Воспитание дошкольников с учетом их гендерных особенностей
консультация
Воспитание дошкольников с учетом их гендерных особенностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_doshkolnikov_s_uchetom_ih_gendnrnyh_osobennostey.docx | 40.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 87
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
«ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
С УЧЕТОМ ИХ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ»
Составила:
педагог-психолог
Ложкина В.С.
г. Калининград
2023 г.
В современном мире наблюдается тенденция: границы поведения мужчины и женщины становятся размытыми. Женщины стали более агрессивными, жёсткими. Мужчины наоборот стеснительными и боязливыми. Такое поведение берет начало с дошкольного детства, когда ребёнок проходит этап гендерной социализации. Проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования социального пола ребенка - одна из важнейших и актуальных проблем дошкольного образования. Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье и обществе. Обращение к гендерному аспекту в дошкольном образовании связано со снижением уровня психологического здоровья мальчиков и девочек, снижением или потерей чувства гендерной принадлежности, приобретением форм поведения, несвойственных мальчикам или девочкам. Именно в период дошкольного детства происходит принятие гендерной роли. Обеспечение гендерного подхода в социализации дошкольников – одна из важнейших задач развития дошкольников. Целью такого подхода является воспитание мальчиков и девочек, одинаково способных к самореализации. Работа по гендерному воспитанию в детском саду направлена на овладение детьми элементами культуры в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мальчика и девочки, мужчины и женщины в обществе, семье, что позволит сформировать адекватную полу модель поведения.
Понятие «пол» подразумевает свойства, совокупность которых биологически отличает представителей разных полов.
Под понятием «гендер» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами и женщинами.
Гендерный подход в воспитании детей - это такая тактика в воспитании, при которой учитываются индивидуальные особенности ребёнка, а так же характеристики его или её пола, вследствие чего у ребёнка создаются гармоничные представления о психологических, нравственных, социальных качествах мальчиков (мужчин) и девочек (женщин), культурном взаимоотношениях между мальчиками и девочками.
Гендерное воспитание - целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельности детей дошкольного возраста, заключающийся в содействии накоплению социального опыта, выполнению гендерных ролей, осознания себя как представителя определенного пола с позиции духовно-нравственных ценностей.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Гендерная идентичность - осознание ребенком того факта, что существуют два пола, и отнесение ребенком себя к одному из них – определение себя как мальчика или девочки. Успешность процесса формирования гендерной идентичности зависит от того, насколько ребенок активен в общении и структурировании собственного опыта формирования представлений о гендерных и половых ролях.
От рождения до трёх лет закладываются основы полового самосознания ребенка, когда он начинает осознавать себя представителем человеческого рода и одновременно неповторимой уникальной личностью. В этот период ребёнок учится управлять своим телом, стремится оценить свои возможности, понять свои чувства и эмоции. Ребенок начинает сравнивать себя с окружающими его людьми, задавать вопросы взрослым, и в результате этой деятельности соотносить себя с определённым полом, а так же учится различать пол других людей. Однако в этот период половая принадлежность человека не кажется ребёнку постоянной, то есть он полагает, что пол можно изменить - побыть мальчиком, потом девочкой или наоборот. Это происходит потому, что отличия в половой принадлежности могут быть связаны с такими признаками, как одежда или прическа.
В период от трёх до четырёх лет ребенок уже различает пол окружающих его людей, но продолжает ассоциировать его с такими случайными признаками, как одежда или прическа. В этом возрасте ребёнок делает попытки без помощи взрослых разделять роли в играх, в соответствии с полом участников игры. В связи с этим игры начинают делиться на игры «для мальчиков», игры «для девочек» и «общие» игры. Начинают складываться интересы, ценностные ориентации и предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерных для мальчиков и девочек. Начинают формироваться первые представления о социальных ролях мужчин и женщин на примере папы и мамы. В этот период у ребёнка появляется интерес к своему телу, определению половой принадлежности по физиологическим признакам.
