Конспект родительского собрания в средней группе на тему: "Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности".
методическая разработка (средняя группа)
Данный конспект родительского собрания способствует повышению компетентности родителей по вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста и поможет воспитателю подготовиться к его проведению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervye_shagi_po_stupenkam_finansovoy_gramotnosti_sobranie_v_sredney_gruppe.docx | 33.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания в средней группе на тему:
«Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности».
Цель: повышение компетентности родителей по вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Повысить уровень педагогической и финансовой культуры родителей;
- Научить родителей помочь ребёнку сформировать позитивное отношение к труду и деньгам;
- Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей;
- Расширить кругозор родителей посредством игр экономической направленности.
Предварительная работа: анкетирование родителей, подготовка игровых упражнений и проблемных ситуаций для мероприятия.
Форма проведения: круглый стол.
Ход собрания:
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания.
Сегодня мы поговорим об основах финансовой грамотности наших воспитанников.
Финансовая грамотность – это эффективное управление личными финансами, краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование, учет доходов и расходов, оптимизация соотношения между сбережениями и потреблением.
Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.
Большинство психологов и педагогов считают, что обучение финансовой грамотности, то есть представлению, откуда берутся деньги и как их правильно тратить, лучше начинать уже в дошкольном детстве. Если малыш будет чётко понимать, что деньги зарабатываются трудом, что каждая вещь или продукт имеют стоимость, он быстрее осознает устройство взрослого мира.
Современный ребенок рано включаются в экономическую жизнь семьи: ходит с родителями за покупками в магазин и часто родители прислушиваются к мнению ребенка в отношении покупок. Некоторые дети в 4-7 лет имеют карманные деньги, пользуются разными услугами (парикмахеров, фотографов), овладевая таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще и на житейском уровне.
Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности? Как часто Вы сами испытываете стресс, связанный с деньгами? Когда Вы пытаетесь погасить ипотеку, или думаете о своем выходе на пенсию, «денежный стресс» является довольно распространенной проблемой многих людей. Вероятно, Вы уже знаете, какие шаги Вы должны были сделать и не сделали, и каких ошибок Вам стоило бы избежать. И сейчас есть хороший шанс получить надежду, что у Вашего ребенка все будет намного проще.
Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами:
- Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.
- Чтобы он имел возможность жить с комфортом.
- Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он
не может позволить себе жить самостоятельно.
- Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.
С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную деятельность, дошкольников 4 – 5 лет речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально – психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком. В среднем дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления об источниках денег, профессиях родителей и других людей.
Задача и педагогов и родителей в игровой и увлекательной форме расширить знания детей по экономическому воспитанию, привить детям правильное отношение к тому, что делают для них взрослые, уважение к труду людей.
Рабочая программа по финансовой грамотности, по которой мы планируем работать, составлена на основе Примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5 – 7 лет, разработанной Банком России, с учетом Методических рекомендаций для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников. В связи с тем, что программа составлена для детей старшего дошкольного возраста, то, начиная с 4 лет, мы планируем пропедевтические занятия (подготовительные) для детей среднего дошкольного возраста: совместную деятельность, игровую деятельность с детьми, работу с родителями, включающую в себя введение в финансовую грамотность:
- Проведение сюжетно-ролевых игр, таких как: «Магазин», «Кафе», «Парикмахерская», «Пиццерия»;
- Проигрывание различные ситуаций, при этом упражняясь в культуре общения и поведения;
- Чтение сказок, в которых выделяется экономическая составляющая и отражается труд людей: например, «Хаврошечка», «Морозко», «Федорино горе», «Мужик и медведь». В сказках А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», К. И. Чуковского «Телефон» рассматривается вопрос о потребностях. Можно выделить и сказки о бартере – «Лисичка со скалочкой», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик». Всем известны и сказки о деньгах: К. И. Чуйковский «Муха - цокотуха», А. Толстой «Буратино». Мы планируем знакомить детей со сказками о рекламе: Ш. Перро «Кот в сапогах», Г. Х. Андерсен «Новое платье короля», С. Михалков «Как мужик корову продавал» и др.;
- Проведение цикла занятий «В мире современных профессий», в ходе которого ребята совершат путешествие по миру профессий, познакомятся с новыми для них профессиями и узнают, какую пользу приносит та или иная профессия. И что было бы, если бы не было, например парикмахеров, врачей и т. д.?
- Реализация различных проектов внутри большого проекта.
Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения. Чтобы научить наших маленьких воспитанников экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться.
Приглашаю вас на «ФИНАНСОВЫЙ РИНГ».
Разминка:
1) Что считать в чужом кармане не хорошо, но очень интересно? (деньги)
2) Делать это ни в чужом, в своем доме не стоит, деньги водится, не будут? (свистеть)
3) И врачу и акробату выдают за труд (зарплату).
4) Что сколачивают из денег? (капитал).
