Консультация: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация:
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 2 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Все подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребёнка и для развития речи.
Как можно развивать мелкую моторику рук в домашних условиях, какие игры и упражнения по развитию моторики следует взять на заметку и проводить систематически?
По Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук, развитие руки включает в себя три основных направления: 1. Сформировать правильный захват орудия письма. 2. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки. 3. Развивать мелкую моторику руки.
Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами (щепотью): большим, указательным и средним. При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный – сверху. Верхний конец карандаша направлен на плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает . Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев рук), упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя пальцами, тремя пальцами»), игровые упражнения типа «Посолим суп» и др.
Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает напряжение (для удержания орудия письма в руке) и быстрое чередование силового напряжения и расслабления. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме. Для отработки навыков распределения мышечной нагрузки рекомендуется использовать следующие игры:
«Лего» (смена нагрузки при снятии и надевании деталей);
«Мозаика» (то же); лепка; разнообразные виды ручного труда (особенно работа с иголкой, так как иголка является посредником между пальцами и поверхностью, т.е. происходит имитация процесса письма);
«Штампы» (работа со штампами упражняет ребенка в умении удерживать штамп за ручку в положении захвата тремя пальцами – щепотью).
Вырезание ножницами. Работа с ножницами, прекрасно упражняет ребёнка в быстром чередовании напряжения мелкой мускулатуры руки и расслабления. Поэтому, чем больше ребёнок действует ножницами, чем лучше получаются его работы, тем совершеннее смена тонуса его руки. Работа с ножницами активно используется на занятиях по аппликации, ручному и художественному труду. Главное – не бояться давать ножницы ребёнку. Необходимо рассмотреть их, обсудить, для чего нужны разные детали этому предмету. Концы ножниц – лезвия режут бумагу и ткань, кольца нужны для того, чтобы держать ножницы и действовать ими.
Обрывание листа бумаги. Обрывание листа бумаги показывает содружество обеих рук в работе, а также активно развивает это содружество. Но рвать бумагу просто так не стоит. Для развития рук желательно давать детям не только произвольное обрывание, но и по контуру (геометрические фигуры, контуры предметов, животных, их части и детали). Произвольное обрывание. Ребёнку предлагаются листы цветной бумаги (разного размера), от которой он отрывает кусочки, двигаясь по краю листа. Оторванные кусочки могут быть разного размера. Это связано с возможностями рук ребенка и с сюжетом работы.
Раскрашивание. Дети любят раскрашивать. Само по себе это занятие уже развивает руку ребёнка, точность движений (не выходить за контур). Более развивающий эффект можно получить от раскрашивания карандашом одного цвета, но с разным нажимом. При этом мышцы руки ребёнка работают то с напряжением (для получения более насыщенного тона), то с расслаблением (для получения легкого оттенка).
Вся работа нацелена на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение.
Отдельную консультацию предложим Вам, уважаемые родители, по лепке из пластилина.
Форм работы для развития мелкой моторики рук огромное разнообразие. Ниже рассмотрим некоторые из них
Развитие тактильных ощущений: определение предмета на ощупь без предварительного визуального и тактильного контроля. (Дидактическую игру «Чудесный мешочек»).
Пальчиковые игры без предметов, с атрибутами и с предметами.
Работа со штампами.
Работа с карандашом - штриховка.
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных средств и приёмов, используются разнообразные стимулирующие материалы.
Игры с мелкими предметами. Дошкольникам, просто необходимо предлагать все те игры, где нужно собирать мелкие части в единое целое: мозаика; пазлы; конструктор.
Пальчиковая гимнастика, выполнение которой сопровождается стихотворной речью. Эти упражнения на согласование стихотворной речи с движениями пальчиков, активизируют моторику рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, воспитывают координацию и развивают речь.
Представленные ниже стихотворные тексты являются основой упражнений, которые мы использовали для развития мелкой моторики: развитие движений рук, снятия мышечного напряжения в кисти, развитию чувства ритма, кратковременной слуховой памяти.
«Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики. (пальцы рук соединяются ритмично в «замок»).
Мы с тобой подружим маленькие пальчики,(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять, Начинай считать опять. (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев).
Раз, два, три, четыре, пять, (руки вниз, встряхнуть кистями).
Мы закончили считать.
«Домик»
Раз, два, три, четыре, пять Вышли пальчики гулять, (разжимание пальцев, сжатых в кулак по одному, начиная с большого).
Раз, два, три, четыре, пять, (сжимание по очереди широко расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинца)
В домик спрятались опять, (ритмичное сжимание всех пальцев одновременно).
Некоторые упражнения имитируют знакомые детям бытовые действия:
«Засолка капусты»
Мы капусту рубим, (резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх).
Мы морковку трем, (пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя).
Мы капусту солим, (движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки)
Мы капусту жмем, (интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).
Некоторые упражнения связаны с символическим изображением предметов или действий с ними.
«Замок»
На двери висит замок, (ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок»)
Кто открыть его бы смог? (повторение движений).
Потянули, Покрутили, Постучали (пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть в одну, потом другую сторону), (движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе),(пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга).
И — открыли! (пальцы расцепить, ладони в стороны).
«Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне, («цветок с закрытыми лепестками»).
Утром весенним раскрыл лепестки. (развести пальцы рук).
Большое число упражнений связано с изображением животных и птиц:
«Зайцы»
Скачет зайка косой («зайчик» правой рукой).
Под высокой сосной («дерево» правой рукой).
Под другою сосной («дерево» левой рукой).
Скачет зайка второй («зайчик» левой рукой).
«Козы»
Идет коза рогатая («коза» правой рукой).
Идет коза бодатая.
К ней другая спешит («коза» левой рукой).
Колокольчиком звенит («колокольчик»).
«Птички»
Птички полетели, («птички»).
Крыльями махали. ( взмахи ладонями с широко расставленными пальцами).
На деревья сели, («деревья»).
Вместе отдыхали («птички»).
«Улитка»
Две улитки на дорожке, («улитки» обеими руками).
Вверх торчат смешные рожки.
Важным направлением работы по подготовке детей к обучению письму мы считали взаимодействие с родителями воспитанников. Цель такого взаимодействия – объединить усилия взрослых для успешного развития мелкой моторики руки каждого ребёнка группы; сформировать у родителей желание помогать своему ребёнку; уметь правильно реагировать на проблемы, помогать преодолевать их, а также радоваться достижениям и успехам своего ребёнка.
Желаем Вам, уважаемые родители, достичь хороших результатов в развитии Ваших детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация « Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
Консультация для родителей второй младшей группы: « Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанн...
Консультация "Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста"
Предлагаем игры и упражнения, которые помогут вам развивать ручки ребенка!...
Практическая консультация "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования"
Цель:Обеспечить понимание родителями необходимости развития мелкой моторики ребенка как неотъемлемой части его жизни.Задачи:1. Обогатить опыт родителей по теме собрания;2. Расширить предст...
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...
Консультация "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую мот...
Консультация "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста" «Ум ребенка – в пальчиках»
Мелкая моторика – это скоординированные движения кистей рук и мелких мышц пальцев. Чтобы стимулировать развитие речи у ребенка, важно развивать мелкую моторику или движения пальцев рук....