В период от четырех до шести лет происходит формирование отношений между мальчиком и девочкой. К этому возрасту дети уже способны распределять роли в играх по половому принципу, твердо знают свою половую принадлежность и осознают её необратимость и неизменность. Начинается разделение детей в общении: мальчики дружат только с мальчиками, девочки дружат только с девочками. Дети начинают имитировать в игровой деятельности женские и мужские профессиональные качества и умения. Начинается этап ролевых игр. Дети играют в то, что они увидели, при этом подражают отношениям родителей.
Ребёнок это социальный субъект, следовательно, формирование его гендерной принадлежности происходит в результате влияния на него со стороны - семьи, общества, ДОУ. Все эти социальные институты взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе гендерного воспитания ребёнка. Современные учёные считают - формирование гендерной идентичности обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от семейного воспитания, а именно, отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок, привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, влияния общества в повседневной жизни, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. Таким образом, эффективная реализация гендерного подхода может быть осуществлена только при взаимодействии семьи, ДОУ и общества.
Стратегии обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в современном ДОУ, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, это связано с увеличением количества неполных семей, а в детском саду – воспитатели-женщины. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и детьми. Педагоги дифференцируют мужские и женские качества в соответствии с традиционными гендерными установками. Спектр качеств и умений, которые, по мнению педагогов, необходимо воспитывать у детей разного пола существенно различается. Важными для девочек называются такие качества - как доброта, женственность, мягкость, качества, необходимые в общении с другими людьми, а для мальчиков – твердость, целеустремленность, выносливость. Так, для мальчиков устанавливаются более жесткие рамки в отношении прически и поведения, а для девочек – в отношении аккуратности, опрятности внешнего вида. Мальчиков наказывают чаще девочек и на более длительное время. У девочек осуждают проявление агрессивности, драчливости. Таким образом, гендерные представления педагогов основываются на традиционных требованиях к представителям разного пола. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики являются результатом педагогического влияния воспитателей. Так, например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, при ответе на вопрос девочки стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков, не редко, развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. В связи с этим первоочередной задачей является обучение воспитателей осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.
ОТЛИЧИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПЛАНЕ И ПОВЕДЕНИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
- У мальчиков развиты выше, чем у девочек математические способности, но при этом они более агрессивны, чем девочки. Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляют с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными задачами. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие. Однако, мнение учёных по этим вопросам расходятся.
- Мальчики, организуя сюжетно-ролевые игры, используют все пространство, отведённое для игр, тогда как девочки любят играть на ограниченной территории.
- У мальчиков преобладает мышление обобщенное, абстрактное. Мальчики предпочитают манипулировать с геометрическими формами. У девочек мышление более конкретное, повышенное внимание к деталям.
- У мальчиков быстрее утомляется левое полушарие, оно отвечает за речевое мышление, логические операции. У девочек быстрее утомляется правое полушарие, которое отвечает за образное мышление, эмоциональное самочувствие.
- Мальчики ориентированы на информацию. Во время общения смотрят в сторону или перед собой. Девочки ориентированы на отношения между людьми. Во время общения смотрят в лицо взрослого.
- Мальчики кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный фактор. Девочки готовы в любую секунду отреагировать на эмоциональный фактор.
- При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.
- Поощряя или наказывая дошкольников, необходимо учитывать различие в реакции детей разного пола на оценку их деятельности. Для мальчиков очень важно, что конкретно оценивается в их деятельности, а для девочек — кто их оценивает и как.
- Для мальчика важно знать, хорошо ли он выполнил задание, и не очень важно, как оценивается взрослым его поведение. Для девочки важнее понравилась ли она. Однако и для мальчиков, и для девочек важно, чтобы сначала педагог похвалил за старание, тогда ребенок готов обсуждать свой даже неудачный результат. Недовольство действиями мальчика следует выражать в нотации короткой, но емкой по смыслу.
- Положительную оценку деятельности мальчика и девочки следует давать разными словами. Для мальчика более значимо слово «молодец», а у девочки оно не вызывает такого эмоционального отклика. Девочку лучше оценивать другими словами, например «умница».
