Родительское собрание на тему: "Развитие речи ребенка в старшем дошкольном возрасте"
консультация (старшая группа)

Цыгулева Ангелина Владимировна

Родительское собрание на тему: "Развитие речи ребенка в старшем дошкольном возрасте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_st.gr_.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Карта – схема родительского собрания

Дата проведения: 26 октября

Время проведения: 17:30

Место проведения: группа №8 «Гномики» детского сада №81 «Лучик»

Продолжительность: 45 минут

Тема:  «Как развивать  связную  речь у детей в условиях семьи»

Возрастная группа: старшая

Цель: повышение педагогической компетентности в вопросах речевого развития в условиях семейного воспитания посредством организации родительского собрания в форме мастер-класса.

Задачи:

  1. Совершенствовать знания родителей о методах и приëмах взаимодействия с детьми по развитию речи ( организация беседы во время прогулки, обсуждение каждого дня в детском саду и т.д).
  2. Формировать  практический опыт родителей в развитии связной речи детей с помощью дидактического пособия «Описание картины»
  3. Обеспечение единства подходов к развитию речи детей в условиях ДОО и семьи.

Форма проведения: мастер-класс

Участники: 

  • родители
  • воспитатели

Подготовка воспитателя к родительскому собранию:

  • Анкетирование
  • Изготовление приглашений
  • Разработка сценария
  • Подготовка презентации
  • Изготовление памяток и буклетов

Содержание родительского собрания:

Этапы проведения

Деятельность воспитателя

Деятельность родителей

Организационное начало

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас! Мы студентки 41 ДО группы Косинова Ольга и Цыгулева Ангелина. Наше собрание мы бы хотели начать с высказывания Константина Дмитриевича Ушинского, которое звучит так: «Грамотная, чëткая и ритмично речь ребëнка - это не дар, а совместные усилия педагогов, родителей и многих других людей,которые его окружают. (Как вы понимаете это выражение?), да, совершенно верно, что речь ребёнка должны развивать и дома и в детском саду, педагоги и родители.

Ведь речь - это очень важно. Поэтому тема нашего родительского  собрания «Развитие связной речи у старших дошкольников» пройдёт это собрание в форме мастер-класса. На нашей сегодняшней встрече мы рассмотрим следующее вопросы:

  1. Вспомним, что же такое речь
  2. Разберемся с понятием связная речь

3.        Раскроем способы  развития связной речи у детей 5-6 лет

            4.         Проведем мастер - класс «Книжка-малышка«Описание картин»

Приветсвуют

Играют в игру

Слушают воспитателя

Основной этап

Перед тем как мы начнем, хотелось бы узнать, что вы понимаете под словом речь. Мария Петровна, как вы думаете, что такое речь? Замечательно, спасибо за ваш ответ. Анастасия Алексеевна может вы тоже поделитесь своим мнением? Отлично. Вы верно подметили, речь — это форма общения.

Хорошо развитая устная речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. А вот Нарушения речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

А что такое связная речь, как вы думаете, дорогие родители?

Да, совершенно верно, связная речь это развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично,последовательно и точно. . Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.

В старшем дошкольном возрасте ребенок должен уметь поддерживать непринужденную беседу, задавать вопросы, правильно  отвечать на вопросы педагога и детей; отвечать на один и тот же вопрос по-разному (кратко и  распространенно), уметь связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие  литературные произведения (сказки, рассказы) без помощи вопросов педагога,  выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей, учиться самостоятельно составлять по плану и образцу небольшие  рассказы о предмете, по картине, набору картинок, составлять письма (педагогу,  другу); составлять рассказы из опыта, передавая хорошо знакомые события.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Но, надо помнить, что без помощи и руководства взрослого связная речь развивается медленно или не развивается совсем. 

Старший дошкольный возраст – период бурного проявления познавательного отношения ребенка к речи. Язык служит ребенку, во-первых для налаживания эмоциональной связи с окружающими; во-вторых - для формулирования мыслей, построения сообщений; в - третьих, для налаживания с партнером речевого взаимодействия. В 6 – 7 лет дети с недостаточно развитой речью уже обычно осознают свои трудности, болезненно ощущают их, становятся замкнутыми, застенчивыми, а некоторые – раздражительными. В семье часто ребенка понимают с полуслова. И он не испытывают трудностей, даже если у него есть проблемы с речью. Но постепенно круг общения ребенка расширяется, и очень важно, чтобы его хорошо понимали окружающие. Следовательно, чем раньше мы поможем ему в овладении нормами грамотной речи, тем он будет увереннее себя чувствовать.

Часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас? Уважаемые родители ответьте пожалуйста на вопрос : Какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?

Благодарим вас за ответы.

 Скоро наши дети пойдут в школу, а успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все это требует достаточного уровня развития связной речи.

В детском саду осуществляется разная деятельность, направленная на развитие речи. В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию: составлению творческих рассказов, составлению рассказов по картине, по серии картин, пересказам. Учим стихотворения - это способствует развитию выразительности, тренирует память. Для улучшения звукопроизношения используем скороговорки, чистоговорки.

Но не менее важно уделять развитию речи время и дома! Поэтому сегодня мы предлагаем вам создать интересную книжку  - малышку по развитию связной речи, которая называется «Описание картин». Совместное описание картин с детьми расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. Для изготовления книжки нам понадобится:

1) основа для нашей книжки

2) клей

3) распечатанные картины

4) и конечно же ваше хорошее настроение

Для начала возьмем книжка-малышку и на самом первом листе приклеиваем название.

Затем открываем книжку и приклеиваем план описания картин.

Далее берем картины и приклеиваем их на следующую страницу.

Вот такая книжка-малышка у нас получилась.

Давай разберемся как вы можете использовать это пособие дома с детьми.

Открываете книжку и начинаете описывать картину по плану, помогая ребенку, чтобы у него получился полноценный поэтапный рассказ.

Наше собрание подходит к концу, поэтому предлагаю принять решение родительского собрания, которое звучит так: Больше времени уделять разговорам с детьми, так как это способствует развитию связной речи.

Обращайте внимание на то, чтобы ваша речь при общении с ребëнком была грамотной

Старайтесь быть примером для своих детей.

Отвечают на вопросы

Слушают воспитателя

Отвечают на вопрос

Слушают воспитателя

Создают дидактическое пособие

Слушают воспитателя

Заключительный этап

Ведь как сказала Муза Михайловна Алексеева «подражая взрослым, ребенок перенимает не только все тонкости произношения, и фразы, но также и несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи.

Дорогие родители! На этом наше родительское собрание окончено. Спасибо, за внимание, благодарим вас за активное участие.

Играют в игру

Слушают воспитателя

Прощаются


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

На собрании показана  важность работы по развитию мелкой моторики рук, обозначена взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника. Родители познакомились с играми и упражнениями для развития м...

Презентация к проекту на тему: "Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности" (в рамках МО воспитателей)

Презентация к проекту на тему: "Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста" (в рамках МО воспитателей старших и подготовительных групп)...

Консультация для родителей на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Связная речь является показателем речевого развития ребёнка и занимает особое место в формировании речевой готовности детей к школе. Под связной речью понимают умение логично и последовательно связыва...

Родительское собрание на тему: "Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста"

Родительское собрание на тему: "Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста"...