важное средство развития детской речи. Общаясь со своими детьми, вы окружаете их своим вниманием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как развивать речь ребёнка в повседневной жизни

Материал в помощь родителям по развитию речи детей ...

доклад из личного опыта "Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни"

доклад "Работа воспитателя по развитию речи детей в поседневной жизни"...

доклад из личного опыта "Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни"

"Работа воспитателя по развитию речи детей в поседневной жизни"...

Развитие речи ребёнка в повседневной жизни

Консультации дают подробное описание для пинтеллектуального и речевого развития ребёнка, его возможностей....

Развитие речи ребенка в повседневной жизни

Разнообразные игры по развитию речи в домашних условиях, не требующие специальной подготовки и осуществляемые в процессе повседневных дел....