Что делать, когда дети с РАС или аутизмом ведут себя агрессивно?
консультация

Бурмистрова Елена Викторовна

Что делать, когда дети с РАС или аутизмом ведут себя агрессивно?    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ras.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Что делать, когда дети с РАС или аутизмом ведут себя агрессивно?                                

Дети с расстройством аутистического спектра нередко проявляют свои эмоции через агрессивное поведение, направленное на себя и окружающих. Это могут быть удары руками или ногами, бросание предметов в сторону или в другого человека, и выражение аутоагрессии – битьё головой о стену, царапание кожи, причинение себе вреда любыми способами.                                                                                                                                Причин такого поведения несколько:

трудности с пониманием происходящего вокруг, например, с тем, о чём говорят люди;

ощущение дискомфорта, если другие общаются невербально;

невозможность выразить в полной мере свои чувства, желания и потребности;

тревожность или стресс;

сенсорная чувствительность и воздействие раздражителей, например, громкого звука или работающего пылесоса;

избегание неприятных ситуаций или занятий.

Понимание причин – основа помощи ребёнку с РАС

Детям с РАС свойственно вести себя агрессивно, хотя агрессия не является симптомом расстройств. Негативные эмоции и гнев указывают на внутреннее беспокойство и фрустрацию по поводу социальных трудностей и недостаточно налаженной коммуникации.

Чтобы помочь ребёнку, нужно определить, какие факторы провоцируют агрессию с его стороны. Сделать это можно при помощи дневника наблюдения:

в течение 1-2 недель внимательно наблюдайте за ребёнком;

старайтесь максимально сфокусироваться на том, что происходит незадолго до приступов агрессивного поведения;

записывайте всё в мельчайших деталях и анализируйте полученную информацию;

выделите общее из перечисленного, старайтесь оградить ребёнка от факторов стресса.

Выстраивание диалога с ребёнком – ключевой шаг на пути к пониманию его поведения. Если с общением есть проблемы, помогут:

простые, понятные картинки;

короткие, лаконичные слова.

Попробуйте проанализировать свои эмоции и чувства в периоды, когда испытываете гнев и раздражение, и попытаться объяснить их ребёнку чётко и ясно, без иносказательности. Например: «Мне больно в груди, становится трудно дышать. Я хочу всех оттолкнуть». После чего задать вопрос: «Ты испытываешь то же самое?» И если ребёнок отвечает согласием, многократно объяснить, что этих чувств не стоит бояться. О них нужно говорить, как вы, словами.

Наиболее частые причины агрессивного поведения у детей с РАС

Нарушения сна.

Если ребёнок плохо спит по ночам или страдает от бессонницы, вероятность усиления симптомов РАС повышается многократно. Эпизоды социально неприемлемого поведения и вспышки агрессии случаются чаще. Дополнительно, из-за короткой продолжительности сна, могут сформироваться признаки обсессивно-компульсивного и депрессивного расстройств.

Когнитивная негибкость, или ригидность.

Под когнитивной негибкостью подразумевают неспособность переключать внимание с одной мысли на другую, затруднительное переосмысление действий. Ригидность весьма распространена среди детей с РАС. Они склонны зацикливаться на негативных событиях и чувствах, тем самым, подкрепляя внутреннюю неудовлетворенность и агрессию.

Низкий коэффициент интеллекта.

Неконтролируемые вспышки агрессии чаще встречаются у детей с более низкими показателями IQ.

Повышенная тревожность.

Дети с РАС часто проявляют агрессию, если испытывают беспокойство по какому-либо поводу: новые события дома, взаимодействия с незнакомыми людьми, происшествия в школе провоцируют резкие скачки уровня стресса, истерики и вспышки гнева.

Как бороться с агрессией у детей с РАС?

Предотвратить уже начавшийся приступ гнева у ребёнка с РАС невозможно. Но нужно уметь справляться с девиантным поведением:

Сохраняйте спокойствие.

Это первое и самое главное. Чаще всего агрессия возникает из-за того, что у ребёнка накопилось психоэмоциональное напряжение, которое он не знает, как выразить. Контролируя свои реакции и оставаясь спокойными, безмолвными, вы не добавите «масла в огонь».

Тщательно взвешивайте слова и следите за тоном.

Во время вспышки гнева ребёнок с РАС, как и любой человек без нарушений психического развития, испытывает сильный стресс. И ему вдвойне трудно воспринимать то, что говорит кто-то другой. Во-первых, его ослепляют собственные эмоции и потребность в самовыражении. Во-вторых, имеются физиологические затруднения с пониманием чужой речи. Поэтому, если вы хотите успокоить ребёнка, не говорите много. Выбирайте короткие фразы и слова, к примеру: «Присядь», «Дыши», «Подойди сюда». Произносите их мягко, не повышайте голос.

Выделите ребёнку тихое, защищённое место.

