.Консультация для родителей на тему: «Патриотическое воспитание детей 5 лет».
консультация (старшая группа)

левый елена владимироввна

Народная игрушка в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании:

Народная игрушка в семье.

        Народная игрушка — это действительно бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка дает ребенку первые жизненные и культурные ориентиры. Вот как пишет известный исследователь и популяризатор русской народной игрушки, искусствовед Галина Львовна Дайн: «Мы смотрим на крестьянские деревенские игрушки, и нас все больше трогает их рукотворность. Каталки, свистульки, мячи, куклы — в каждой игрушке ощутима живая участливость взрослых: то родительская отцовская опека и ласковая материнская забота, то умелая рука и высокий вкус настоящего мастера-игрушечника, а то и старание самих детей. И невольно рождаются мысли: «А разве мы так же не могли бы? Разве не пора снова научиться петь колыбельные песни, рассказывать, а не читать по книгам сказки, мастерить самим, а не только покупать готовые игрушки?» Лучше не скажешь!

Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего — очень заметного — места.
        Все мы, снабжая ребенка игрушками, хотим, чтобы они доставляли ребенку радость, были близки ему. Но далеко не всегда достигаем этого. Нередко молодые родители, покупая игрушку для своего ребенка, сами того не осознавая, ориентируются на собственный вкус, не очень задумываясь о том, что не всякая игрушка подходит определенному возрасту. Более того, сегодня, зайдя в любой магазин, видишь, что большая часть представленного игрушечного товара рассчитана на взрослого покупателя, а не на ребенка. Часто игрушки не отвечают своему прямому назначению: с ними нельзя играть, на них можно лишь смотреть, любоваться ими. Далеко не все они по цветовой гамме, сложности, размерам соответствуют тому возрасту, на который указывает рекомендация производителя. Они не учитывают психологии ребенка, или не отвечают элементарным требованиям, которые, кстати, давно интуитивно соблюдались традиционным искусством и сейчас хорошо известны специалистам по детской психологии, работникам детских
 дошкольных учреждений, а также тем, кто занимается в разного рода кружках и студиях с младшими школьниками.      

Вместе с тем надо помнить, что игрушка — не просто развлечение, средство физического развития и обучения, прежде всего игрушка — это культурный объект. С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходит включение в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, представлениями о правде красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах.

         Факт, что игрушки всегда сопровождали детство, — неоспорим. Как не подлежит сомнению и то, что мелкая пластика (игрушки в том числе) выполняла в прежние времена гораздо более значимые функции и использовалась в культуре гораздо разнообразнее.

         Первой игрушкой ребенка, распространенной издревле и повсеместно была и остается погремушка. Называли погремушки по-разному: шаркуны, гремушки, складушки, брякулки, брякушки. В традиционном крестьянском быту существовало несколько видов самодельных звучащих игрушек. Интересно, что названия их отражают характер издаваемого звука. Помимо погремушек и свистулек, благополучно доживших до нашего времени, это были фуркалка — продолговатая дощечка с двумя отверстиями, в которые продевались нити: при дергании двумя руками за скрученные, соединенные на концах нити, пластинка вертелась и «фуркала»; деревянные трещотки (крестообразные рамки, с треском вращающиеся вокруг оси с зубчатым валом). Большим успехом пользовалась жужжалка — короткая толстая круглая палочка с кольцевой зарубкой посередине, где палочку перехватывает веревочная петля, при их взаимодействии и создается шумовой своеобразный эффект. Сегодня при выборе погремушки обращайте внимание на то, что она должна быть яркой, но не многоцветной, и уж тем более не кричащей, ядовитой расцветки. Звук, производимый ею, должен быть не слишком громким и звонким.

         Став постарше, ребенок испытывает огромную потребность в активных действиях, в движении. Понимая это, народная культура выработала целый ряд так называемых моторных игрушек, т. е. игрушек, обладающих эффектом движения. Физическому развитию детей чрезвычайно способствовали летние и зимние подвижные игры (бабки, городки, скакание на палочке-коньке, бег наперегонки и пр.). Скакалки, мячики, наборы для стрельбы и бросания в цель помогали развитию физической силы и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, сообразительность, выносливость, внимание, память, смелость. Эмоциональный тонус игры способствовал здоровому отдыху.

         В крестьянской семье детей очень рано начинали приучать ко всякого рода кувыркам, качаниям и прочим движениям, активно тренирующим вестибулярный аппарат ребенка. Подобная тренировка начиналась еще с колыбели, в которой малыш качался — «вверх-вниз, вверх-вниз». Затем ребенка пересаживали на детские качельки, которые обязательно были в каждом доме. Делали качели очень просто: две веревочки да дощечка, обычно их устраивали где-нибудь на сеновале, чтобы ребенок, перекувырнувшись, не убился о землю. Катание на качелях имело еще и символический смысл. Оно было призвано как бы раскачать жизнь человека и жизнь природы, придать им движение вперед. Поэтому на Руси столь популярным было и катание с гор.

         В старину для изготовления игрушек использовались самые разные материалы —солома, лен, мех, тряпки, пакля, лучина, шишки, бумага, металл. Излюбленным материалом для изготовления игрушек были дерево и глина. Игрушкой становился обыкновенный сучок, слегка «подправленный» умельцем, а то и самим ребенком, увидевшим в нем некое сходство со зверьком, человечком, лодочкой. Куклой в руках матери или бабушки становился пучок травы, согнутый пополам и перетянутый в двух местах, чтобы обозначить головку и талию. Наденешь на такой пучок косынку, юбочку — вот тебе и кукла.

