Консультация для родителей: "Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста".
консультация (старшая группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
МДОУ « Эммаусский детский сад общеразвивающего вида»
Консультация для родителей
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
Корчагина С.А.
Возраст 5 лет – последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые психологические образования. Это произвольность психических процессов: восприятия, внимания, памяти и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Также происходят изменения в представлении о себе, в самосознании и самооценки.
Появление произвольности имеет решающее значение в деятельности ребенка. Теперь цель его деятельности не изменение внешних, окружающих предметов, а овладение собственным поведением. Появляется способность ставить цели, касающиеся его самого, собственных психических процессов.
Ребенок до 5 лет хорошо запоминал то, что ему было интересно или эмоционально значимо для него. Достаточно часто дети запоминали стихи, песенки, смысл слов которых им непонятен В тоже время нельзя попросить ребенка запомнить то, что само не запоминается. Попытки давать ребенку несложные поручения зачастую кончаются тем, что придя на место ребенок забывает зачем пришел. Ребенок не умеет ставить задачу специально запомнить. Это становится возможным лишь на шестом году жизни. Подобная картина наблюдается и относительно внимания. Ребенок долго и увлеченно может рассматривать то, что его заинтересовало, многое может заметить, и вместе с тем попытки заставить ребенка внимательно наблюдать то, что ему неинтересно, неизменно терпят неудачу. Этим объясняется неуспех многих занятий с ребенком, которые несмотря на всесилия взрослых имеют на удивление мизерный результат. Дети же 6 года жизни могут заставить себя быть внимательным. Именно благодаря этой способности дети 6 года жизни впервые приобретают некий налет взрослости, серьезности, ответственности за свои поступки. Развитие произвольности имеет решающее значение для готовности ребенка к школьному обучению.
Как развивать произвольность психических процессов?
Для того, чтобы при отсутствии личной заинтересованности ребенок проявил внимание или запомнил, он должен использовать определенные средства, которые ему помогают овладеть своим вниманием, памятью. Набор этих приемов и средств в психологии называют мнемотехникой. народный прием мнемотехники- завязывания узелка на память. Психологическая сущность этого приема в том, что человек устанавливает связь между предметом и тем, что надо запомнить. Увидев в последствии этот предмет, человек вспоминает то, что было с ним связано.
Один из приемов – запоминание с помощью картинок. То обстоятельство, что ребенок обдумывал как именно связать между собой, например, девочку и лес, и способствует запоминанию. Поэтому лучшему запоминанию способствуют, как это ни странно, картинки, далекие по своему содержанию от значения запоминаемых слов, требующие от детей обдумывания и установления нестандартных связей.
В начале ребенку необходимы картинки, т.е. внешние средства, помогающие запомнить, в дальнейшем он может устанавливать связь запоминаемого слова с каким то, имеющим у него в «уме» образом или представлением. Развитая произвольная память как раз и отличается использованием таких «внутренних» средств. Если Вы будете играть с ребенком хотя бы 1-2 раза в месяц Вы существенно поможете становлению у него произвольной памяти, у ребенка возникает потребность обдумывать то, что он запоминает.
Для развития произвольности поведения и психических процессов можно использовать такие приемы, как использование часов, музыки.
Происходят изменения в представлении о себе, или как принято называть в психологии, в его образе-Я. Начиная с 3 лет у ребенка появляются некоторые представления о себе. Ребенок знает мальчик он или девочка, какие у него глаза, волосы, что он умеет, что любит. Причем эти представления о себе всегда положительные, ребенок считает себя хорошим. После 5 лет в образе-Я начинают появляться не только о том, какой я есть, но и о том, какой я хочу быть. Иными словами, кроме имеющихся качеств начинает проявляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях. В психологии это называют расслоением образа-Я на Я-реальное (т.е. те качества, которые у меня имеются) и Я-потенциальное (положительные качества, которые ребенку хотелось бы иметь). У ребенка это приобретает форму желания быть похожим на персонаж сказки, мультфильма. Эти представления о себе самом у ребенка складываются под влиянием окружающих взрослых и сверстников. Поэтому очень важно организовать деятельность и общение с ребенком т.о., чтобы малейшие положительные сдвиги в поведении и действиях ребенка всегда поощрялись.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
Это консультация для родителей про возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"...
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"
Возраст 5-6 лет очень важен в развитии ребенка и его по праву считают базовым. В этом возрасте закладываются основные качества личности, формируется половая идентификация и образ своего &l...
Консультация для родителей «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»
Ознакомление родителей с возрастными особенностями детей 5-6 лет...
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"
Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, к...
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии по...