В целях всеобщей безопасности убедитесь, что в момент агрессии ребёнок не находится рядом с чем-либо, что может нанести вред жизни и здоровью – легко бьющимися, колюще-режущими, тупыми и твёрдыми предметами. Заранее определите спокойное, закрытое пространство, куда можно отвести ребёнка. Например, дома это может быть палатка-типи, шалаш, специально оборудованный застеклённый балкон. Будьте готовы к тому, что вам потребуется попросить всех окружающих людей выйти из комнаты или отойти на расстояние, если вы находитесь в общественном месте.

Если физическая активность успокаивает вашего ребёнка, предоставьте ему место для занятий спортом, ходьбы, прыжков и подвижных игр.

Держите под рукой визуальные подсказки.

Вы можете помочь ребёнку успокоиться, применяя методики заземления, дыхания, метафорического переноса в тихое, уединённое место. Найдите то, что будет эффективно для вашего сына или дочери. Распечатайте цветные, красочные картинки с визуальными подсказками, чтобы ребёнок вспоминал, что следует делать во время приступов агрессии.

Как бороться с аутоагрессией у ребёнка с РАС?

Понимание причин, что пытается выразить ребёнок с РАС через причинение себе вреда, позволит скорректировать такое поведение. Самые распространённые факторы:

Трудно переходить от одного вида деятельности к другому.

Например, вы приглашаете сына или дочь на ужин, и вместо того, чтобы закончить игру, ребёнок падает на спину и начинает биться головой о пол. Такое поведение может быть вызвано резким выбросом адреналина и кортизола из-за:

нежелания завершать собственный ритуал или действие;

стрессом от того, что ваше указание должно быть выполнено в ту же секунду.

Помочь можно следующим образом: предупредите ребёнка, что ужин будет готов, минут за 5-10 до подачи на стол. Попросите плавно завершить свою игру или занятие, убрать вещи, помыть руки, прийти на кухню и приступить к ужину. Для наглядности покажите картинки действий в правильной последовательности. Это даст чёткое понимание, что нужно выполнить, и позволит закончить свои дела.

Хочет заняться чем-то другим.

Если ваш ребёнок 10 минут успешно собирал головоломку и вдруг начал дёргать себя за волосы, возможно, он пытается дать понять, что хочет сменить вид деятельности. Предложите другое занятие, или попробуйте узнать, чего хотелось бы ребёнку, через визуальные подсказки.

Требует, чтобы вы уделили ему внимание.

Ребёнок может ударить себя, если хочет, чтобы вы на него посмотрели или поговорили с ним. Чтобы прекратить такое поведение, научите сына или дочь привлекать к себе внимание другими способами, например, обращаясь к вам через речь, трогая за руку или показывая карточку с изображением.

Ребёнок расстроен, разочарован и нуждается в помощи.

Если у игрушки отвалилась какая-либо часть, ребёнок может начать кричать, царапать лицо, руки или ноги, кусать себя. Помочь в моменте может починка игрушки. Предупредить такое поведение поможет многократное мягкое повторение, что выражать свои эмоции, в том числе, грусть, отчаяние, обиду, злость, нужно другими способами: словами, картинками, объятиями, просьбами о помощи, уединением в защищённых местах.

Важное примечание, как реагировать на агрессию у детей с РАС

Исполнение любой прихоти и беспрекословное предоставление ребёнку всего, что он хочет, может закрепить девиантное поведение и увеличить риск причинения себе вреда для получения желаемого. Лучшая долгосрочная стратегия заключается в следующем:

старайтесь не допускать вспышек агрессии и избегайте ситуаций, которые их провоцируют;

научите ребёнка выражать потребности и эмоции позитивным, доброжелательным способом;

игнорируйте приступы аутоагрессии в плане эмоциональной вовлечённости, не показывайте ребёнку, что вас это пугает, оставайтесь визуально холодны и собраны, действуйте исключительно по ситуации;

наоборот, поощряйте ребёнка, когда он выражает свои чувства правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Когда дети плохо себя ведут.

Нытьё, истерики, пререкания, капризы знакомы многим родителям.Как достичь гармонии с чадом?...

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, КОГДА ДЕТИ ПЛОХО СЕБЯ ВЕДУТ (СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА).

Все мы склонны искать простые ответы на сложные вопросы, порой забывая, что в природе нет ничего более сложного, более загадочного, чем человек. Мы ищем какого-то особого учителя, который скажет...

Родителям на заметку «Почему дети ведут себя плохо?»

Ребенок не понимает, а чувствует, какого поведения «заслуживают» его домочадцы. Ищите причину в себе, в своих воспитательных установках....

Почему дети ведут себя плохо?

А в самом деле, почему они ведут себя «плохо»? Почему они упорно не хотят понимать собственной выгоды от «хорошего» поведения? Впрочем, мы уже говорили о том, что дети — существа очень це­лесообразные...

Что делать, когда дети лгут?

Чтобы период лжи был минимальным, пресечь его нужно в зародыше, распутав все узлы проблемы. Для этого надо разобраться, зачем ребенок лжет и почему....