         Любопытна и поучительна еще одна сторона традиционной игрушки: игрушки являлись атрибутами детской частной собственности. В семье право собственности не акцентировалось, но разумно стимулировалось в детях, ибо оно вырабатывало бережливость, стремление пополнить свой запас, прежде всего смастерить что-то своими руками или же заработать в качестве подарка (хорошим поведением, посильной помощью взрослым и пр.). Неотчуждаемой собственностью становились и подарки. Надо заметить, дети раньше получали подарки гораздо реже, зато ценили их намного больше. И дело тут было вовсе не в достатке семей — обеспеченные родители, богатые родственники руководствовались теми же принципами, что и малоимущее население. Игрушки — долгожданные подарки

         Традиционное воспитание выработало свою, продуманную систему дарения. Конечно, встречались исключения, и всегда, наверное, были чересчур избалованные дети. Но в целом общество придерживалось хорошо известных неписаных правил. Во-первых, подарки приурочивались к определенным срокам — датам календаря (большим праздникам — Рождеству, Пасхе), ярмаркам и обязательно ко дню ангела. Такой подарок был ожидаемым и потому особенно желанным. К известным дням заранее готовились как дети, так и взрослые: первые старались быть достойными подарка, а вторые выбирали его в зависимости от поведения, трудолюбия ребенка, успехов его в учебе или в овладении каким-либо навыком, ремеслом.

Давайте же сохраним традиции нашего народа и сделаем игрушку для своего ребёнка сами.

Инструкция: Как сделать куклу своими руками

Шаг 1. Готовим необходимые материалы, чтобы сделать куклу мотанку.

Для работы Вам понадобится:

- кусочки ткани разных цветов (чем ярче, тем лучше);

- кусочек ткани белого цвета;

- вата;

- резинки;

- циркуль (тарелки);

- ножницы.

Шаг 2. Делаем заготовки для куклы мотанки.

2.1. Из кусочков ткани вырезаем круги разных диаметров. Чем больше тканевых окружностей вы подготовите, тем пышнее будет юбка.

2.2. Из белой ткани вырезаем большой прямоугольник, в котором большая сторона будет чуть больше диаметра самого большого тканевого круга.

ШАГ 3.Как сделать куклу своими руками.

 3.1. Из ваты катаем плотный шарик. Вместо ваты можно использовать синтепон или салфетки.

3.2. Шарик кладем в центр тканевого круга с изнаночной стороны. Это будет голова нашей куклы мотанки.

3.3. Закручиваем ткань вокруг шарика.

3.4. Закрепляем резинкой голову куклы мотанки. Вместо резинки можно использовать нитки, веревки, шнурки.

3.5. Расправляем ткань — это будет первый слой платья тряпичной куклы.

3.6. Накрываем куклу мотанку тканевой окружностью диаметром, меньше предыдущего

3.7. Закрепляем резинкой.

3.8. Повторяем пункты 3.6 — 3.7 столько раз, сколько вы приготовили тканевых окружностей.

Шаг 4. Делаем голову и ручки куклы мотанки.

4.1. Накрываем куклу белой тканью.

4.2. Закрепляем ткань резинкой.

4.3. Чтобы сделать ручки, подворачиваем ткань вовнутрь и закрепляем резинкой. Если ручки получаются слишком длинные, укоротите их с помощью ножниц.

Шаг 5. Украшаем голову куклы мотанки.

5.1. Вырезаем косыночку для нашей тряпичной куколки.

5.2. Одеваем косыночку на голову кукле и завязываем косынку.

5.3. Рисуем куколке лицо.

Вот и готова кукла мотанка.

                                 

                                   Уважаемые родители!

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения одна из наиболее актуальных тем на сегодня . Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно у нас недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.
Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. В семьях нет традиций, которыми ребёнок мог бы гордиться. Ему всё сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать, в семье должны появиться какие-либо «ценности», традиции.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, селом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.
В нашем ДОУ воспитание нравственно-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста идёт через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, о городе  в которой ребёнок живет, о главном городе России - о столице Москве, о своей стране. А вы-родители должны ориентироваться на патриотическое воспитание детей в семье.
Формируя у детей представления о семье, доме, детском саде, о стране, в которой он живёт, происходит освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ребенка как личности.
В ДОУ большое внимание уделяется воспитанию нравственно - эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Ведётся формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произведениями.
Происходит развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.
В течении учебного года дети пополнят знания по следующим разделам : «Мой дом, моя семья», « Мой детский сад», «Моя улица, район», «Мой город», «Моя страна Россия»; дети будут обладать ценностно-нравственные качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.




Консультация для родителей

на тему: «Патриотическое  воспитание  детей

 5 лет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Безопасность детей дома». Консультация для родителей по теме: «Безопасность детей дома».

Хочу предоставить вашему вниманию консультацию для родителей на тему Безопасность. Опасность подстерегает нас и наших детей везде. Чтобы уберечь детей , вы должны знать простые правила  о безопас...

Консультация для родителей на тему "Семья и книга"Консультация для родителей на тему "Семья и книга"

quot;Семья и книга"Жизнь семьи сложна и многогранна. В процессе воспитания человека, в развитии его духовного богатства, большая роль принадлежит книге, которая дает силу для нравственного созре...