Гендерное воспитание осуществляется в образовательном процессе. В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. Реализация гендерного подхода в игровой деятельности носит комплексный характер. В педагогической деятельности используются виды игр: сюжетно-ролевые, коммуникативные игры, дидактические игры, подвижные игры. В сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. В процессе игры ребенок уточняет строение своего тела и сравнивает себя с другими детьми, начинает осваивать гендерную роль. Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше детей, тем лучше. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства - куклы, тряпочки, бусинки, пуговички и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется больше пространства, чем девочкам. У девочек активно прослеживается интерес к игре в куклы, сюжетно-ролевым играм: «Дочки-матери», «Столовая», «Повара». Мальчики предпочитают сюжетно-ролевые игры «Шоферы», «Пожарные», «Полицейские». Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях. Мальчики воюют на войне, водят машины, строят мосты и занимаются ремонтными работами. В сюжетно-ролевой игре закладываются и основы нравственности - великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) - у мальчиков и доброта, терпеливость, забота, уважение к мальчикам (мужчинам) –– у девочек. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.
Дидактические игры способствуют формированию гендерной социализации и идентичности дошкольника. В процессе игры ребёнок узнаёт об особенностях внешнего вида, одежды, этике поведения каждого пола и использует эти знания, формируя на их основе личное поведение, соотнося себя с определённым полом. Игра «Хорошо или плохо» учит детей анализировать поступки детей, учит правильному взаимоотношению между мальчиками и девочками. Игра «Одень мальчика» и «Одень девочку» формирует знания об одежде, характерной для каждого пола. Игры «Женские и мужские профессии», «Профессии и инструменты труда » знакомят детей с миром профессий.
Коммуникативные игры способствуют формированию гендерных качеств у детей, развитию чувства эмпатии и уважения к противоположному полу, чувства взаимопомощи и поддержки, развивают культуру взаимоотношений с противоположным полом. Игра «Комплименты» учит детей говорить добрые слова друг другу, игра «Пожелания» развивает умение дружить, взаимоподдержку, желание прийти другу на помощь.
Подвижные игры способствуют развитию физических навыков - выносливости, ловкости, а так же формируют умение взаимодействовать с противоположным полом в процессе игры. Подвижные игры «Ловишки», «Карусель», «Ручеёк», так же формируют гендерную принадлежность дошкольников, закладывают основы «женского» и «мужского» поведения.
Таким образом, в организации игровой деятельности необходимо реализовывать потребности мальчиков в двигательной активности, а так же организовывать совместные подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры с выполнением ролей: мамы – девочки, папы – мальчики, врача – мальчики и девочки, повара – мальчика и девочки, продавца – мальчика и девочки.
РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. У девочек лучше развита мелкая моторика рук. Поэтому они тщательнее и ровнее разукрашивают, лепят из пластилина мелкие детали, с помощью кисточки создают удивительные образы, а мальчики делают размашистые линии, им сложно разукрасить рисунок, не выходя за пределы контура рисунка. Рисование способствует гендерной идентификации, управляет эмоционально-смысловым поведением ребенка и помогает ему освободиться от возможных последствий психотравмирующих ситуаций. Тематика детских рисунков обусловлена многими факторами. Один из них - принадлежность ребенка к определенному полу. Общая направленность на идентификацию со своим полом придает определенное содержание и рисункам ребенка. При выборе тем для рисования девочкам ближе образы принцесс, сказочных героинь Василисы Премудрой, Елены Прекрасной. Мальчикам близки образы былинных богатырей, Ивана Царевича, Емели. В своих рисунках дети отражают свои представления о внешнем виде мальчиков и девочек, дружбе между ними, семейных отношениях. При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом, научился пользоваться ножницами, красиво разукрашивать, конструировать. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось добиться, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА – ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Знакомство с художественной литературой так же опирается на гендерный подход. Восприятие ребенком произведений художественной литературы направлено на преобразование социокультурного опыта, заложенного в литературном произведении, в личный опыт дошкольника. Художественные произведения для детей являются одним из важнейших культурных источников для гендерной социализации ребенка. Чтение и обсуждение художественных произведений, в которых сказочные герои соответствуют женскому и мужскому образу. На примере сказочных героев, Елены Премудрой и Ивана Царевича, мальчики и девочки учатся строить доброжелательные взаимоотношения, осознают свою социальную роль. Такие произведения, как русские народные сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Журавль и Цапля», «Царевна - лягушка», «Рукодельница и ленивица», сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева», «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик», воспитывают в мальчиках мужественность, смелость, трудолюбие, благородство, умение преодолевать трудности, мужчину, сильного и отважного, защитника своих близких и Отечества, а в девочках – женственность, доброту, отзывчивость, мягкость, терпимость, заботу, любовь к детям, мудрую женщину, будущую мать, хранительницу семейного очага. Художественную литературу, формирующую гендерную принадлежность дошкольников, условно можно разделить на 3 группы: «мужские», отражают мужские стратегии поведения, где главный герой – мужской персонаж; «женские», отражают женские стратегии поведения, где главная героиня – персонаж женского пола; «смешанные»: есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. Роль сказки как одного из средств гендерного воспитания дошкольников неоценима. При работе со сказкой очень важно бережно относиться к сказочному сюжету: не просто читать и обсуждать текст, а использовать сюжетные моменты, поступки и образы сказочных героев для объяснения материала, придумывать театрализованные кукольные постановки по сюжетам сказок, задания в виде создания рисунков по их мотивам. Это будет способствовать благоприятному протеканию процесса гендерной социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.
ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Неразрывно с художественной деятельностью связана театрализованная деятельность. Через театрализованную деятельность раскрывается творческий потенциал ребенка. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление. Театральное искусство близко и понятно как детям, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей, оказывающее влияние на формирование гендерной принадлежности. Сопереживание героям инсценировок развивает эстетические чувства ребенка, представления о плохих и хороших человеческих качествах, присущих сказочным героям, и, следовательно, мужчинам и женщинам в реальной жизни. В театрализованной игре закладывают основы социальных и гендерных ролей: реализуются особенности их исполнения, воспитывается положительное отношение к разным социальным гендерным ролям, происходит усвоение детьми гендерного поведения, формирование привлекательности гендерной роли. В театрализованной деятельности дети выбирают роли, присущие определенному полу. Роли животных, которые играют дети в процессе театрализованной деятельности, так же способствуют установлению дружеских взаимоотношений в детском коллективе, между мальчиками и девочками. В результате у мальчиков формируется мужские черты характера, такие как смелость, храбрость, решительность, сила, выносливость, вера, отвага, благородство, у девочек – женские это - чувствительность, доброта, нежность, сострадание, отзывчивость терпеливость, забота. Таким образом, гендерный подход реализуется комплексно, через все виды педагогической деятельности в ДОУ, через реализацию всех образовательных областей. Только при взаимодействии ДОУ, семьи и социальных институтов общества возможна реализация гендерного воспитания дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации воспитателям по воспитанию и обучению дошкольников с учетом их гендерных особенностеи
В памятке даны рекомендации для педагогов ДОУ по воспитанию и обучению дошкольниковс учетом их гендерных особенностеи...
Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей
Особенности психического и физического развития, которые необходимо учитывать в воспитании детей....
Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей.
Становится очевидным, что в настоящее время существуют неоспоримые факты различий между девочками и мальчиками, которые не должны остаться незамеченными родителями и педагогами....
Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.Проблема гендерной социализаци...
Родительское собрание в форме круглого стола « Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей»
Цель: расширить представления родителей об особенностях полоролевого развития детей.Повестка дня.1. Круглый стол.· Работа детского сада по р...
Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей.
Мальчики должны быть сильными ,мужественными;девочки должны быть нежными,красивыми.......
Воспитание дошкольников с учетом гендерных особенностей в условиях ДОУ и семьи
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, ...