5) Какое животное всегда при деньгах? (поросенок).
6) Мотоцикл экономит время, а велосипед экономит (деньги).
7) Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры).
8) Учреждение, в котором хранят деньги (банк).
Задание № 1. «Верю – не верю»
Я буду задавать вопросы, а вы должны ответить верите или нет, постараться объяснить выбор ответа. За правильный ответ, получаете по золотой монетке.
1-ый вопрос: Верите ли вы, что существовали съедобные деньги? (Да. Съедобными деньгами считалось, зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура банана).
2-ой вопрос: Верите ли вы, что жители островов Санта - Крус применяли деньги в виде перьев? (Да. Деньги в виде перьев применялись в обороте жителей островов Санта – Крус. Представляли они собой, тонкие красные перья длинной до 10 см.).
3-ий вопрос: Верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые колокольчики? (Нет. На Руси в качестве денег использовали шкурки белок, лис, куниц).
4-ый вопрос: Верите ли вы, что в бескрайнем Тихом океане среди тысячи островов Океании есть «Остров каменных денег?» (Да, пояснение: в бескрайнем Тихом океане среди тысячи островов Океании есть огромный регион Микронезии, включающий архипелаг Каролинских островов. На западе этого архипелага лежит небольшой остров с кратким названием Яп, известный всему миру как «Остров каменных денег») .
Задание № 2. «Экономические загадки»
1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)
2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)
3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)
4. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)
5. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке (проценты).
Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.
Задание № 3. «Экономика в сказках».
- В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).
- Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Колосок).
- В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах).
- В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал).
- В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок).
- В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя?
(Лисичка со скалочкой).
Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок).
- В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (Вершки и корешки).
В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-Хаврошечка, Царевна-лягушка).
Следующее задание называется «Бюджетный перекрёсток».
- В семье трёх медведей отец работает электриком и получает зарплату 12 тыс. руб. Мать работает медсестрой и получает за свой труд 8 тыс. руб.
Мишутка ходит в детский сад и ничего не получает.
Назовите месячный доход этой семьи. (20000 руб.) - Какова сумма расходов, если на продукты они тратят 7 тыс. руб., за оплату берлоги они отдают 5 тыс. руб., за детский сад 2 тыс. руб., на лесной трамвай 1 тыс. руб., на обновки 4 тыс. руб.? (19) Могут ли семья медведей в этом месяце купить медвежонку велосипед за 2 тыс. руб.? Почему? Что нужно сделать?
Уважаемые знатоки экономики, я благодарю вас за игру.
Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни. Спасибо за участие и до новых встреч.
Анкета для родителей
«Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»
1. Нужно ли детям рассказывать о деньгах?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
2. Надо ли проводить работу с детьми проводить работу по финансовой грамотности?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
3. Как вы относитесь с желанием детей иметь копилку?
- положительно
- отрицательно
- затрудняюсь ответить
4. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
5. Умеет ли ребенок сам расплачиваться в магазине наличными?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
6. Как ребенок относится к труду?
- охотно принимается за дело
- неохотно принимается за дело
- затрудняюсь ответить
7. Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
8. Знают ли дети профессии родителей?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
9. Знает ли ребенок на что тратятся деньги?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
10. Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
11. Имеет ли ребенок постоянные обязанности по дому?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания в средней группе. Тему: «Знаете ли вы своего ребенка»
Цель: вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов воспитания ребенка. Заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою воспитательную деятельность....
Конспект родительского собрания в средней группе на тему: «Особенности образовательного процесса в средней группе»
Цели: Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.Задачи: Рассмотреть возрастные и инди...
конспект родительского собрания в средней группе" Воспитание сакмостоятельности у детей среднего дошкольного возраста"
Вашему вниманию хочу предложить конспект родительского собрания, которое мы проводили для родителей нашей группы. По моему мнению воспитанием самостоятельности ребёнка нужно начинать заним...
Конспект родительского собрания в средней группе на тему: «Особенности образовательного процесса в средней группе»
Конспект родительского собрания в средней группена тему: «Особенности образовательного процесса в средней группе»...
Конспект родительского собрания для средней группы детского сада Родительское собрание «Только вперед»
Собрание проводится в начале учебного года, где родителей поздравляют с началом учебного года, знакомят с новыми семьями, а так же с узкими специалистами. Родителей знакомят с особенностями детей 4-5 ...
Конспект родительского собрания в средней группе на тему: «Особенности образовательного процесса в средней группе»
Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет; познакомить родителей с задачами образовательной работы на новый учебный год; научить родителей наблюдать за ребёнком, изучать его, в...
Конспект родительского собрания в средней группе. Тема: « Как помогать ребенку развивать речь " Собрание-практикум.
Конспект родительского собрания в средней группе.Тема: « Как помогать ребенку развивать речь "Собрание-практикум. Цели и задачи:Формировать знания родителей о значении развития правиль...